2-5459/2011 Решение именем Российской Федерации 20 декабря 2011 г. г. Хабаровск Индустриальный районный суд г.Хабаровска в составе: председательствующего судьи Подреза О.А., при секретаре Пушкарь И.Ю., с участием представителей истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю Бутаковой Е.С., доверенность от 11.01.2011 года, Курашкиной О.Г., доверенность от 14.11.2011 года, представителей ответчика открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» Яскиной О.В., доверенность от 01.01.2011 года, Жебраковой Н.Н., доверенность от 10.12.2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о признании незаконными действия по организации учета электрической энергии в ветхих, аварийных, подлежащих сносу, капитальному ремонту домах находящихся на территории Хабаровского края с применением приборов учета, о прекращении производства организации учета электрической энергии с использованием приборов учета в ветхих, аварийных, подлежащих сносу либо капитальному ремонту домах находящихся на территории Хабаровского края, о доведении информацию о принятом судом решении, установил: Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю обратилось в суд с иском открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о признании противоправным расчет платы ОАО «ДЭК» за потребляемую электрическую энергию с учетом общедомового приборов учета жителям ветхих, аварийных, подлежащих сносу или капитальному ремонту домов, проживающих на территории городского округа «Город Хабаровск»; о возложении обязанности на ОАО «ДЭК» прекратить производить расчет платы за потребляемую электрическую энергию жителям ветхих, аварийных, подлежащих сносу или капитальному ремонту домов на территории городского округа «Город Хабаровск»; о возложении обязанности на ОАО «ДЭК» соблюдать требование части 1 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о несении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при расчетах платы за потребленную электроэнергию жителям ветхих, аварийных, подлежащих сносу или капитальному ремонту домов согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 года; о возложении обязанности на ОАО «ДЭК» в установленный срок довести информацию о принятом судом решении, путем размещения в средствах массовой информации. В обосновании своих требований истец указал следующее. В Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю поступают многочисленные обращения жителей ветхих, аварийных, подлежащих сносу, капитальному ремонту домов о нарушении их прав со стороны открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» (далее - ОАО «ДЭК») при расчете платы за коммунальную услугу «электроснабжение» с учетом общедомового прибора учета. При этом, в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона №261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о несении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности») Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года». Согласно решению Хабаровской городской Думы №325 от 25.01.2011 «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Хабаровск» на 2011 - 2015 годы», к ветхим относятся дома: каменные с износом более 70%, деревянные и прочие - с износом более 65%. Решением Хабаровской городской Думы №388 от 16.09.2003 принята «Программа переселения граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003 - 2010 годах» в которой определена очередность сноса аварийных и ветхих жилых домов в городе Хабаровске. Таким образом, расчет платы за коммунальную услугу «электроснабжение» с учетом общедомового прибора учета жителям ветхих, аварийных, подлежащих сносу или капитальному ремонту домов осуществляется ОАО «ДЭК» в нарушение указанного пункта 1 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Согласно статьи 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий исполнителя в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Уточняя исковые требования, истец просит признать незаконными действия ОАО «ДЭК» по организации учета электрической энергии в ветхих, аварийных, подлежащих сносу, капитальному ремонту домах находящихся на территории Хабаровского края с применением приборов учета; обязать ОАО «ДЭК» прекратить производить организацию учета электрической энергии с использованием приборов учета в ветхих, аварийных, подлежащих сносу либо капитальному ремонту домах находящихся на территории Хабаровского края в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 13 Федерального закона №261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»; обязать ОАО «ДЭК» в установленный законом срок довести информацию о принятом судом решении, путем размещения в средствах массовой информации. В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали по обстоятельствам, изложенным в иске. Представители ответчика ОАО «ДЭК» иск не признали по следующим основаниям. Пункт 1 статьи 13 Федерального закона №261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» ошибочно истолкован истцом как устанавливающая императивный запрет на установку общедомового прибора учёта в домах аварийного, ветхого и подлежащего сносу жилищного фонда. Исходя из прямого толкования, указанная норма права не содержит запретов, а разрешает не производить установку общедомовых приборов учёта ветхих, аварийных и подлежащих сносу жилых домах. Главой 3 Постановления Правительства РФ от 23.06.2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» установлено, что при наличии исправных приборов учета электрической энергии, расчет с потребителями должен производиться исходя из показаний прибора учета соответствующего коммунального ресурса. Данная норма закона сопоставляется с положениями гражданского законодательства, которое возлагает на собственника обязанность по оплате фактически потребленного объема электрической энергии, определяемого по показаниям приборов учета ( статья 544 Гражданского кодекса РФ). Кроме того, Управление подало заявление в защиту интересов граждан, проживающих в домах, подлежащих расселению, и внесенных в «Программу переселения граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003 - 2010 годах», следовательно, круг этих лиц неопределенным не является. Под неопределенным кругом лиц понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также в отношении которых невозможно решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, то есть в иск подан в нарушении части 1 статьи 46 ГПК РФ. В связи с чем, ответчик просит исковое заявление оставить без удовлетворения, производство по делу прекратить. Суд приходит к следующему выводу. С иском в суд в защиту неопределенного круга лиц обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (ОГРН №, ИНН №). Ответчик Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН №, ИНН № считает, что истец подал заявление в защиту интересов граждан, проживающих в домах, подлежащих расселению, и внесенных в «Программу переселения граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003-2010 годах», следовательно, круг этих лиц неопределенным не является. Суд не может согласиться с данным доводом представителей ответчика. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю(Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека". Согласно пункту 2 статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает, в том числе обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей. В соответствии со статьей 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. Под неопределенным кругом потребителей понимается количественно не установленный, но предположительно многочисленный состав потенциальных истцов, не позволяющий привлечь к участию в процессе всех пострадавших от действий (бездействия) одного и того же ответчика, объединенных общностью предмета и основания иска. При предъявлении иска в защиту интересов неопределенного круга потребителей преследуется, в первую очередь, публичный интерес - пресечение противоправной деятельности какой-либо организации в интересах неопределенного круга лиц. Таким образом, судебное решение, устанавливающее факт причинения вреда ответчика неопределенному кругу потребителей может упростить судебную процедуру защиты прав по последующим индивидуальным искам, облегчить последующие обращения в суд всех пострадавших граждан, для возмещения вреда, которым достаточно будет доказать свою принадлежность к кругу потребителей, указанных в ранее принятом по делу судебном решении. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утверждены критерии признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту. В связи с чем, суд считает, что круг лиц, проживающих в домах, отнесенных к ветхим, аварийным, подлежащих сносу, капитальному ремонту домов является неопределенным. Таким образом, суд признает, что Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю вправе обратиться в суд в защиту интересов лиц, проживающих в ветхих, аварийных, подлежащих сносу, капитальному ремонту домах. В связи с чем, оснований для прекращения производства по делу суд не усматривает. Истец, после уточнения требований, просит признать незаконными действия ОАО «ДЭК» по организации учета электрической энергии как с использованием общедомовых приборов учета, так и индивидуальных приборов учета в ветхих, аварийных, подлежащих сносу, капитальному ремонту домах. Суд признает обоснованным требование истца о признании незаконными действия ОАО «ДЭК» по организации учета электрической энергии с использованием общедомовыми приборов учета в ветхих, аварийных, подлежащих сносу, капитальному ремонту домах по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии). Из смысла указанной нормы следует, что требование настоящей статьи распространяется прежде всего на организацию учета используемых энергетических ресурсов, то есть потребление всего объекта - здания, а не отдельной квартиры в многоквартирном доме. Ссылки представителей истца на решения арбитражных судов подтверждают данный вывод, так как в указанных истцом решениях, как раз речь идет о приборах общедомового учета электрической энергии в указанных домах. Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», обязанность обеспечить до 1 января 2012 года оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой электрической энергии (общедомовыми и индивидуальными) возложена на собственников помещений в таких домах. Однако, требования учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (часть 1 статьи 13 закона). Таким образом, расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление в ветхих, аварийных домах, домах, подлежащие сносу или капитальному ремонту, является незаконным и в этой части требование истца подлежит удовлетворению. Вместе с тем, требование истца о признании незаконными расчет платы лиц, проживающих в ветхих домах, аварийных и подлежащие сносу или капитальному ремонту по индивидуальным приборам учета, суд не может признать состоятельным. Так, суд не может признать обоснованным ссылку на часть 1 статьи 13 Федерального закона №261 по указанным выше основаниям. Кроме того, порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, а так же порядок определения размера платы за коммунальные услуги определяется нормами Жилищного законодательства, а именно пунктами 10, 11 статьи 4, 157 Жилищного кодекса РФ. Исходя из прямого толкования указанных норм права, размер палаты за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок расчета платы за потребленную электрическую энергию определен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307. Пункт 1 Правил №307 регулирует отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливает их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года №306 утверждены правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Пунктом 26 Правил №306 установлено, что в норматив потребления услуги электроснабжения включаются, в том числе расход электроэнергии на обще домовое потребление. Таким образом, граждане, у которых отсутствуют индивидуальные приборы учёта и рассчитывающиеся по установленным Постановлением Правительства Хабаровского края №153-ПР от 05.10.2006г., нормативам потребления коммунальной услуги по электроснабжению, оплачивают в составе норматива потребления, в том числе расход электроэнергии на общедомовые нужды. Согласно статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В судебном заседании представители истца не только не смогли доказать, что расчет потребленное электрической энергии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, для лиц, проживающих в ветхих, аварийных, подлежащих сносу, капитальному ремонту домах более выгоден, чем расчет по индивидуальным приборам учета, но не предоставили ни одного заявления от указанных лиц об оспаривании расчета платы за электрическую энергию по приборам индивидуального учета. При таких обстоятельствах, в указанной части требование истца удовлетворению не подлежит. В соответствии с абзацем 1 и 2 статьи 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Суд признал незаконным действия ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» по организации учета электрической энергии в ветхих, аварийных, подлежащих сносу, капитальному ремонту домах находящихся на территории Хабаровского края с применением общедомовых приборов учета. В связи с чем, суд считает необходимым обязать ответчика довести до потребителей через средства массовой информации решение суда. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194 - 199 ГПК РФ, суд решил: Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю удовлетворить частично. Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» по организации учета электрической энергии в ветхих, аварийных, подлежащих сносу, капитальному ремонту домах находящихся на территории Хабаровского края с применением общедомовых приборов учета. Обязать открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» прекратить учет электрической энергии с использованием общедомовых приборов учета в ветхих, аварийных, подлежащих сносу либо капитальному ремонту домах находящихся на территории Хабаровского края. Открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» в десятидневный срок, после вступления в законную силу настоящего судебного решения, довести его до сведения потребителей через средства массовой информации. Отказать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в удовлетворении иска в остальной части. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Индустриальный районный суд г.Хабаровска. Председательствующий Мотивированное решение составлено 26.12.2011 г.