№2-356/2012 Белоглазова Н.А. о возложении обязанности по произведению перерасчета платы за электрическую энергию за весь период выставления платы за ОДН



Дело №2-356/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2012 года Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе

председательствующего судьи Полещук З.Н.,

при секретаре судебного заседания Лебедевой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоглазовой Нины Алексеевны к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности по произведению перерасчета платы за электрическую энергию за весь период выставления платы за ОДН в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии,

УСТАНОВИЛ:

Белоглазова Н.А. обратилась с иском в суд к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», в котором просила признать противоречащим закону расчет платы за потребляемую электрическую энергию на общедомовые нужды с использованием общедомового прибора учета, обязать ответчика произвести перерасчет платы за электрическую энергию в местах общего пользования за период, начиная с апреля 2011 года. Свои требования истец обосновывает тем, что с апреля 2011 г. ответчик направлял квитанции на оплату электрической энергии, потраченной на общедомовые нужды (ОДН). С данным расчетом истец не согласна, поскольку она согласия на изменение порядка расчета за электрическую энергию не давала, договор на установление прибора учета ОДН не заключала, управляющей компанией вопрос на голосование об утверждении тарифов ОДН, установление счетчиков по ОДН не ставился.

В процессе рассмотрения дела истец дополнила, прося возложить на ответчика обязанность в дальнейший расчет платы за электрическую энергию не включать плату за ОДН, а также просила взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины.

В судебное заседание истец, ответчик, третье лицо без самостоятельных требований ООО Управляющая компания «Северный округ» г. Хабаровск не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены в установленном законом порядке, письменно просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что по адресу: <адрес>, - проживает сособственник квартиры Белоглазова Н.А.

Расчет платы за потребленную электрическую энергию, в том числе с учетом доли потребленной электрической энергии на общедомовые нужды, производится по данному дому с апреля 2011 г. на основании акта от 09.03.2011 г. о принятии в эксплуатацию общедомового прибора учета в качестве расчетного.

Расчет потребленной электроэнергии (в том числе) по данному дому производится по общедомовому прибору учета ЦЭ6822 №75833419.

Согласно квитанциям, выписке из лицевого счета истца, а также ее расчету, который суд признает правильным и обоснованным, расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление истца за период с 01.04.2011 по 01.12.2011 года составил <данные изъяты>

Истец ссылается на отсутствие ее волеизъявления на изменение порядка оплаты электрической энергии, в результате которого расчет за данный вид коммунальных услуг стала производить не управляющая организация, а ответчик, который в счетах на оплату предъявил требования об оплате электрической энергии, использованной на общедомовые нужды.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя оплату за электроснабжение.

Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.

Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), либо для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (с 08 июня 2011 года - часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 02.05.2007 г. №8167-ЮТ/07).

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целью управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).

Согласно абз. 1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 (действовавших в период возникновения спорных отношений), предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем, согласно абз. 2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).

Исполнитель коммунальные услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.01.2006 г. №530).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей:

оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения;

использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использование электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);

для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Решением Верховного Суда РФ от 6 октября 2008 года № ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил.

Вместе с тем, суд считает, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для её использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую организацию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. Такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика (ресурсоснабжающей организации) по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей организацией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

Обязанность собственников обеспечить оснащение дома общедомовым прибором учета согласно Федеральному закону от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» должна быть выполнена с 01.01.2012 г. Поэтому требование истца о возложении обязанности на ответчика в дальнейший расчет платы за электрическую энергию не включать плату за ОДН не основано на законе, следовательно, удовлетворению не подлежит.

Учитывая, что истец освобождена от уплаты государственной пошлины в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», суд на основании ст. 103 ГПК РФ взыскивает государственную пошлину с ответчика пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.

При этом, учитывая, что истец в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины, суд полагает необходимым в соответствии со ст. 333.40 Налогового кодекса РФ возвратить истцу излишне уплаченную государственную пошлину в сумме <данные изъяты>

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Белоглазовой Н.А. удовлетворить частично.

Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Белоглазовой Нине Алексеевне в квартире <адрес> за период с 01.04.2011 года по 01.12.2011 года в сумме <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в бюджет муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Белоглазовой Нине Алексеевне возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Хабаровска.

Судья        Полещук З.Н.