суд установил, что истец имеет право на назначение пенсии



Дело № 2-3574/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2011года                                                                                г. Хабаровск

Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе

председательствующего судьи Симаковой М.Е.,

с участием

истца Кусенковой Т.А.,

представителя ответчика - Ткаченко Т.Ю.,

при секретаре судебного заседания Румянцевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кусенковой Т.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) о признании права на пенсию,

Установил:

Кусенкова Т.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) - далее УПФР, которым просит засчитать в стаж работы необходимый для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестра терапевтического отделения, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры эндоскопического отделения в ГМУ «Краевая клиническая больница - Дальневосточный медицинский центр», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, один год как год и шесть месяцев. Просит также возложить на ответчика обязанность назначить пенсию с момента обращения за ее назначением - с ДД.ММ.ГГГГ и взыскать с ответчика расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме 200 рублей. Требование мотивировано тем, что ответчик своим решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, за которой она обратилась как медицинский работник в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Отказ был мотивирован отсутствием у нее требуемого стажа - 30 лет на соответствующих видах работ и в соответствующих учреждениях.

В судебном заседании истец Кусенкова Т.А. заявленные требования поддержала, указав на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Уточнила период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а именно, просила включить в стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, один год как год и шесть месяцев.

В судебном заседании представитель ответчика Ткаченко Т.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, сославшись на основания, изложенным ей в письменном отзыве.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, и оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

ДД.ММ.ГГГГ Кусенкова Т.А. обратилась в Управление ПФР за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ , Кусенковой Т.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием специального стажа в 30 лет, требуемого в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Указанным решением, в специальный стаж Кусенковой Т.А. было засчитано 26 лет 01 месяц 18 дней.

Не засчитано 04 года 06 месяцев 18 дней, в том числе: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как включение таких периодов в специальный стаж не предусмотрено Правилами от 11.07.2002 года № 516; периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестра терапевтического отделения, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры эндоскопического отделения в ГМУ «Краевая клиническая больница - Дальневосточный медицинский центр», так как работа протекала в учреждении, не поименованном в Списке от 06.09.1991 № 464.

Согласно п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального Закона № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях» назначение досрочной трудовой пенсии устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицом, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на работу в Краевую клиническую больницу на должность медсестры отделения сосудистой хирургии. С ДД.ММ.ГГГГ Кусенкова Т.А. была переведена на должность медицинской сестры терапевтического отделения. С ДД.ММ.ГГГГ была переведена медицинской сестрой в эндоскопическое отделение, где продолжает работать по настоящее время.

Иные записи в трудовой книжке свидетельствуют только о переименовании лечебного учреждения, в котором работает Кусенкова Т.А.

Суд установил, что юридическое лицо - государственное медицинское учреждение - «Хабаровская краевая клиническая больница » несколько раз изменяло наименование, однако цели и направления деятельности больницы не изменялись, учредитель юридического лица - комитет по управлению имуществом Хабаровского края также не изменялся, что полностью подтверждается представленными в материалах дела Уставами.

В 1996 году ГМУ «Хабаровская краевая клиническая больница » была переименована в ГМУ «Краевая клиническая больница - Дальневосточный медицинский центр «Дальмедцентр».

Согласно Уставу, зарегистрированному ДД.ММ.ГГГГ, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая клиническая больница » имени профессора С.И.Сергеева департамента здравоохранения администрации Хабаровского края является правопреемником ГУЗ «Краевая клиническая больница - Дальневосточный медицинский центр».

При этом с изменением наименований лечебного учреждения, все цели и задачи учреждения, форма собственности, оставались прежними. Из чего следует, что лечебное учреждение в спорный период времени являлось государственным некоммерческим учреждением с такими основными направлениями деятельности, как оказание первичной медико-санитарной помощи; оказание стационарной квалифицированной и специализированной помощи, экстренной лечебно-консультативной помощи населению и т.п..

На основании изложенного суд приходит к выводу, что трудовая деятельность Кусенковой Т.А. в спорный период времени была связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, осуществляемой в государственном учреждении здравоохранения. При таких обстоятельствах, доводы ответчика, что периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры терапевтического отделения, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры эндоскопического отделения в ГМУ «Краевая клиническая больница - Дальневосточный медицинский центр» не подлежит включению в специальный стаж стаж, дающий право на пенсию, так как работа протекала в учреждении, не поименованном в Списке от ДД.ММ.ГГГГ , суд отклоняет как необоснованные, так как право на досрочное назначение пенсии, в том числе по льготным основаниям определяется не названием учреждения, а видом деятельности медучреждения и характером выполняемой работы.

Также истице было отказано во включении в специальный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации, при этом УПФР сослалось на то, что включение таких период в специальный стаж не предусмотрено Правилами № 516.

Суд считает действия пенсионного фонда не обоснованными и противоречащими нормам трудового и пенсионного законодательства РФ, поскольку положениями статьи 54 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" N 5487-1 от 22.07.1993 года (с изм. и доп.), закреплено, что одним из обязательных условий для занятия медицинской деятельностью в Российской Федерации, является наличие у лица сертификата специалиста, выданного на основании послевузовского специального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация).

Сертификат специалиста выдается сроком на 5 лет, следовательно, каждые пять лет, медицинские работники вынуждены проходить обучение, либо расторгать трудовой договор, так как незаконное занятие медицинской деятельностью - уголовно наказуемое деяние. Таким образом, повышение квалификации является не правом, а прямой обязанностью каждого медицинского работника.

С учетом вышеизложенного суд считает, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат зачету в стаж, дающий право на пенсию.

Разрешая требования истицы о включении в специальный стаж период нахождения в отпуске по беременности и родам и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, суд исходит из следующего.

Согласно абз. 3 п.11 Постановления пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. № 25 по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В период спорных правоотношений действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. № 464 согласно п. 2 которого, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы засчитывался в стаж работы, как один год и шесть месяцев.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.01.1999 года № 28 утвержден перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений. Периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медицинской сестрой в отделении сосудистой хирургии, отделении реанимации и анестезиологии включены в специальный стаж в льготном исчислении.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в отпуске по беременности и родам, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком. Данные периоды были включены истице в специальный стаж в календарном исчислении.

Суд считает, что периоды нахождения истицы в вышеуказанных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( с ДД.ММ.ГГГГ истица переведена медсестрой терапевтического отделения) подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, как год работы за один год и шесть месяцев.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 4,5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 (в редакции от 15.04.92), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции ПриказаМинздравмедпрома России N 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации N 66 от 25.06.96, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.

Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

С принятием ЗаконаРоссийской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведённых выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", предусмотрено, что данные периоды подлежат включению в стаж, если они имели место до 06 октября 1992 года.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребёнком Кусенковой Т.А. начался 30 декабря 1988 года, то есть в период действия названных нормативных актов, с учётом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет с 30.12.1988 года по 14.09. 1991г., подлежит включению в стаж работы Кусенковой Т.А., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в льготном исчислении.

Таким образом, при зачете вышеуказанных периодов деятельности истицы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, на дату ее обращения к ответчику она имела необходимый для назначения льготной пенсии 30-летний стаж, и ее требование о возложении на УПФР обязанности назначить ей пенсию с момента обращения, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Кусенковой Т.А. удовлетворить частично.

Включить Кусенковой Т.А. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в Государственном медицинском учреждении «Краевая клиническая больница- Дальневосточный медицинский центр» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры терапевтического отделения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры эндоскопического отделения; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, как один год и шесть месяцев.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) назначить Кусенковой Татьяне Алексеевне досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд в течение десяти дней с даты составления мотивированного решения суда, через суд вынесший решение.

Судья               М.Е.Симакова