№2-685/2012 прокурора Индустриального района города Хабаровска в интересах Жуковой Г.Е. о признании противоречащим закону расчет ОДН



Дело №2-685/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2012 года Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе

председательствующего судьи Полещук З.Н.,

при секретаре судебного заседания Лебедевой О.Н.,

с участием представителя прокурора Индустриального района города Хабаровска Лазаревой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района города Хабаровска в интересах Жуковой Галины Евгеньевны к отрытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» о признании противоречащим закону расчет платы за потребленную энергетическую энергию на общедомовое потребление с использованием общедомового прибора учета электрической энергии, возложении обязанности по произведению перерасчета платы за электрическую энергию за весь период выставления платы за ОДН в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Индустриального района города Хабаровска обратился в суд с иском в интересах Жуковой Г.Е. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания».

В обоснование иска указал, что по обращению Жуковой Г.Е., проживающий в квартире <адрес>, о несогласии с предъявлением к оплате расчетов за электроэнергию с учетом доли общедомовых нужд, была проведена проверка. По ее результатам было установлено, что в данном жилом доме без согласия собственников установлен общедомовой прибор учета электрической энергии для использования в качестве расчетного при оплате электрической энергии. Из содержания статьи 153, статьи 157 Жилищного кодекса РФ, Правил представления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307), статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», приказа Минэнерго РФ от 16 апреля 2010 года № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов» следует, что гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация), как сторона по договору энергоснабжения, не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого отправляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Таким образом, ответчиком в нарушение приведенных норм действующего законодательства, истцу выставляются счета на оплату электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, при отсутствии контроля за необоснованным расходованием электрической энергии, тогда как обязанность собственников обеспечить оснащение дома общедомовым прибором должна быть выполнена лишь с 01.01.2012 г. Прибор учета, по которому производятся начисления, установлен без согласия собственников, акты выполненных работ по форме КС-2 также отсутствуют. С учетом перечисленных обстоятельств, прокурор просил признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление, который ответчик предъявляет Жуковой Г.Е.., возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Жуковой Г.Е. в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии за период выставления платы за ОДН с 31.03.2009 г. по истекший период 2011 год.

Истец Жукова Г.Е. в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания была извещена в установленном порядке.

Представитель прокуратуры Индустриального района города Хабаровска Лазарева Е.С. исковые требования в части возложения обязанности уточнила, прося возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Жуковой Г,Е. за период с 31.03.2009 г. по декабрь 2011 г. В остальной части исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания был извещен в установленном законом порядке. Согласно письменному отзыву на исковое заявление просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствии ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Жукова Г.Е. проживает в квартире <адрес>.

Расчет платы за потребленную электрическую энергию, в том числе с учетом доли потребленной электрической энергии на общедомовые нужды, производится по данному дому с 31.03.2009 года на основании акта от 31.03.2009 г. о принятии в эксплуатацию общедомового прибора учета в качестве расчетного.

Расчет потребленной электроэнергии (в том числе) по данному дому производится по общедомовому прибору учета СЕ 301 №0846681000027286.

Согласно справкам о начислениях и оплатах расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Жуковой Г.Е. за период с 31.03.2009 г. по 31.12.2011 г. составил <данные изъяты>.

Прокурор ссылается на отсутствие волеизъявления истца на изменение порядка оплаты электрической энергии, в результате которого расчет за данный вид коммунальных услуг стала производить не управляющая организация, а ответчик, который в счетах на оплату предъявил требования об оплате электрической энергии, использованной на общедомовые нужды.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя оплату за электроснабжение.

Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.

Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), либо для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (с 08 июня 2011 года - часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 02.05.2007 г. №8167-ЮТ/07).

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целью управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).

Согласно абз. 1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 (действовавших в период возникновения спорных отношений), предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем, согласно абз. 2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).

Исполнитель коммунальные услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.01.2006 г. №530).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей:

оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения;

использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использование электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);

для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Решением Верховного Суда РФ от 6 октября 2008 года № ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил.

Вместе с тем, суд считает, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для её использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую организацию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. Такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика (ресурсоснабжающей организации) по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей организацией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

Обязанность собственников обеспечить оснащение дома общедомовым прибором учета согласно Федеральному закону от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» должна быть выполнена лишь с 01.01.2012 г.

При таких обстоятельствах, исковые требование суд считает обоснованными и законными.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Жуковой Г.Е. удовлетворить.

Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Жуковой Галине Евгеньевне, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с 31.03.2009 года по 31.12.2011 в квартире <адрес>.

Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Жуковой Галине Евгеньевне в квартире 96 дома 9а по улице Черняховского в городе Хабаровск за период с 31.03.2009 года по 31.12.2011 года в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Хабаровска.

Судья        Полещук З.Н.