Дело №2-4506/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 декабря 2011 года Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе: судьи Полещук З.Н., при секретаре Лебедевой О.Н., с участием представителя истца Егоровой А.В., представителя ответчика Набока А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Хабаровска к Повшал Алексею Викторовичу о взыскании недоимки по налогам, пени, штрафа, УСТАНОВИЛ: ИФНС по Индустриальному району г. Хабаровска обратилась с иском в суд к Повшал А.В. о взыскании недоимки, пени, штрафов. Свои требования истец обосновал тем, что в ходе выездной налоговой проверки деятельности ответчика в качестве индивидуального предпринимателя в 2009-2010 годах были выявлены нарушения налогового законодательства. При проверке правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц было установлено занижение налоговой базы на <данные изъяты>., что привело к неполной уплате налога за 2009 г. в размере <данные изъяты> а также пени в сумме 12451 <данные изъяты> В связи с неуплатой данного налога в установленный законом срок должник привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога в размере <данные изъяты>. При проверке правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет единого социального налога было установлено занижение налоговой базы на <данные изъяты>., что привело к неполной уплате налога за 2009 г. в размере <данные изъяты>., в том числе в Федеральный бюджет <данные изъяты>. (в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - <данные изъяты>., в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - <данные изъяты> а также пени в сумме <данные изъяты> В связи с неуплатой данного налога в установленный законом срок должник привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога в размере <данные изъяты> При проверке правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога добавленную стоимость за период с 27.11.2009 г. по 31.03.2011 г. было установлено занижение налоговой базы за 4 квартал 2009 года на <данные изъяты> и за 1 квартал 2010 года на <данные изъяты> что привело к неполной уплате налога за 2009 г. в размере <данные изъяты>., и за 2010 год - <данные изъяты> А с учетом налоговых вычетов недоимка составила соответственно <данные изъяты> и <данные изъяты> В связи с неуплатой данного налога в установленный законом срок должнику начислены пени в размере <данные изъяты> а также он привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа, уменьшенного в два раза в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств до <данные изъяты> По результатам выездной налоговой проверки Инспекцией составлен акт от 30.09.2010 г. №56 дсп и вынесено решение от 19.01.2011 г. №61-1 о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика в УФНС России по Хабаровскому краю принято решение от 09.03.2011 г. №13-09/04698 об оставлении решения Инспекции без изменения. Заказным письмом инспекцией налогоплательщику направлено требование от 14.03.2011 г. №855 об уплате сумм налога, пени, штрафа, которое до настоящего времени не исполнено.В связи с вышеизложенным истец просит взыскать с ответчика недоимки по налогам <данные изъяты> пени <данные изъяты> штрафов <данные изъяты> В судебном заседании представитель истца по доверенности Егорова А.В. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и письменных пояснениях относительно исковых требований. Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен в установленном порядке, письменно просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель ответчика по доверенности Набока А.С., исковые требования признал в части взыскания пени, штрафа, недоимки по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу. Остальные требования не признал, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с ч. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Судом установлено, что Повшал А.В. является налогоплательщиком на доходы физических лиц с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами РФ (ст. 209 НК РФ). При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло. При исчислении налоговой базы налогоплательщики - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке аналогическом порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» (ст. 221 НК РФ). При этом положением пункта 1 ст. 221 НК РФ предусмотрено, что если налогоплательщик не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% от общей суммы доходов, полученных индивидуальным предпринимателем. В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленные в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно представленной в инспекцию Повшал А.В. налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (3-НЛФЛ) за 2009 год от 02.02.2010 г. общая сумма дохода составила <данные изъяты> в том числе: доходы от предпринимательской деятельности, полученные от оптовой торговли через агентов за вознаграждение или по договорной основе - <данные изъяты> сумма расходов и налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу - <данные изъяты> в том числе: профессиональный налоговый вычет - <данные изъяты> налоговая база - <данные изъяты> сумма налога, исчисленного к уплате - <данные изъяты> По результатам выездной налоговой проверки физического лица был составлен акт №56 дсп от 30.09.2010 г. было выявлено занижение налоговой базы. Общая сумма дохода, подлежащая налогообложению составила <данные изъяты> в том числе: доходы от деятельности агента в соответствии с договором-комиссии - <данные изъяты> доход от оптовой торговли стройматериалами - <данные изъяты> доход от разработки и обслуживания web сайта - <данные изъяты> Сумма расходов и налоговых вычетов (профессиональный налоговый вычет) составил <данные изъяты> налоговая база - <данные изъяты> сумма налога, исчисленного к уплате - <данные изъяты> В результате занижения налогоплательщиком налоговой базы по сравнению с результатами проверки на <данные изъяты> привело к неполной уплате налога на доходы физических лиц за 2009 год в размере <данные изъяты> За несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 75 НК РФ начислено пени по состоянию на 19.01.2011 г. в размере <данные изъяты> В связи с неуплатой данного налога в установленный срок ответчик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога в размере <данные изъяты> В соответствии со ст. 235 Налогового кодекса РФ, действовавшей до 1 января 2010 года, налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам - индивидуальные предприниматели; индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения для исчисления единого социального налога признаются доходы от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением (п. 2 ст. 236 НК РФ). Налоговая база исчисления единого социального налога определяется как сумма доходов, полученных налогоплательщиком за налоговый период, как в денежном, так и в натуральной форме от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения, определяется налогоплательщиком в порядке аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ (п. 3 ст. 237 НК РФ). Согласно представленной 12.04.2010 г. в инспекцию предпринимателем Повшал А.В. уточненной налоговой декларации по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей за 2009 год отражены следующие показатели: сумма дохода <данные изъяты> расходы, связанные с извлечением дохода <данные изъяты> налоговая база <данные изъяты>., начислено налога: в федеральный бюджет <данные изъяты>., в ФФМС <данные изъяты> в ТФМС <данные изъяты>. В ходе проверки установлено занижение налогоплательщиком общей суммы доходов, заявленных в декларации 3-НДФЛ за 2009 г. В нарушение ст.ст. 210, 236 НК РФ ответчик при расчете единого социального налога за 2009 год необоснованно занизил сумму дохода, полученного от предпринимательской деятельности на <данные изъяты>., что привело к неполной уплате единого социального налога за 2009 год в размере <данные изъяты> в том числе: в федеральный бюдежт - <данные изъяты> в ФФМС - <данные изъяты> в ТФМС - <данные изъяты> За несвоевременную уплату единого социального налога в соответствии со ст. 75 НК РФ по состоянию на 19.01.2011 г. начислена пеня в размере <данные изъяты> в том числе: в федеральный бюджет - <данные изъяты> в ФФМС - <данные изъяты>., в ТФМС - <данные изъяты> В связи с неуплатой данного налога в установленный законом срок должник привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога в размере <данные изъяты> В соответствии со ст. 143 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются индивидуальные предприниматели. Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения для исчисления налога на добавленную стоимость является реализация товаров, работ, услуг на территории РФ. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исходя из цен товаров (работ, услуг), указанной сторонами сделки, и без включения в них налога (ст.ст. 153, 154 НК РФ). В соответствии со ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы в 2009, 2010 г.г. является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. По данным деклараций по налогу на добавленную стоимость, представленных Повшал А.В. в налоговый орган показатели выручки и соответственно налога составили: за 4 квартал 2009 г. - <данные изъяты> авансы - <данные изъяты> НДС - <данные изъяты> за 1 квартал 2010 г. - <данные изъяты> авансы - <данные изъяты> в т.ч. НДС - <данные изъяты> Налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за проверяемый период представлены предпринимателем в инспекцию в установленные законодательством сроки (п. 5 ст. 174 НК РФ). Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со ст. 154-159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная дола налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с п. п. 1-3, п. 1 ст. 146 НК РФ. По результатам проверки налоговая база и сумма исчисленного налога на добавленную стоимость за проверяемый период составила: за 4 квартал 2009 года налоговая база <данные изъяты>, сумма НДС <данные изъяты> за 1 квартал 2010 года налоговая база <данные изъяты> сумма НДС - <данные изъяты> В нарушение ст.ст. 153, 154 НК РФ занижение ответчиком налоговой базы и исчисленного с налоговой базы налога на добавленную стоимость по сравнению с результатами проверки за проверяемый период составило соответственно <данные изъяты> и <данные изъяты> в т.ч.: за 4 квартал 2009 г. налоговая база занижена на <данные изъяты>., налог занижен на <данные изъяты> за 1 квартал 2010 г. налоговая база занижена на <данные изъяты>., налог занижена на <данные изъяты> За несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 75 НК РФ по состоянию на 19.01.2011 г. начислена пеня в размере <данные изъяты> В связи с неуплатой данного налога в установленный законом срок должник привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога в размере <данные изъяты> В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан оплачивать законно установленные налоги. В отношении граждан, не являющимися предпринимателями, соответствующая обязанность, неисполненная в добровольном порядке, реализуется посредством обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, пени и штрафных санкций в порядке, установленном ст. 48 НК РФ. Исходя из положений ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 НК РФ обязанность уплачивать законно установленные налоги предполагает правильное определение сумм налога, которые должны соответствовать действительным налоговым обязательствам налогоплательщика, которые определяются на основании всех положений соответствующих норм, закрепленных в части 2 НК РФ. Согласно разъяснению, данному Конституционным судом РФ в п. 3 постановления №9-П от 27.05.2003 г., в случаях, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить сумму налоговых платежей, применительно к соответствующим категориям налогоплательщиков обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются. Согласно ст. 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ. Налогоплательщик при проведении выездной налоговой проверки указал на наличие у него права на налоговые вычеты по НДС, которые не были указаны им в первоначально поданной декларации. Из системного толкования положений ст.ст. 80, 169 и 171 НК РФ следует, что реализация права на налоговый вычет по НДС носит заявительный характер и осуществляется путем подачи декларации по налогу на добавленную стоимость за соответствующий налоговый период с указанием налоговых вычетов. В этой связи истец в решении №13-09/04698 от 09.03.2011 г. сообщил налогоплательщику, что имеющееся у него право на получение налогового вычета по НДС он может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации в соответствии со ст. 54 и 81 НК РФ. При этом данное право может быть реализовано в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 172 НК РФ). Налогоплательщик, реализуя предоставленное ему ст. 81 НК РФ право, 01.03.2011 г. предоставил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС, переоформив ее по требованию налогового органа в этот же день в соответствии с формой налоговой декларации, действовавшей применительно к спорному налоговому периоду - 4 кв. 2009 г., что соответствует требованиям п. 5 ст. 81 НК РФ. По уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2011 г. камеральной налоговой проверкой установлено, что недоимка по НДС за 1 квартал 2010 г. составила <данные изъяты> В этой налоговой декларации налогоплательщиком заявлен налоговый вычет в сумме <данные изъяты>. К уплате в бюджет с учетом дополнительно заявленных в соответствии со ст. 171-172 НК РФ налоговых вычетов сумм налога составила <данные изъяты> Сведения о налоговой базе отражены в данной декларации в соответствии с данными, установленными выездной налоговой проверкой и отраженными в решении от 19.01.2011 г. В соответствии с п. 5 ст. 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего кодекса. В случае, если по истечению срока, установленного для проведения камеральной проверки декларации соответствующий акт не составлен, данная декларация считается достоверной, соответствующей налоговым обязательствам налогоплательщика. В отношении уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2009 г. налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой акт, предусмотренный ст. 100 НК РФ не составлялся, что соответствует о признании налоговым органом обоснованным заявленного налогоплательщиком налогового вычета по НДС в указанной данной декларации сумме. При таких обстоятельствах, учитывая, что право налогоплательщика на налоговый вычет заявлено в установленном законом порядке (ст.ст. 171, 172 НК РФ), и налоговым органом подтверждено по результатам проведенной камеральной налоговой проверки, исчисление суммы налога на добавленную стоимость без учета налогового вычета в сумме <данные изъяты> противоречит положениям ст.ст. 23, 48, 173 НК РФ и лишает налогоплательщика права на применение налогового вычета, установленного ст. 171 НК РФ. Таким образом, размер недоимки по ДНС за 4 квартал 2009 г. составляет <данные изъяты> В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.8 ч. 1 ст. 333.20, п 19 ч. 1 ст. 333.36, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Хабаровска удовлетворить частично. Взыскать с Повшал Алексея Викторовича задолженность по уплате налогов в сумме <данные изъяты>, пени в сумме <данные изъяты>, штраф в сумме <данные изъяты> В удовлетворении остальной части исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриального району города Хабаровска отказать. Взыскать с Повшал Алексея Викторовича в бюджет муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток с момента вынесения путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд города Хабаровска. Судья З.Н. Полещук