Дело № 2- 4693\2011 г. Решение Именем Российской Федерации 16 ноября 2011 года г.Хабаровск Судья Индустриального районного суда г.Хабаровска А.П.Мещерякова при секретаре Ким Ю.Г. с участием прокурора - Бахаревой Ю.В. с участием представителя ответчика ОАО «ДЭК» - Былич Е.Г. действующая на основании доверенности от 10.12.2010 г. с участием МУП г.Хабаровска « УО МКД» - Гуляевой А.Г. действующая на основании доверенности от 25.07.2011г № 3785. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в интересах Венедиктова Н.К. к ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» о признании противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление, произведение перерасчета. У С Т А Н О В И Л : <адрес> обратился в суд с иском в интересах Венедиктова Н.К. к ответчику о признании противоречащими закону расчет платы за потребленную электрическую энергию, на общедомовое потребление Венедиктова Н.К. с использованием общедомового прибора учета, установленного по <адрес> Хабаровска. По результатам проверки установлено, что Венедиктова Н.К. ответчиком с апреля 2011г по августа 2011г направлялись квитанции на оплаты электрической энергии потраченную на общедомовые нужды с использованием показаний общедомовых приборов учета электрической энергии принятых в качестве расчетного с участием представителей ОАО «ДЭК». Согласие Венедиктова Н.К. на изменение порядка расчета электрической энергии на установление общедомового прибора учета электрической энергии не давала. Проверкой установлено, что <адрес> является ветхим с фактическим износом более 70%,так же в данном доме без согласия собственников установлен общедомовой прибор учета электрической энергии, который используется филиалом ОАО «ДЭК» для использования в качестве расчетного при оплате электрической энергии. Установления оплаты за электрическую энергию, без имеющихся доказательств о ее потреблении конкретными гражданами, а так же в нарушении указанных норм законодательства, грубо нарушает права потребителей при проджае электрической энергии. В связи с чем, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, истец просит признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Венедиктова Н.К. с использование общедомого приборов учета электрической энергии и обязать произвести перерасчет по электрической энергии Венедиктова Н.К. по адресу <адрес> за апрель- июнь 2011г. В судебном заседаним помощник прокурора <адрес> - ФИО3 на исковых требованиях настаивает, сославшись на обстоятельства изложенные в исковом заявлении. Уточнив исковые требования просит суд обязать ОАО «ДЭК» произвести перерасчет за электрическую энергию Венедиктова Н.К. проживающей по адресу <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 917, 73 рублей. В судебное заседание истица Венедиктова Н.К. не явилась о дате и времени извещалась надлежащим образом. В судебное заседание представитель ОАО «ДЭК» - ФИО4 действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования признает, предоставлен письменный отзыв, просит суд в иске отказать. В судебном заседании представитель МУП <адрес> « УО МКД» - ФИО5 действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования признает, пояснила, что <адрес> деревянный, с печным отоплением, является ветхим. Общедомовой прибор учета электрической энергии установлен над фронтом жилого дома, однако должен установлен быть в щитке. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица. Выслушав объяснения лиц, прокурора, изучив и оценив материалы дела, суд считает, исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно заявлению Венедиктова Н.К. обратился к прокурору <адрес> с заявлением об оказании ей помощи в отстаивании ее нарушенных прав при взимании платы за потребляемую электрическую энергию в местах общего пользования. Из материалов дела следует, что Венедиктова Н.К. относится к гражданам пожилого возраста, зарегистрирована и проживает в <адрес>. У истицы имеется задолженность за электрическую энергию по общедомовому прибору учета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 917, 73 рублей. Между управляющей организацией данного дома «МУП <адрес> «СЗ по ЖКУ» и ОАО «ДЭК» достигнуто соглашение о передаче функций сбору платежей граждан за потребленную электроэнергию в местах общего пользования и на общедомовые нужды филиалу ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт». На основании п. 1.1 Соглашения Управляющая организация передает Филиалу функции на предоставление коммунальной услуги электроснабжение, гражданам потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги - электроснабжение, организовывать начисление и получение платы за потребленную электрическую электроэнергию от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании Управляющей организации по договору на управление многоквартирным домом. В соответствии с положениями данного соглашения филиал ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» выставляет платежные документы (счет-квитацнии) на оплату коммунальной услуги «электроснабжение», исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Согласно акта следует, что расчет потребленной электроэнергии (в том числе на ОДН) по дому 177 по <адрес> производится по общедомовому прибору учета. Согласно выписке по начислениям ОДН Венедиктова Н.К. производится расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление с ДД.ММ.ГГГГ Согласно справке о техническом состоянии строения № по <адрес> общий процент износа дома на ДД.ММ.ГГГГ составляет 73%. ( л.д. 14). Прокурор ссылается на отсутствие волеизъявления истицы на изменение порядка оплаты электрической энергии, в результате которого расчет за данный вид коммунальных услуг стала производить не управляющая организация, а ответчик, который в счетах на оплату предъявил требования об оплате электрической энергии, использованной на общедомовые нужды, <адрес> является ветхим. В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261 -ФЗ ( ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - устанавливает ограничения на оснащение домов приборами учета. Требования учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт. Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией. Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки помещений муниципального жилищного фонда. По результатам работы комиссия, согласно п. 47 принимает решение. Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя оплату за электроснабжение. Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении. Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), либо для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (с ДД.ММ.ГГГГ - часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ). Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от ДД.ММ.ГГГГ №-ЮТ/07). Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целью управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ). Согласно абз. 1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавших в период возникновения спорных отношений), предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем, согласно абз. 2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК). Исполнитель коммунальные услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей: оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения; использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использование электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме); для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил. Вместе с тем, суд считает, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для её использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую организацию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. Такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика (ресурсоснабжающей организации) по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей организацией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. Таким образом, суд признает противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Венедиктова Н.К., произведенный ОАО « ДЭК» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 917, 73 рублей в <адрес>. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л : Исковые требования <адрес> в интересах Венедиктова Н.К. к ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» о признании противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление, произведение перерасчета - удовлетворить. Обязать ОАО «ДЭК» произвести перерасчет за электрическую энергию Венедиктова Н.К., проживающей в <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по оплате за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление в размере 6 917, 73 рублей коп. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы, через Индустриальный районный суд города Хабаровска. Судья: А.П. Мещерякова