2-4444/2011 Решение именем Российской Федерации 14 октября 2011 г. г. Хабаровск Индустриальный районный суд г.Хабаровска в составе: председательствующего судьи Подреза О.А., при секретаре Лучнике А.В., с участием представителя истца прокурора Железнодорожного района г.Хабаровска Колесникова А.В. - помощника прокурора Железнодорожного района г.Хабаровска Борисенко О.С., представителя третьего лица ООО «Управляющая компания «Бруслит Сервис» Песчинской Е.А.., доверенность от 01.03.2011 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Хабаровска, в интересах Осинцевой Надежды Михайловны, к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт», о признании противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление с использованием общедомового прибора учета, о возложении обязанности на ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электрическую энергию, установил: Прокурор Железнодорожного района г.Хабаровска, в интересах Осинцевой Н.М., обратился к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт», о признании противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление с использованием общедомового прибора учета, о возложении обязанности на ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электрическую энергию. В обосновании требований истец указал следующее. По результатам проверки установлено, что Осинцевой Н.М. с апреля 2010 года ежеквартально филиалом ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» «Хабаровскэнергосбыт» («Хабаровскэнергосбыт») направлялись квитанции на оплату электрической энергии, потраченной на общедомовые нужды (ОДН), с использованием показаний общедмовых приборов учета электрической энергии, принятых в качестве расчетного с участием представителей филиала ОАО «ДЭК» Хабаровскэнергосбыт. Согласие на изменение порядка расчета электрической энергии, на установление общедомового прибора учета электрической энергии Осинцева Н.М. не давала. Проверки внутридомового хищения электрической энергии ОАО «ДЭК» не проводит. Установление общедомовых приборов учета электрической энергии должно осуществляться только с согласия проживающих в конкретном многоквартирном доме граждан. Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства РФ грубо нарушают жилищные права граждан, в частности право на выбор оплаты коммунальных услуг. Исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. № 530. Как следует из п.89 указанных Правил, а также пп. «в» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчёт и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а так же на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161,162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года №530, независимо от наличия(отсутствия) соответствующих договоров, несёт обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. В свою очередь указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения, допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определённого на основании показаний общедомовых приборов учёта, и не связан пред гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатаратами на содержание общего имущества дома. Осинцева Н.М. является инвалидом, обратилась в прокуратуру Железнодорожного района города Хабаровска с заявлением о защите его жилищных прав, в частности, нарушения права на оплату коммунальных услуг, соответствующую потребленному объему. В связи с чем, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, истец просит признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Осинцевой Н.М. с использование общедомого приборов учета электрической энергии и Обязать ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» произвести перерасчет по оплате за ОДН Осинцевой Н.М. за весь период 2010-2011 годов. В соответствии с частью 4 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика. Представитель третьего лица ООО «Управляющая компания «Бруслит Сервис» Песчинская Е.А. пояснила, что ответчик устанавливает счетчики, а потом уже проводятся собрания жильцов, которые и решают вопрос об их установке. Такая практика уже сложилась по городу, так как у ОАО «ДЭК» есть определенный план, который им надо соблюдать. Суд приходит к следующему выводу. Согласно заявлению Осинцева Н.М. обратилась к прокурору Железнодорожного района г.Хабаровска с заявлением об оказании ей помощи в отстаивании ее нарушенных прав при взимании платы за потребляемую электрическую энергию в местах общего пользования. Осинцева Н.М. является инвалидом, собственником <адрес> и проживает в ней. Согласно части 3 статьи №30 Жилищного кодекса РФ,собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Осинцевой Н.М. с апреля 2010 г. по указанной квартире предъявлены требования об оплате электроэнергии на общедомовое потребление (общедомовые нужды), что подтверждается квитанциями об оплате за электрическую энергию и не оспаривается и ответчиком Согласно договору управления многоквартирным домом №№1/15-у от 27.08.2008 г. ООО «Управляющая компания «Бруслит Сервис» осуществляет функции по управлению домом №в по <адрес> в <адрес>. Согласно частью 5 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», обязанность обеспечить до 1 января 2012 г. оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой электрической энергии (общедомовыми и индивидуальными) возложена на собственников помещений в таких домах. В случае неисполнения названной обязанности в установленный законом срок, предусмотрен принудительный порядок обеспечения оснащения многоквартирных домов указанными приборами учета используемой электрической энергии, который должен быть обеспечен исполнением специализированными организациями до 1 января 2013 г. за счет средств собственников помещений дома (часть 12 статьи 13 названного закона). При этом законом определены цели оснащения домов приборами учета -определение данных о количественном значении энергетических ресурсов (произведенных, переданных, потребленных) для осуществления расчетов за энергетические ресурсы (часть 2 статьи 13 закона). До установки приборов учета расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета (часть 2 статьи 13 закона). Закон устанавливает ограничения на оснащение домов приборами учета. Требования учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (часть 1 статьи 13 закона). Следует также учитывать, что согласно пункту 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ, принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, законом установлено, что исполнение установленных в нем обязанностей должно привести к тому, что расчет за электрическую энергию на основании данных о ее количестве по приборам учета должен быть более выгодным по сравнению с расчетным методом определения количества такой энергии. При этом закон допускает отложение установки таких приборов учета до 1 января 2013 г. в отношении домов, собственники которых приняли решение об их капитальном ремонте, в том числе с целью обеспечения энергосбережения. Кроме того, в силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ, приобретенные за счет собственников помещений многоквартирного дома общедомовые приборы учета электрической энергии становятся общим имуществом дома, находящимся в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома. В процессе исполнения обязанности по оснащению домов приборами учета электрической энергии, собственники помещений в многоквартирном доме наделены правом на получение предложения от соответствующей организации об оснащении дома приборами учета (часть 10 статьи 13 закона); правом на обращение в соответствующую организацию с предложением заключить договор на установку такого прибора, участвовать в согласовании цены договора, требовать выплату неустойки при нарушении срока исполнения договора, правом на рассрочку оплаты договора равными долями в течение пяти лет с даты заключения договора (часть 9 статьи 13 закона); правом на получение финансовой поддержки (для отдельных категорий граждан в случае предоставления такой поддержки за счет средств бюджета субъекта федерации или муниципального образования - часть 11 статьи 13 закона). Таким образом, нормы права, предусмотренные Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», предоставляют собственникам помещений в многоквартирном доме право в добровольном порядке в установленные законом сроки принимать решение об установке общедомовых приборов учета используемой электрической энергии, в том числе с предварительным проведением капитального ремонта дома. Осинцева Н.М. является собственником жилого помещения. Поскольку Осинцева Н.М. является собственником жилого помещения: то она является участником отношений, регулируемых статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации». Ответчиком подтверждено, что собственники помещений жилого <адрес> в <адрес> не принимали решения об установки приборов учета общедомового потребления электрической энергии. Кроме того, того собственник жилого помещения Осинцева Н.М. не давала согласие на изменение порядка оплаты электрической энергии, в результате которого расчет за данный вид коммунальных услуг стал производить ответчик ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», который в счетах на оплату предъявил требования об оплате электрической энергии, использованной на общедомовые нужды. Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение. Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении. Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за со держание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), либо для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном ломе (с 8 июня 2011 года - часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодека РФ). Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8167-ЮТ/07). Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ). Согласно абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (действовавших в период возникновения спорных отношений), предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем, согласно абз.2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК). Исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006. года ЛЬ 530). Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей: оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения; использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме); для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Решением Верховного Суда РФ от 6 октября 2008 года № ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил. Вместе с тем, суд признает обоснованным довод истца, о том, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для её использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую организацию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. В свою очередь указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжение, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика (ресурсоснабжающей организации) по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей организацией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. При указанных обстоятельства, суд признает, что расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Осинцевой Надежды Михайловны произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с использованием общедомового прибора учета с апреля 2010 г. по <адрес> противоречит указанным выше нормативным актам. Суд рассматривает гражданское дело в пределах заявленного иска. В связи с чем, подлежит удовлетворению иск прокурора о возложении на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанности произвести перерасчет платы за электрическую энергию Осинцевой Надежде Михайловне, проживающей в <адрес>, за весь период 2010 - 2011 годов. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194 - 199 ГПК РФ, суд решил: Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Осинцевой Надежде Михайловне, произведенный открытым акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания» с 2010 года с использованием общедомового прибора учета электрической энергии по <адрес>В по <адрес>. Возложить на открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Осинцевой Надежде Михайловне, проживающей в городе Хабаровске улица Больничная дом №2В квартира №6, за весь период выставления платы на общедомовое потребление с 2010 года в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Индустриальный районный суд г.Хабаровска. Председательствующий Мотивированное решение составлено 19.10.2011 г.