Дело 2-727/2012г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 3 февраля 2012 года г. Хабаровск Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Лейман Л.Н., при секретаре судебного заседания Петровой Е.Г., с участием помощника прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Горшеневой К.В., представителя ответчика Былич Е.Г., доверенность № ДЭК-20-15/120Д от 01.01.2011г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска в интересах Кадушкина Вячеслава Петровича к ОАО «Дальневосточной энергетической компании» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» об обязании произвести перерасчет за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, УСТАНОВИЛ: Прокурор Краснофлотского района г. Хабаровска обратился в Индустриальный районный суд г. Хабаровска в интересах Кадушкина Вячеслава Петровича с иском к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» об обязании произвести перерасчет за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования. В обосновании иска указал, что прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска проведена проверка соблюдения норм жилищного законодательства в части начисления платы за электрическую энергию Кадушкину В.П., проживающего по адресу: <адрес>. По результатам проведенной проверки установлено, что филиалом «Хабароскэнергосбыт» ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с 01.04.2011г. направлялись квитанции на оплату электрической энергии, потраченной на общедомовые нужды, в квитанциях значится как ОДН, с использованием показаний общедомовых приборов учета электрической энергии, принятых в качестве расчетного с участием представителей филиала ОАО «ДЭК», ОАО «Хабаровская горэлектросеть», ООО УК «Северный округ». Согласие на изменение порядка расчета электрической энергии, на установление общедомового прибора учета электрической энергии Кадушкин В.П. не давал. Кроме того, установление общедомовых приборов учета электрической энергии должно осуществляться только с согласия проживающих в конкретном многоквартирном доме граждан. Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства РФ грубо нарушают жилищные права граждан, в частности право на выбор оплаты коммунальных услуг. Исполнитель коммунальных услуг, то есть управляющая компания обязана приобрести соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. № 530. Согласно ч. 1 ст. 153, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, и п. 7 Правил представления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, п. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11. 2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», приказа Минэнерго РФ от 16.04.2010г. № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов» следует, что установка общедомовых приборов учета электрической энергии допускается только с согласия проживающих в многоквартирном доме граждан, при условии установки индивидуальных приборов учета. Кадушкин В.П. являясь ветераном, по состоянию здоровья и возрасту самостоятельно защищать свои права не может, обратился в прокуратуру Краснофлотского района города Хабаровска с заявлением о защите егожилищных прав, в частности, нарушения права на оплату коммунальных услуг, соответствующую потребленному объему. Прокурор Краснофлотского района г. Хабаровска просит суд признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Кадушкину В.П. с использованием общедомого приборов учета электрической энергии, обязать ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электрическую энергию в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии Кадушкину В.П., проживающему по адресу <адрес>, за весь период выставления платы за ОДН с 01.04.2011г. В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО Управляющая компания «Северный округ». В судебном заседании помощник прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Горшенева К.В. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. В судебное заседание Кадушкин В.П. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. В судебном заседании представитель ответчика ОАО «ДЭК» Былич Е.Г., действующая, на основании доверенности, исковые требования не признала, против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на исковое на заявление. В судебное заседание представитель третьего лица ООО УК «Северный округ» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Как следует из материалов дела 21.11.2011г. Кадушкин В.П. проживающий по адресу <адрес> обратился в прокуратуру Краснофлотского района г. Хабаровска с заявлением в котором указал, что ОАО «ДЭК» предоставляются квитанции с выставленной крупной суммой за потребленную электроэнергию в местах общего пользования. По состоянию своего здоровья и возраста самостоятельно обратиться в суд с иском к ОАО «ДЭК» не может. Просил обратиться в суд в его интересах с иском к ОАО «ДЭК» о произведении перерасчета выставленной платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования. Кадушкин В.П. является ветераном военной службы, что подтверждается удостоверением ветерана от 20.10.2003г. Кадушкин В.П. зарегистрирован и проживает по адресу <адрес>, является собственником квартиры. В судебном заседании установлено, что между ООО Управляющей компанией «Северный округ», действующего на основании устава и договора на управление многоквартирным домом и ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» Хабаровским отделением филиала ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» достигнуто соглашение о взаимодействии № 1-В. Согласно п. 1.1. соглашения о взаимодействии № 1-В Управляющая организация передает гарантирующему поставщику функции на предоставление коммунальной услуги - энергоснабжения, гражданам потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги - энергоснабжение, организовать начисление и получение платы за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений. Находящихся на обслуживании Управляющей организации по договору на управление многоквартирным домом. Согласно п. 2.1. соглашения о взаимодействии № 1-В гарантирующий поставщик имеет право- снимать показания приборов учета электрической энергии, осуществлять расчет и получение платы за потребленную электрическую энергию от потребителей, производить в соответствии с действующим законодательством потребителям коммунальных услуг перерасчет платы за коммунальную услугу, формировать и направлять потребителям коммунальных услуг платежные документы (квитанции) на оплату потребляемой электрической энергии. Как следует из материалов дела расчет потребленной электроэнергии, в том числе на ОДН по дому № по <адрес> в <адрес> производится по общедомовому прибору учета. Согласно справке по начислениям ОДН Кадушкину В.П. производится расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление с 01.04.2011г. на общую сумму 978 рублей 62 копейки. В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В соответствии с ч. 5 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», обязанность обеспечивать до 1 января 2012 года оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой электрической энергии общедомовыми и индивидуальными возложена на собственников помещений в таких домах. В соответствии с ч. 12 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» в случае неисполнения названной обязанности в установленный законом срок, предусмотрен принудительный порядок обеспечения оснащения многоквартирных домов указанными приборами учета используемой электрической энергии, который должен быть обеспечен исполнением специализированными организациями до 1 января 2013 года за счет средств собственников помещений дома. При этом законом определены цели оснащения домов приборами учета -определение данных о количественном значении энергетических ресурсов (произведенных, переданных, потребленных) для осуществления расчетов за энергетические ресурсы (ч. 2 ст.13 ФЗ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации»). До установки приборов учета расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета (ч. 2 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации»). Закон устанавливает ограничения на оснащение домов приборами учета. Требования учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (ч. 1 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации»). В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, законом установлено, что исполнение установленных в нем обязанностей должно привести к тому, что расчет за электрическую энергию на основании данных о ее количестве по приборам учета должен быть более выгодным по сравнению с расчетным методом определения количества такой энергии. При этом закон допускает отложение установки таких приборов учета до 1 января 2013 года в отношении домов, собственники которых приняли решение об их капитальном ремонте, в том числе с целью обеспечения энергосбережения. В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, приобретенные за счет собственников помещений многоквартирного дома общедомовые приборы учета электрической энергии становятся общим имуществом дома, находящимся в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома. В процессе исполнения обязанности по оснащению домов приборами учета электрической энергии, собственники помещений в многоквартирном доме наделены правом на получение предложения от соответствующей организации об оснащении дома приборами учета (ч. 10 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации»); правом на обращение в соответствующую организацию с предложением заключить договор на установку такого прибора, участвовать в согласовании цены договора, требовать выплату неустойки при нарушении срока исполнения договора, правом на рассрочку оплаты договора равными долями в течение пяти лет с даты заключения договора (ч. 9 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации»); правом на получение финансовой поддержки (для отдельных категорий граждан в случае предоставления такой поддержки за счет средств бюджета субъекта федерации или муниципального образования - ч. 11 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации»). Суд считает, что нормы права, предусмотренные Федеральным законом от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», предоставляют собственникам помещений в многоквартирном доме право в добровольном порядке в установленные законом сроки принимать решение об установке общедомовых приборов учета используемой электрической энергии, в том числе с предварительным проведением капитального ремонта дома. В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя оплату за электроснабжение. В соответствии со ст. 151 ЖК РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 ЖК РФ. В соответствии с ч. 8 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. В соответствии ч. 7.1. ст. 155 ЖК РФ следует, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Как следует из ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 02.05.2007 г. №8167-ЮТ/07). В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ). Согласно абз. 1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 (действовавших в период возникновения спорных отношений), предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем, согласно абз. 2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК). Исполнитель коммунальные услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.01.2006 г. №530). Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей: оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения; использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использование электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме); для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Решением Верховного Суда РФ от 6 октября 2008г. № ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил. Суд считает, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для её использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую организацию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. Такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика (ресурсоснабжающей организации) по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей организацией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. При таких обстоятельствах, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судья, РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска в интересах в интересах Кадушкина Вячеслава Петровича к ОАО «Дальневосточной энергетической компании» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» об обязании произвести перерасчет за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования - удовлетворить. Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Кадушкина Вячеслава Петровича с использованием общедомового приборов учета электрической сети. Обязать ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электрическую энергию Кадушкину Вячеславу Петровичу, проживающему по адресу <адрес>, за весь период выставления платы за ОДН с 01.04.2011г. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через суд Индустриального района города Хабаровска. Судья: Л.Н. Лейман Мотивированное решение изготовлено 08.02.2012г.