Гражданское дело № 2-4140/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 ноября 2011 г. г.Хабаровск Индустриальный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Герасимовой И.И. с участием истцов Гербер Р.Г., Кожевниковой Л.И., Леоненко М.Е. с участием представителя третьего лица Новомодной Я.В. при секретаре судебного заседания Шаповаловой А.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гербер Р.Г., Кравцовой О.С., Кожевниковой Л.И., Зуборева И.А., Леоненко М.Е., Корековой Н.В., Романенко Г.В., Демьяненко Т.В. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» об исключении из учета показаний общедомового прибора учета и возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за электрическую энергию, У С Т А Н О В И Л: Истцы обратились в суд с иском к ответчику ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» об исключении из учета показаний общедомового прибора учета и возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за электрическую энергию, ссылаясь на то, что являются жильцами <адрес> в феврале 2011 г. получили квитанции на оплату электрической энергии, в которых числилась задолженность по оплате электроэнергии за 2010 г. С заявлением о проведении проверки истцы обратились в жилищную инспекцию, в результате проведенной проверки были выявлены нарушения норм жилищного законодательства в части начисления платы за электрическую энергию истцам потраченную на общедомовые нужды (ОДН) с использованием показаний общедомовых приборов учета электрической энергии, принятых в качестве расчетного с участием представителей филиала ОАО «ДЭК» Хабаровскэнергосбыт. Износ жилого <адрес> составляет 70 %, в связи с чем он относится к ветхому жилью. Истцы просят исключить из учета показаний общедомового прибора учета и возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет оплаты за электрическую энергию, поскольку требования законодательства об установлении общедомовых приборов учета не распространяется на ветхое жилье. В судебном заседании истец Гербер Р.Г. поддержала исковые требования, сославшись на обстоятельства, указанные в исковом заявлении. В судебном заседании истец Кожевникова Л.И. поддержала исковые требования, сославшись на обстоятельства, указанные в исковом заявлении. В судебном заседании истец Леоненко М.Е. поддержала исковые требования, сославшись на обстоятельства, указанные в исковом заявлении. В судебное заседание истцы Кравцова О.С., Зубарев И.А., Корекова Н.В., Романенко Г.В., Демьяненко Т.В. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела без их участия. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов. В судебное заседание представитель ответчика ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов. В судебном заседании привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель МУП г. Хабаровска «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах» Новомодная Я.В. поддержала исковые требования, пояснив, что <адрес> является ветхим и аварийным. Между ОАО «ДЭК» и МУП г. Хабаровска «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах» заключено соглашение о взаимодействии, согласно которому ОАО «ДЭК» приняло на себя обязательства снимать показания приборов учета электрической энергии, осуществлять расчет и получение платы за потребленную электрическую энергию от потребителей, производить перерасчеты за коммунальные услуги. Установление общедомового прибора учета электрической энергии является прерогативой ответчика. Выслушав истцов, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании, на основании заявления Леоненко М.Е., Кожевниковой О.С. государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края проведена проверка соблюдения норм жилищного законодательства в части начисления платы за электрическую энергию. В результате проверки выявлены нарушения законодательства. /л.д. 15/. Из акта от 13.05.2011 г. /л.д. 192/, составленного инженером по техническому аудиту ОРУК, энергетиком МУП г. Хабаровска «УО МКД», усматривается, что в <адрес> выявлены несанкционированных подключений к внутридомовым электрическим сетям. Общедомовой прибор учета расположен в ящике на фасаде дома на уровне 2 этажа. Общедомовому прибору учета подконтрольны квартиры с 1 по 8, освещение МОП 1 подъезда, несанкционированные подключения отсутствуют. Актом от 18.10.2010 г. /л.д. 193/, составленным электромонтером ОАО «Хабаровская горэлектросеть», энергетиком МУП г. Хабаровска «СЗ по ЖКУ», установлено, что в <адрес> установлен электросчетчик типа СЕ-301 № 009255032000117, год выпуска 2010. Согласно приложению № 3 к решению Хабаровской городской думы о программе «Переселение граждан г. Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003-2010 г.» от 16.09.2003 г. 9 семей из 8 квартир <адрес> подлежат переселению из ветхого жилья. /л.д. 18-20/. В соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно положениям ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии). Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 указанной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. В соответствии с ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 указанной статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 указанной статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных указанным Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов» утверждена примерная форма предложения об установлении приборов учета энергоресурсов. Согласно указанной форме организация обращается к конкретному гражданину для дачи согласия на оборудование общедомовым либо индивидуальным прибором учета энергоресурсов. В соответствии с п. 89 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, а также п.п. «в» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчёт и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора обязанности по управлению общим имуществом дома возлагаются на управляющую компанию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несёт обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. Указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения, допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определённого на основании показаний общедомовых приборов учёта, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. Из представленных представителем ответчика расчетов за общедомовое потребление электрической энергии усматривается, что по квартирам <адрес> начислялись платежи за электрическую энергию по общедомовому прибору учета, начиная с 01.01.2011 г. по 31.07.2011 г. /л.д. 184-191/. Согласно лицевым счетам, выданным МУП г.Хабаровска «РКЦ», нанимателем <адрес> является Кожевникова Л.И., нанимателем <адрес> является Гербер Р.Г., дочерью выбывшего нанимателя <адрес> является Кравцова О.С., нанимателем <адрес> является Романенко Г.В., дочерью выбывшего нанимателя квартиры <адрес> является Демьяненко Т.В., нанимателем <адрес> является Корекова Н.В., нанимателем <адрес> является Леоненко М.Е. /л.д. 30, 48, 106, 138, 143, 151/. Согласно квитанциям ОАО «ДЭК» за январь 2011 г. - июнь 2011 г. Кожевниковой Л.И. /л.д. 31-36/, Гербер Р.Г. /л.д. 52-60/, Кравцовой О.А. /л.д. 96-101/, Романенко Г.В. /л.д. 108-113/, Зубаревым И.А. /л.д. 124-130/, Демьяненко Т.В. /л.д. 140/, Корековой Н.В. /л.д. 145-146/, Леоненко М.Е. /л.д. 153-154/, оплачены начисления за электроэнергию, в том числе, по общедомовому прибору учета. При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за электрическую энергию. В соответствии со ст. 98 ГПК взысканию с ответчика в пользу истцов подлежит государственная пошлина, оплаченная при предъявлении иска в суд, в размере 200 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Удовлетворить исковые требования Гербер Р.Г., Кравцовой О.С., Кожевниковой Л.И., Зуборева И.А., Леоненко М.Е., Корековой Н.В., Романенко Г.В., Демьяненко Т.В. к ОАО «Дальневосточная Энергетическая компания» об исключении из учета показаний общедомового прибора учета и возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за электрическую энергию. Возложить обязанность на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» произвести перерасчет платы за электрическую энергию по квартирам <адрес> за период с 01.01.2011 г. по 30.07.2011 г. без учета показаний общедомового прибора учета. Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в пользу Корековой Н.В. судебные расходы в размере 200 рублей. Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в пользу Леоненко М.Е. судебные расходы в размере 200 рублей. Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в пользу Демьяненко Т.В. судебные расходы в размере 200 рублей. Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в пользу Гербер Р.Г. судебные расходы в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Хабаровска. Судья И.И.Герасимова Решение принято в окончательной форме 28 ноября 2011 г.