2-5664/2011 Решение именем Российской Федерации 14 декабря 2011 г. г. Хабаровск Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Подреза О.А., при секретаре Пушкарь И.Ю., с участием представителя истца прокурора Кировского района г.Хабаровска - помощника прокурора Кировского района г.Хабаровска Володькиной И.С., доверенность от 16.08.2011г., представителя ответчика ООО «ДЭК» Мишиной М.В., доверенность №ДЭК-20-15/372 Д от 16.12.2010 года, представителя третьего лица - ООО «Жилсервис-5» Чуприной А.Б., доверенность от 14.10.2011 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Хабаровска, в интересах Поклад Ивана Парфирьевича, к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт», о признании противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление с использованием общедомового прибора учета, о возложении обязанности на ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электрическую энергию, установил: Прокурор Кировского района г.Хабаровска, в интересах Поклад Ивана Парфирьевича, обратился в суд с иском к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт», о признании противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление с использованием общедомового прибора учета, о возложении обязанности на ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электрическую энергию. В обосновании требований истец указал, что по результатам проверки установлено, что Поклад И.П. филиалом ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» «Хабаровскэнергосбыт» («Хабаровскэнергосбыт») с декабря 2009 года ежеквартально направлялись квитанции на оплату электрической энергии, потраченной на общедомовые нужды (ОДН), с использованием показаний общедмовых приборов учета электрической энергии, принятых в качестве расчетного с участием представителей филиала ОАО «ДЭК» Хабаровскэнергосбыт. Согласие на изменение порядка расчета электрической энергии, на установление общедомового прибора учета электрической энергии Поклад И.П. не давал. Проверки внутридомового хищения электрической энергии ОАО «ДЭК» не проводит. Общедомовой прибор учета установлен до границы раздела балансовой принадлежности и не зарегистрирован по форме КС-2. Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 №530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Решением Верховного суда РФ от 6 октября 2008 года № ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил. Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчёт и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а так же на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161,162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия(отсутствия) соответствующих договоров, несёт обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. В свою очередь указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения, допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определённого на основании показаний общедомовых приборов учёта, и не связан пред гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. Поклад И.П. является инвалидом, ветераном ВОВ, обратился в прокуратуру Краснофлотского района города Хабаровска с заявлением о защите его жилищных прав, в частности, нарушения права на оплату коммунальных услуг, соответствующую потребленному объему. Представитель ответчика Мишина М.В. с иском не согласна, суду пояснила, что в своей работе они руководствуются Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.06 г., в котором четко прописаны правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также расчет предоставляемых услуг. Во исполнение данной нормы Правительством РФ 23.05.06г. № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Действующим законодательством на Управляющую компанию возложена обязанность по предоставлению им сведений, а они на основании их сведений делают расчет потребленной электроэнергии. Предполагается, что управляющая компания выбрана жильцами и не может действовать в ущерб интересов своих жильцов дома. Между тем, часть 5 статьи 13 предусматривает, что до 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. В настоящее время гражданам не приходится платить за установку этих приборов. Процедура по проведению собрания является формальной. После 2012 г. никто уже не будет спрашивать про собрание собственников жилья, так как они обязаны будут их сами устанавливать. Представитель третьего лица ООО «Жилсервис-5» Чуприна А.Б. пояснила, что согласно договору управления многоквартирным домом от 25.04.2011 г. ООО «Жилсервис-5» осуществляет управляет многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес>. В данном доме проживает собственник жилого помещения Поклад И.П. Электрический счетчик учета общедомового потребления электрической энергии расположен в указанном доме. Проверку данного счетчика управляющая компания не проводит. Собрания собственников жилых помещений для решения вопроса об установки данного счетчика не проводилось. Суд приходит к следующему выводу. Согласно заявлению Поклад И.П. обратился к прокурору Кировского района г.Хабаровска с заявлением об оказании ему помощи в отстаивании его нарушенных прав при взимании платы за потребляемую электрическую энергию в местах общего пользования. Поклад И.П. является пенсионером, <данные изъяты>, ветераном ВОВ, проживает и является собственником <адрес>. Согласно ч.3 ст.30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Согласно квитанциям об оплате за электрическую энергию, к жильцам указанной квартире предъявлены требования об оплате электроэнергии на ОДН (общедомовые нужды). Согласно договору управления многоквартирным домом от 25.04.2011 г., общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис-5» (ОГРН 1112722003118) и собственники помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> заключили договор управления многоквартирным домом. Согласно частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», обязанность обеспечить до 1 января 2012 г. оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой электрической энергии (общедомовыми и индивидуальными) возложена на собственников помещений в таких домах. В случае неисполнения названной обязанности в установленный законом срок, предусмотрен принудительный порядок обеспечения оснащения многоквартирных домов указанными приборами учета используемой электрической энергии, который должен быть обеспечен исполнением специализированными организациями до 1 января 2013 г. за счет средств собственников помещений дома (часть 12 статьи 13 названного закона). При этом законом определены цели оснащения домов приборами учета -определение данных о количественном значении энергетических ресурсов (произведенных, переданных, потребленных) для осуществления расчетов за энергетические ресурсы (часть 2 статьи 13 закона). До установки приборов учета расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета (часть 2 статьи 13 закона). Закон устанавливает ограничения на оснащение домов приборами учета. Требования учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (часть 1 статьи 13 закона). Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ, принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, законом установлено, что исполнение установленных в нем обязанностей должно привести к тому, что расчет за электрическую энергию на основании данных о ее количестве по приборам учета должен быть более выгодным по сравнению с расчетным методом определения количества такой энергии. При этом закон допускает отложение установки таких приборов учета до 1 января 2013 г. в отношении домов, собственники которых приняли решение об их капитальном ремонте, в том числе с целью обеспечения энергосбережения. Кроме того, в силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ, приобретенные за счет собственников помещений многоквартирного дома общедомовые приборы учета электрической энергии становятся общим имуществом дома, находящимся в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома. В процессе исполнения обязанности по оснащению домов приборами учета электрической энергии, собственники помещений в многоквартирном доме наделены правом на получение предложения от соответствующей организации об оснащении дома приборами учета (часть 10 статьи 13 закона); правом на обращение в соответствующую организацию с предложением заключить договор на установку такого прибора, участвовать в согласовании цены договора, требовать выплату неустойки при нарушении срока исполнения договора, правом на рассрочку оплаты договора равными долями в течение пяти лет с даты заключения договора (часть 9 статьи 13 закона); правом на получение финансовой поддержки (для отдельных категорий граждан в случае предоставления такой поддержки за счет средств бюджета субъекта федерации или муниципального образования - часть 11 статьи 13 закона). Таким образом, нормы права, предусмотренные Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», предоставляют собственникам помещений в многоквартирном доме право в добровольном порядке в установленные законом сроки принимать решение об установке общедомовых приборов учета используемой электрической энергии, в том числе с предварительным проведением капитального ремонта дома. Поклад И.П. является собственником жилого помещения и участником отношений, регулируемых статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации». Собственники помещений жилого <адрес> в <адрес> не принимали решения об установки приборов учета общедомового потребления электрической энергии. Кроме того, того собственник жилого помещения Поклад И.П. не давал согласие на изменение порядка оплаты электрической энергии, в результате которого расчет за данный вид коммунальных услуг стала производить ответчик ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», который в счетах на оплату предъявил требования об оплате электрической энергии, использованной на общедомовые нужды. Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение. Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении. Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), либо для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном ломе (с 8 июня 2011 года - часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодека РФ). Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении многоквартирным домом -соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8167-ЮТ/07). Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ). Согласно абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. №307 (действовавших в период возникновения спорных отношений), предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем, согласно абз.2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК). Исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006. г. №530). Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей: оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения; использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме); для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006г. №530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Решением Верховного Суда РФ от 6 октября 2008 г. №ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил. Вместе с тем, суд признает обоснованным довод истца, о том, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для её использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую организацию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 г. №530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. В свою очередь указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжение, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика (ресурсоснабжающей организации) по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей организацией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. При указанных обстоятельствах, суд признает, что расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Поклад Ивана Парфирьевича, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с использованием общедомового прибора учета с декабря 2009 года по <адрес> противоречит указанным выше нормативным актам. В связи с чем, подлежит удовлетворению иск прокурора о возложении на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Поклад И.П. проживающему в <адрес>. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194 - 199 ГПК РФ, суд решил: Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Поклад Ивана Парфирьевича, произведенный открытым акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания» с использованием общедомового прибора учета с декабря 2009 г. по <адрес>. Возложить на открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Поклад Ивану Парфирьевичу, проживающему в городе Хабаровске <адрес>, за весь период выставления платы на общедомовое потребление с декабря 2009 г. по 14 декабря 2011 года в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Индустриальный районный суд г.Хабаровска. Председательствующий Мотивированное решение составлено 19.12.2011 г.