Гражданское дело № 2-4798/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 ноября 2011 г. г.Хабаровск Индустриальный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Герасимовой И.И. с участием прокурора Сова А.В. при секретаре судебного заседания Шаповаловой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска в интересах Телиженко В.Н. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства и произвести перерасчет оплаты за электрическую энергию, У С Т А Н О В И Л: Прокурор обратился в суд с иском в интересах Телиженко В.Н. к ответчику ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства и произвести перерасчет оплаты за электрическую энергию, ссылаясь на то, чтопрокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска проведена проверка соблюдения норм жилищного законодательства в части начисления платы за электрическую энергию Телиженко В.Н.., проживающей в <адрес>. По результатам проверки установлено, что Телиженко В.Н. ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», начиная с января 2010 г., направлялись квитанции на оплату электрической энергии, потраченную на общедомовые нужды (ОДН) с использованием показаний общедомовых приборов учета электрической энергии, принятых в качестве расчетного с участием представителей филиала ОАО «ДЭК» Хабаровскэнергосбыт.Телиженко В.Н. своего согласия на изменение порядка расчета электрической энергии, на установление общедомового прибора учета электрической энергии недавала. Ответчиком нарушены требования действующего законодательства, в связи с чем истец обратился в суд в интересах Телиженко В.Н. с данным иском. В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просил произвести перерасчет оплаты за электрическую энергию Телиженко В.Н. за период с 01.01.2010 г. по 31.10.2011 г. в размере 638 руб. 67 коп. В судебное заседание истец Телиженко В.Н. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца. В судебное заседание представитель ответчика ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, содержащий просьбу о рассмотрении дела без его участия. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В судебное заседание привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель ООО Управляющей компании «Северный округ» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании, на основании заявления Телиженко В.Н. прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска проведена проверка соблюдения норм жилищного законодательства в части начисления платы за электрическую энергию. В результате проверки выявлены нарушения законодательства. Согласно сообщению ОАО «ДЭК» от 17.11.2011 г. начисление платы за потребленную электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета жителям <адрес> производится с 01.01.2010 г. В указанном доме был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии типа ЦЭ 6822 № 75857601, который был принят в эксплуатацию в качестве расчетного 02.12.2009 г.комиссией в составе представителей сетевой организации ООО «Хабаровская горэлектросеть» и управляющей компании ООО «Северный округ» в присутствии представителя ОАО «ДЭК». Комиссией было обследовано электрооборудование мест общего пользования на предмет выявления несанкционированных подключений, о чем указано в акте приемки. За период с 01.01.2010 г. по 31.10.2011 г. жильцам <адрес> выставлено за ОДН 638 руб. 67 коп. Из акта № 6-8 от 02.12.2009 г., составленного электромонтером ОАО «Хабаровская горэлектросеть», главным энергетиком ООО УК «Северный округ», ведущим инженером ОАО «ДЭК», усматривается, что в <адрес> энергоснабжение осуществляется от ТП-1341 по КЛ (ВЛ)-0,4 КВ, прибор учета ЦЭ 6822 № 75857601, год выпуска 2007. Общедомовому прибору учета подконтрольны МОП, подъезды с 1 по 8, квартиры с 1 по 119, нежилое помещение ГРУ от ВРУ- 0,4 кВ, доступа к приборам учета нет, договор № 494. Актом от 28.05.2009 г., составленным представителями ОАО «Хабаровская горэлектросеть», ОАО «ДЭК», ООО УК «Северный округ», установлено, что в <адрес> в подъезде № 4 подключен прибор ЦЭ 6822 № 75857601, 2007 год выпуска, ему подконтрольны квартиры с 1 по 120, лифты и МОП подъезды с 1 по 8, нежилых помещений нет. В соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно положениям ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 указанной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. В соответствии с ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 указанной статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 указанной статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных указанным Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов» утверждена примерная форма предложения об установлении приборов учета энергоресурсов. Согласно указанной форме организация обращается к конкретному гражданину для дачи согласия на оборудование общедомовым либо индивидуальным прибором учета энергоресурсов. В соответствии с п. 89 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, а также п.п. «в» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчёт и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора обязанности по управлению общим имуществом дома возлагаются на управляющую компанию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несёт обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. Указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения, допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определённого на основании показаний общедомовых приборов учёта, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. Из представленной представителем ответчика сверки начисления платежей за электрическую энергию усматривается, что по <адрес> начислялись платежи за электрическую энергию по общедомовому прибору учета, начиная с 01.01.2010 г. Согласно квитанциям ОАО «ДЭК» за январь 2010 г. - октябрь 2011 г. Телиженко В.Н. оплачены начисления за электроэнергию, в том числе, по общедомовому прибору учета. /л.д. 13-18, 23/. При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за электрическую энергию. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК взысканию с ответчика в доход государства подлежит государственная пошлина в размере 200 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Удовлетворить исковые требования прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска в интересах Телиженко В.Н. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства и произвести перерасчет оплаты за электрическую энергию. Возложить обязанность на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» произвести перерасчет платы за электрическую энергию Телиженко В.Н. по <адрес> за период с 01.01.2010 г. по 31.10.2011 г. в сумме 638 руб. 67 коп. Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в доход Муниципального образования городского округа «Город Хабаровск» госпошлину в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Хабаровска. Судья И.И.Герасимова Решение принято в окончательной форме 30 ноября 2011 г.