о признании действий незаконными, возложении обязанности - удовлетворено



Дело №2-4092/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2011 года       г.Хабаровск

Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе

председательствующего судьи - И.Н.Осиповой

с участием представителя ответчика ОАО «ДЭК» - Майоренко М.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания - Ермоловой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бугаева Константина Павловича к отрытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о признании действий незаконными, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Истец Бугаев К.П. обратился в суд с иском к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания». В обоснование иска указал, что он является собственником <адрес> по <адрес> в <адрес>. ООО «Городская управляющая компания - служба заказчика» является управляющей организацией для многоквартирного дома, в котором расположена его квартира на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между собственниками помещений и ООО « Городской управляющей компанией - служба заказчика». До октября 2010 года он оплачивал поставляемую энергию только по индивидуальному прибору учета. С октября 2010 года филиал «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» ему выставляет счета на оплату электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды. Указанные действия считает незаконными, ссылаясь на то, что действующее законодательство допускает расчет потребляемой электроэнергии как с использованием общедомовых приборов учета, так и в их отсутствие. Из содержания части 1 статьи 153, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, пункта 7 Правил представления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307), пунктов 5, 10 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», приказа Минэнерго РФ от 16 апреля 2010 года № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов» следует, что установка общедомовых приборов учета электрической энергии допускается только с согласия проживающих в многоквартирном доме граждан, при условии установки индивидуальных приборов учета. ФИО4. согласия на изменение порядка расчета платы за электрическую энергию, а также на установку общедомовых приборов учета не давала. Общедомовой прибор учета подлежит регистрации в уполномоченном органе по форме КС-2, а отсутствие такой регистрации не позволяет использовать прибор как расчетный. С учетом перечисленных обстоятельств, истец просит признать действия ОАО «ДЭК» по выставлению счетов к оплате за элекроэнергию за период с октября 2010 года по июнь 2011 года незаконными; обязать ответчика снять выставленные ему к оплате за электроэнергию, потребленную на ОДН в сумме 9852 рубля 69 копеек и исключить указанную сумму из его лицевого счета; признать действия ответчика по направлению ему уведомления о введении ограничения или приостановления режима потребления электроэнергии незаконными.

Истец Бугаев К.П. в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ОАО «ДЭК» - Майоренко М.В., в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, предоставила письменный отзыв, в котором просят в иске отказать, ссылаясь на изложенные в отзыве основаниях.

Представитель третьего лица ООО « Городская управляющая компания - служба заказчика» в судебном заседании не присутствовал о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя ответчика, исследовав и оценив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Бугаев К.П. является собственником жилого помещения <адрес> по <адрес> в <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.

Между управляющей организацией данного дома ООО «Городская управляющая компания - служба заказчика» <адрес> и филиалом ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» достигнуто соглашение о передаче функций по сбору платежей граждан за потребленную электроэнергию в местах общего пользования и на общедомовые нужды филиалу ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт».

На основании п. 1.1 Соглашения Управляющая организация передает Филиалу функции на предоставление коммунальной услуги «электроснабжение» гражданам - потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги - электроснабжение, организовывать начисление и получение платы за потребленную электрическую электроэнергию от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании Управляющей организации по договору на управление многоквартирным домом.

В соответствии с положениями данного соглашения филиал ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» выставляет платежные документы (счет-квитацнии) на оплату коммунальной услуги «электроснабжение», исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ расчет потребленной электроэнергии (в том числе на ОДН) по дому <адрес> <адрес> производится по общедомовому прибору учета .

Согласно предоставленных квитанций с октября 2011 года Бугаеву К.П. производится начисления платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя оплату за электроснабжение.

Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.

Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), либо для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (с 08 июня 2011 года - часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 02.05.2007 г. №8167-ЮТ/07).

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целью управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).

Согласно абз. 1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 (действовавших в период возникновения спорных отношений), предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем, согласно абз. 2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).

Исполнитель коммунальные услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.01.2006 г. №530).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей:

оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения;

использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использование электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);

для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Решением Верховного Суда РФ от 6 октября 2008 года № ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил.

Вместе с тем, суд считает, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для её использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую организацию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. Такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика (ресурсоснабжающей организации) по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей организацией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

По заявленным требованиям о признании действий ответчика в части направления уведомлений о введении ограничения или приостановления режима подачи электроэнергии в квартиру истца, суд исходит из рассматриваемых требований, до вынесения решения ответчик действовал в рамках установленных положений по работе с лицами имеющих задолженность. В суд представлено не было, что истцу были произведены ограничения или приостановления подачи электрической энергии.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бугаева Константина Павловича удовлетворить.

Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Бугаеву Константина Павловича, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с октября 2010 года по июнь 2011 года в <адрес> по <адрес> в <адрес>.

Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Бугаеву Константину Павловичу в <адрес> по <адрес> в <адрес> с октября 2010 года.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток с момента вынесения путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд города Хабаровска.

Судья        И.Н.Осипова

решение в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2011 года