Дело № 2- 5180\2011 г. Заочное Решение Именем Российской Федерации 01 декабря 2011 года г.Хабаровск Судья Индустриального районного суда г.Хабаровска А.П.Мещерякова при секретаре Ким Ю.Г. с участием представителя истицы - Лавренова К.В. действующий на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя МУП «РЭСХМР» - Оденчук К.А. действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лавренова А.М. к ОАО «ДЭК», ООО «Межмуниципальное общество «Управляющая компания», МУП «Районные электрические сети Хабаровского муниципального района» о признании незаконной установки общедомового прибора учета электрической энергии, индивидуального прибора учета электрической энергии, начисления платы на основании показаний приборов учета. У С Т А Н О В И Л : Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о признании незаконной установки общедомового прибора учета электрической энергии, индивидуального прибора учета электрической энергии, начисления платы на основании показаний приборов учета. В обосновании иска указал, что является собственником <адрес>.ДД.ММ.ГГГГ был незаконно установлен многоквартирный жилой <адрес> оборудован коллективный прибор № учета электрической энергии. В декабре 2009г МУП «РЭС ХМР» установило индивидуальный прибор учета электроэнергии. На основании соглашения о взаимодействии, заключенного между ООО « МО УК» и ОАО «ДЭК» ежеквартально направлял квитанции истице для оплаты электрической энергии потраченной на общедомовые нужды, согласно установленных приборов учета электроэнергии. До установки общедомового прибора учета электрической энергии, оплата услуг по общедомовому потреблению электроэнергии входила в состав услуги техсодержания, оказываемой ООО «Управляющая компания» на основании договора № управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ Истица считает, установку общедомового учета электрической энергии и соглашение о взаимодействии незаконными. Просит суд признать незаконной установку общедомового прибора учета электроэнергии в <адрес>, установку индивидуального прибора учета электроэнергии <адрес>, незаконным расчет платы за электрическую энергию, потраченную на общедомовые нужды, на основе показаний общедомового прибора учета электроэнергии, незаконным расчет платы за электрическую энергию, на основе показаний индивидуального прибора учета электроэнергии, установленного в <адрес>, обязать произвести перерасчет на основе норматива потребления коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда. В судебном заседании представитель истца - ФИО5 действующий на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ на исковых требованиях настаивает, сославшись на обстоятельства изложенные в исковом заявлении. Уточнив исковые требования, просит суд признать незаконной установку индивидуального прибора учета электроэнергии, установку общедомового прибора учета электроэнергии, взыскать суммы переплаты за электроэнергию в размере 28728, 73 рублей. В судебном заседании представитель МУП «РЭСХМР»-ФИО4 действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признает, предоставлен письменный отзыв. В судебное заседание истица Лавренова А.М. не явилась о дате и времени извещалась надлежащим образом. В судебное заседание представитель ОАО «ДЭК» не явился о дате и времени извещались надлежащим образом. В судебное заседание представитель ООО «Межмуниципальное общество «Управляющая компания» не явился о дате и времени извещался надлежащим образом, предоставлен письменный отзыв. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, с согласия истца в порядке заочного производства. Из свидетельства о государственной регистрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за ФИО1 зарегистрировано право собственности <адрес>. Согласно справки о заключении брака № Л-36 ОЗАГС администрации <адрес> следует, что имеется запись акта о заключении брака ФИО5 и ФИО1, № от ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака присвоена фамилия «жене» - ФИО7. Согласно договора управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Межмуниципальное общество «Управляющая компания» управляет многоквартирным жилым домом № по <адрес>. ( л.д.11-16). Между управляющей организацией данного дома ООО «МО « Управляющая компания» и ОАО «ДЭК» достигнуто соглашение о передаче Гарантирующему поставщику функции на предоставление коммунальной услуги- энергоснабжение, гражданам потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги- энергоснабжение, организовывать начисление и получение платы за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании Управляющей организации по договору на управление многоквартирным домом. ( л.д. 21- 26). В соответствии с положениями данного соглашения филиал ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» выставляет платежные документы (счет-квитацнии) на оплату коммунальной услуги «электроснабжение», исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Согласно акта следует, что расчет потребленной электроэнергии (в том числе на ОДН) по дому № по <адрес> производится по общедомовому прибору учета. Согласно выписке по начислениям ОДН Лавренова А.М. производится расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Представитель истца ссылается на отсутствие волеизъявления истицы Лавренова А.М. на изменение порядка оплаты электрической энергии, в результате которого расчет за данный вид коммунальных услуг стала производить не управляющая организация, а ответчик, который в счетах на оплату предъявил требования об оплате электрической энергии, использованной на общедомовые нужды, <адрес>. В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261 -ФЗ ( ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - устанавливает ограничения на оснащение домов приборами учета. Требования учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт. Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией. Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки помещений муниципального жилищного фонда. По результатам работы комиссия, согласно п. 47 принимает решение. Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя оплату за электроснабжение. Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении. Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), либо для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (с ДД.ММ.ГГГГ - часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ). Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от ДД.ММ.ГГГГ №-ЮТ/07). Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целью управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ). Согласно абз. 1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавших в период возникновения спорных отношений), предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем, согласно абз.2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК). Исполнитель коммунальные услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей: оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения; использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использование электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил. Вместе с тем, суд считает, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для её использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую организацию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. Такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика (ресурсоснабжающей организации) по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей организацией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. Таким образом, суд признает противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию Лавренова А.М. произведенный ОАО «ДЭК» за период с декабря 2009г по октябрь 2011г. в размере 28728, 73 рублей в <адрес>. При таких обстоятельствах, исковые требования в части взыскания суммы переплаты за электроэнергию в размере 28728, 73 рублей подлежат удовлетворению. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.233-237, 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л : Исковые требования Лавренова А.М. к ОАО «ДЭК», ООО «Межмуниципальное общество «Управляющая компания», МУП «Районные электрические сети Хабаровского муниципального района» о признании незаконной установки общедомового прибора учета элетрической энергии, индивидуального прибора учета электрической энергии, начисления платы на основании показаний приборов учета - удовлетворить. Взыскать с ОАО «ДЭК» в пользу Лавренова А.М. суммы переплаты за электроэнергию в размере 28 728, 73 рублей. В соответствии со ст.237 ГПК РФ, ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: А.П. Мещерякова