Дело № 2-3387/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 сентября 2011 года г. Хабаровск Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Тарасовой А.А. при секретаре Старковой Ю. Ю. с участием Сова А. В. (представителя истца), Трубникова Ю. В. (истца), Былич Е. Г. (представителя ответчика), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска в интересах Трубникова Юрия Викторовича к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Краснофлотского района г. Хабаровска обратился в суд в интересах Трубникова Ю. В. с иском к ОАО «ДГК» о возложении обязанности. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной Прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска проверки по соблюдению норм жилищного законодательства в части начисления платы за электрическую энергию Трубникова Ю. В., проживающего по адресу г. Хабаровск ул. <данные изъяты>, установлено, что филиалом ОАО «ДГК» «Хабаровскэнерго» (далее - «Хабаровскэнергосбыт») в 2011 году направляются квитанции на оплату электрической энергии, потраченной на общедомовые нужды, в квитанциях значатся как ОДН, с использованием показаний общедомовых приборов учета электрической энергии, принятых в качестве расчетного с участием представителей филиала ОАО «ДЭК» Хабаровскэнергосбыт. Согласие на изменение порядка расчета электрической энергии, на установление общедомового прибора учета электрической энергии Трубников Ю. В. не давал. Проверки внутридомового хищения электрической энергии ОАО «ДЭК» не проводит. Общедомовой прибор учета установлен до границы раздела балансовой принадлежности и не зарегистрирован по форме КС-2. Считают, что установление оплаты за электрическую энергию, без имеющихся доказательств о ее потреблении конкретными гражданами, грубо нарушает права потребителей при продаже электрической энергии. Действующее законодательство допускает расчет потребляемой электроэнергии, как с использованием общедомовых приборов учета, так и в их отсутствие. Из содержания части 1 статьи 153, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, пункта 7 Правил представления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307), пунктов 5, 10 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», приказа Минэнерго РФ от 16 апреля 2010 года № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов» следует, что установка общедомовых приборов учета электрической энергии допускается только с согласия проживающих в многоквартирном доме граждан, при условии установки индивидуальных приборов учета. Трубников Ю. В. согласия на изменение порядка расчета платы за электрическую энергию, а также на установку общедомовых приборов учета не давал. Общедомовой прибор учета подлежит регистрации в уполномоченном органе по форме КС-2, а отсутствие такой регистрации не позволяет использовать прибор как расчетный. С учетом перечисленных обстоятельств, прокурор просил признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление, который ответчик предъявляет Трубникову Ю. В. возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Трубникову Ю, В. в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии. От истца в суд поступило заявление об уточнении исковых требований, просит суд признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление, Трубникову Ю. В. с использованием общедомового прибора учета электрической энергии, обязать ответчика исключить задолженность по оплате ОДН Трубникову Ю. В., в размере 4993 руб. 18 коп. В порядке подготовки дела к судебному разбирательству по данному дело привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, - ООО УК «Северный округ». В судебном заседании представитель истца Сова А. В., уточненные исковые требования поддержал, просил обязать ответчика исключить задолженность по оплате ОДН Трубникову Ю. В. в размере 4842 руб. 84 коп., на исковых требованиях настаивал, ссылаясь на доводы указанные в исковом заявлении. В судебном заседании истец Трубников Ю. В. уточненные исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы указанные в исковом заявлении. Представитель ответчика Былич Е. Г., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, приобщила отзыв на исковое заявление. В судебное заседание не явился представитель третьего лица не заявляющего самостоятельные требования, - ООО УК «Северный округ», о дне и месте слушания дела извещались своевременно и надлежащим образом, судебной повесткой. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ - Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствии с ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата электроэнергии производится за фактическое принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон. Как следует из материалов гражданского дела, 26 мая 2011 года Трубников Ю. В., проживающий в квартире <данные изъяты> обратился к прокурору Краснофлотского района города Хабаровска с заявлением, в котором указал, что в его адрес в квитанциях выставляется крупная сумма за потребленную электроэнергию в местах общего пользования По состоянию здоровья и возрасту самостоятельно обратиться в суд с иском не может, просит обратится в его интересах в суд с иском об обязании ответчика произвести перерасчет выставленной платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования <данные изъяты> Трубников Ю. В. является собственником квартиры <данные изъяты>, где зарегистрирован и проживает. Между управляющей организацией данного дома «Северный округ» и филиалом ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» достигнуто соглашение о передаче функций по сбору платежей граждан за потребленную электроэнергию в местах общего пользования и на общедомовые нужды филиалу ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт», что подтверждается соглашением о взаимодействии № 1В. На основании п. 1.1 Соглашения Управляющая организация передает Филиалу функции на предоставление коммунальной услуги «электроснабжение» гражданам - потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги - электроснабжение, организовывать начисление и получение платы за потребленную электрическую электроэнергию от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании Управляющей организации по договору на управление многоквартирным домом. В соответствии с положениями данного соглашения филиал ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» выставляет платежные документы (счет - квитанции) на оплату коммунальной услуги «электроснабжение», исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Согласно актов № <данные изъяты>., расчет потребленной электроэнергии (в том числе на ОДН) по дому <данные изъяты> производится по общедомовому прибору учета №<данные изъяты> Согласно выписке по начислениям ОДН Трубникову Ю. В. производится расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление с <данные изъяты> г. на общую сумму 4842 руб. 84 коп. Прокурор ссылается на отсутствие волеизъявления истца на изменение порядка оплаты электрической энергии, в результате которого расчет за данный вид коммунальных услуг стала производить не управляющая организация УК «Северный округ», а ответчик, который в счетах на оплату предъявил требования об оплате электрической энергии, использованной на общедомовые нужды. Согласно норме права, установленной частью 5 статьи 13 ФЗ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», обязанность обеспечивать до 1 января 2012 года оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой электрической энергии (общедомовыми и индивидуальными) возложена на собственников помещений в таких домах. В случае неисполнения названной обязанности в установленный законом срок, предусмотрен принудительный порядок обеспечения оснащения многоквартирных домов указанными приборами учета используемой электрической энергии, который должен быть обеспечен исполнением специализированными организациями до 1 января 2013 года за счет средств собственников помещений дома (часть 12 статьи 13 названного закона). При этом законом определены цели оснащения домов приборами учета -определение данных о количественном значении энергетических ресурсов (произведенных, переданных, потребленных) для осуществления расчетов за энергетические ресурсы (часть 2 статьи 13 закона). До установки приборов учета расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета (часть 2 статьи 13 закона). Закон устанавливает ограничения на оснащение домов приборами учета. Требования учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (часть 1 статьи 13 закона). Следует также учитывать, что согласно пункту 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ, принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, законом установлено, что исполнение установленных в нем обязанностей должно привести к тому, что расчет за электрическую энергию на основании данных о ее количестве по приборам учета должен быть более выгодным по сравнению с расчетным методом определения количества такой энергии. При этом закон допускает отложение установки таких приборов учета до 1 января 2013 года в отношении домов, собственники которых приняли решение об их капитальном ремонте, в том числе с целью обеспечения энергосбережения. Кроме того, в силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ, приобретенные за счет собственников помещений многоквартирного дома общедомовые приборы учета электрической энергии становятся общим имуществом дома, находящимся в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома. В процессе исполнения обязанности по оснащению домов приборами учета электрической энергии, собственники помещений в многоквартирном доме наделены правом на получение предложения от соответствующей организации об оснащении дома приборами учета (часть 10 статьи 13 закона); правом на обращение в соответствующую организацию с предложением заключить договор на установку такого прибора, участвовать в согласовании цены договора, требовать выплату неустойки при нарушении срока исполнения договора, правом на рассрочку оплаты договора равными долями в течение пяти лет с даты заключения договора (часть 9 статьи 13 закона); правом на получение финансовой поддержки (для отдельных категорий граждан в случае предоставления такой поддержки за счет средств бюджета субъекта федерации или муниципального образования - часть 11 статьи 13 закона). Принимая во внимание приведенные положения закона, суд считает, что нормы права, предусмотренные Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», предоставляют собственникам помещений в многоквартирном доме право в добровольном порядке в установленные законом сроки принимать решение об установке общедомовых приборов учета используемой электрической энергии, в том числе с предварительным проведением капитального ремонта дома. Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя оплату за электроснабжение. Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении. Согласно части 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), либо для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (с 08 июня 2011 года - часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ). Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 02.05.2007 г. №8167-ЮТ/07). Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ). Согласно абз. 1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 (действовавших в период возникновения спорных отношений), предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем, согласно абз. 2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК). Исполнитель коммунальные услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.01.2006 г. №530). Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей: оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения; использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использование электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме); для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Решением Верховного Суда РФ от 6 октября 2008 года № ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил. Вместе с тем, суд считает, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для её использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую организацию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. Такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика (ресурсоснабжающей организации) по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей организацией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. При таких обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить исковые требования истца в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Трубникова Юрия Викторовича с использованием общедомового приборов учета электрической сети. Обязать ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице «Хабаровскэнергосбыт» исключить задолженность по оплате общедомовых нужд Трубникову Юрию Викторовичу размере 4842 руб. 84 коп. Решение может быть обжаловано в 10-тидневный срок в Хабаровский краевой суд через суд его вынесший. Судья Для исключений