№ 2-1012/2012 Прокурор Индустриального района г. Хабаровска в интересах Маёрниковой К.Н. к ОАО `ДЭК` о возложении обязанности произвести перерасчет, компенсации морального вреда.



Гражданское дело № 2-1012/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 марта 2012 г.        г.Хабаровск

Индустриальный районный суд г.Хабаровска

в составе председательствующего судьи Герасимовой И.И.

с участием прокурора Лазаревой Е.С.

с участием истца Маёрниковой К.Н.

при секретаре судебного заседания Бакиновской Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г.Хабаровска в интересах Маёрниковой К.Н. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за электрическую энергию, по иску Маёрниковой К.Н. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах Маёрниковой К.Н. к ответчику ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за электрическую энергию, ссылаясь на то, чтопрокуратурой Индустриального района г. Хабаровска проведена проверка соблюдения норм жилищного законодательства в части начисления платы за электрическую энергию Маёрниковой К.Н., проживающей в <адрес>. По результатам проверки установлено, что 13.08.2010 г. без согласия собственников в указанном доме установлен общедомовой прибор учета электрической энергии для использования в качестве расчетного при оплате электрической энергии. С этого времени Маёрниковой К.Н. ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» направлялись квитанции на оплату электрической энергии, потраченную на общедомовые нужды (ОДН) с использованием показаний общедомовых приборов учета электрической энергии. Маёрникова К.Н. своего согласия на изменение порядка расчета электрической энергии, на установление общедомового прибора учета электрической энергии недавала. Общедомовой прибор учета не зарегистрирован по форме КС-2. Ответчиком нарушены требования действующего законодательства, в связи с чем истец обратился в суд в интересах Маёрниковой К.Н. с данным иском.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, сославшись на обстоятельства, указанные в исковом заявлении.

В судебном заседании истец Маёрникова К.Н. исковые требования поддержала. Воспользовавшись правами, предусмотренными ст. 39 ГПК РФ, увеличила размер исковых требований, просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., в связи с необоснованным начислением сумм за ОДН, которые она вынуждена оплачивать из единственного источника дохода - пенсии.

В судебное заседание представитель ответчика ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в установленном порядке, представил отзыв на иск. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В судебное заседание представитель ООО «Побережье Амура», привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в установленном порядке. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав прокурора, истца, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению, иск Маёрниковой К.Н. к ОАО «ДЭК» о взыскании компенсации морального вреда не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, на основании заявления Маёрниковой К.Н. прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска проведена проверка соблюдения норм жилищного законодательства в части начисления платы за электрическую энергию. В результате проверки выявлены нарушения законодательства.

Согласно сообщению ОАО «ДЭК» от 18.11.2011 г. предъявление Маёрниковой К.Н., проживающей в <адрес>, платежных документов за потребленную коммунальную услугу энергосбережение совершается в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ. Начисление платы за потребленную электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета жителям указанного дома производится с 01.11.2011 г., при этом разница между объемами индивидуального и общедомового потребления будет выставлена управляющей компании, производящей обслуживание, содержание и ремонт жилого дома. /л.д. 24/.

Из актов от 13.08.2010 г., составленных электромонтером ОАО «Хабаровская Горэлектросеть», главным энергетиком управляющей компании ООО «Побережье Амура», ведущим инженером и инженером ОАО «Хабаровскэнергосбыт», усматривается, что в <адрес> энергоснабжение осуществляется от ТП-3452 по КЛ -0,4 кВ, прибор учета СЕ 301 № 0846681000027179, год выпуска 2008, общедомовому прибору учета подконтрольны лифты и МОП, 1-2 подъезды, квартиры с 1 по 72, нежилое помещение в ВРУ жилого дома (бытовка), акт № 22-24 от 13.08.2010 г.; общедомовому прибору учета СЕ 301 № 0846681000031535 год выпуска 2008 подконтрольны лифты и МОП, 3-5 подъезды, квартиры с 73 по 189, нежилые помещения - ИП ФИО4, договор № 7001-1 (ремонт обуви), ИП ФИО5 без договора (юридическая фирма); общедомовому прибору учета СЕ 301 год выпуска 2008 подконтрольны лифты и МОП, 6-8 подъезды, квартиры со 190 по 296, нежилые помещения - в ВРУ жилого дома находится нежилое помещение (бытовка), в 6 подъезде находится нежилое помещение (лифтовая). /л.д.10, 11, 12/.

Согласно акту от 01.04.2011 г., ведущим инженером по техническому аудиту, составленному главным энергетиком ООО «Побережье Амура», ведущим инженером и инженером ОАО «Хабаровскэнергосбыт», в <адрес> несанкционированных подключений к внутридомовым электросетям не обнаружено. Овощехранилище, расположенное возле дома, общедомовым приборам учета неподконтрольно. /л.д. 42/.

В соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно положениям ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 указанной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В соответствии с ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 указанной статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 указанной статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных указанным Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов» утверждена примерная форма предложения об установлении приборов учета энергоресурсов. Согласно указанной форме организация обращается к конкретному гражданину для дачи согласия на оборудование общедомовым либо индивидуальным прибором учета энергоресурсов.

В соответствии с п. 89 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, а также п.п. «в» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчёт и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.

Согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора обязанности по управлению общим имуществом дома возлагаются на управляющую компанию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несёт обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

Указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения, допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определённого на основании показаний общедомовых приборов учёта, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

Из представленных представителем ответчика расчетов и представленных истцом Маёрниковой К.Н. на обозрение суда квитанций об оплате коммунальных услуг усматривается, что Маёрниковой К.Н. начислялись платежи за электрическую энергию по индивидуальному прибору учета и по общедомовому прибору учета, начиная с 01.09.2010г. по 01.11.2011 г., размер начислений по общедомовому прибору учета составляет 532 руб. 54 коп. /л.д. 38, 50-51/.

При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за электрическую энергию.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В связи с тем, что истцом Маёрниковой К.Н. не представлены доказательства, подтверждающие причинение ей нравственных или физических страданий действиями ОАО «ДЭК», требование истца о компенсации морального вреда вытекает из имущественных прав, у суда не имеется оснований для удовлетворения требования истца о взыскания компенсации морального вреда.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК взысканию с ответчика в доход государства подлежит государственная пошлина в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования прокурора Индустриального района г.Хабаровска в интересах Маёрниковой К.Н. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства и произвести перерасчет оплаты за электрическую энергию.

Возложить обязанность на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» произвести перерасчет платы за электрическую энергию Маёрниковой К.Н. по <адрес> за период 01.09.2010 г. по 01.11.2011 г. в размере 532 руб. 54 коп.

В удовлетворении искового требования Маёрниковой К.Н. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в доход Муниципального образования городского округа «Город Хабаровск» госпошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Хабаровска.

Судья        И.И.Герасимова

Решение принято в окончательной форме 6 марта 2012 г.