о признании незаконным производимые начисления, возложении обязанности - удовлетворено



Дело №2-4759/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2011 года       г.Хабаровск

Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе

председательствующего судьи - И.Н.Осиповой

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска - Рапанович В.А.,

при секретаре судебного заседания - Ермоловой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснофлотского района города Хабаровска в интересах Соиной Раисы Павловны к отрытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» о признании незаконным производимых начислений, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Краснофлотского района города Хабаровска обратился в суд с иском в интересах Соиной Р.П. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания».

В обоснование иска указал, что с сентября 2010 года ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» направляла квитанции на оплату электрической энергии, потраченной на общедомовые нужды (ОДН) Соиной Р.П., проживающей по адресу <адрес>. Согласие на изменение порядка расчета электрической энергии, на установление общедомового прибора учета электрической энергии Соина Р.П. не давала. Действующее законодательство допускает расчет потребляемой электроэнергии как с использованием общедомовых приборов учета, так и в их отсутствие. Из содержания части 1 статьи 153, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, пункта 7 Правил представления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307), пунктов 5, 10 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», приказа Минэнерго РФ от 16 апреля 2010 года № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов» следует, что установка общедомовых приборов учета электрической энергии допускается только с согласия проживающих в многоквартирном доме граждан, при условии установки индивидуальных приборов учета. Общедомовой прибор учета подлежит регистрации в уполномоченном органе по форме КС-2, а отсутствие такой регистрации не позволяет использовать прибор как расчетный. С учетом перечисленных обстоятельств, прокурор просил признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление, который ответчик предъявляет Соиной Р.П., возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Соиной Р.П.в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии.

Представитель истца - старший помощник прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска Рапанович В.А. на исковых требованиях настаивала по обстоятельствам указанным в исковом заявлении. В дополнение заявленных требований указала, что просит возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет выставленной к оплате электрической энергии на общедомовые нужды за период с марта 2011 года по июль 2011 года в общей сумме 3471 рублей 73 копейки.

Соина Р.П.. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была уведомлена.

Представитель ответчика ОАО «ДЭК» в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется письменные возражения на иск, в котором просят отказать в удовлетворении исковых требования прокурора и рассмотреть данное дело в их отсутствие.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в <адрес> зарегистрирована и проживает Соина Р.П.

Между управляющей организацией данного дома ООО «<адрес>» и филиалом ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» достигнуто соглашение о передаче функций по сбору платежей граждан за потребленную электроэнергию в местах общего пользования и на общедомовые нужды филиалу ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт».

На основании Соглашения Управляющая организация передает Филиалу функции на предоставление коммунальной услуги «электроснабжение» гражданам - потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги - электроснабжение, организовывать начисление и получение платы за потребленную электрическую электроэнергию от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании Управляющей организации по договору на управление многоквартирным домом.

В соответствии с положениями данного соглашения филиал ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» выставляет платежные документы (счет-квитацнии) на оплату коммунальной услуги «электроснабжение», исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ расчет потребленной электроэнергии (в том числе на ОДН) по дому <адрес> производится по общедомовому прибору учета .

Согласно предоставленных квитанций за период с января 2011 года по июль 2011 год Соиной Р.П. производится начисления платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление: в марте 2011 года 449 кВт; в июне 2011 года 517кВт; в июле 2011 года 195 кВт, того всего 1161 кВт, на общую суму 3471 рубль 73 копейки.в.

Прокурор ссылается на отсутствие волеизъявления истицы на изменение порядка оплаты электрической энергии, в результате которого расчет за данный вид коммунальных услуг стала производить не управляющая организация ООО «<адрес>», а ответчик, который в счетах на оплату предъявил требования об оплате электрической энергии, использованной на общедомовые нужды.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя оплату за электроснабжение.

Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.

Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), либо для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (с ДД.ММ.ГГГГ - часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 02.05.2007 г. №8167-ЮТ/07).

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целью управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).

Согласно абз. 1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 (действовавших в период возникновения спорных отношений), предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем, согласно абз. 2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).

Исполнитель коммунальные услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.01.2006 г. №530).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей: -оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения; -использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использование электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме); -для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Решением Верховного Суда РФ от 6 октября 2008 года № ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил.

Вместе с тем, суд считает, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для её использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую организацию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. Такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика (ресурсоснабжающей организации) по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей организацией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

По представленным квитанциям суд приходи к выводу, что в за период с января 2011 года по июль 2011 год Соиной Р.П. незаконно были выставлена счета на оплату 1161 кВт, на общую сумму 3471 рубль 73 копейки. Суд считает, что данная сумма должна быть ответчиком снята с задолженности потребителя Соиной Р.П..

При разрешения вопроса о государственной пошлине, суд руководствуется ст. 103 ГПК, где указано что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Краснофлотского района города Хабаровска в интересах Соиной Раисы Павловны удовлетворить.

Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Соиной Раисе Павловне, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с января 2011 года по июль 2011 год года в <адрес>, на общую сумму 3471 рубль 73 копейки.

Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Соиной Раисе Павловне в <адрес> с января 2011 года по июль 2011 год года, на сумму 3471 рубль 73 копейки.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток с момента вынесения путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд города Хабаровска.

Председательствующий судья:     И.Н.Осипова

Решение в окончательной форме изготовлено 02 ноября 2011 года