Дело №2-1000/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 марта 2012 года Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе председательствующего судьи Полещук З.Н., при секретаре судебного заседания Сосновской Я.А., с участием представителя прокурора Краснофлотского района города Хабаровска Сова А.В., представителя ответчика Марковой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснофлотского района города Хабаровска в интересах Фляндикова Петра Яковлевича к отрытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о признании противоречащим закону расчет платы за потребленную энергетическую энергию на общедомовое потребление с использованием общедомового прибора учета электрической энергии, возложении обязанности по производству перерасчета платы за электроэнергию в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электроэнергии, УСТАНОВИЛ: Прокурор Краснофлотского района города Хабаровска обратился в суд с иском в интересах Фляндикова П.Я. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания». В обоснование иска указал, что Фляндиков П.Я. проживает в квартире <адрес>. По результатам проверки, проведенной прокуратурой Краснофлотского района города Хабаровска, было установлено, что ответчик с декабря 2009 г. направлял Фляндикову П.Я. квитанции на оплату электрической энергии, потраченной на общедомовые нужды (ОДН). Такие расчеты производились с использованием ответчиком общедомовых приборов учета электроэнергии, установленных до границы раздела балансовой принадлежности и незарегистрированных по форме КС-2. Действующее законодательство допускает расчет потребляемой электроэнергии как с использованием общедомовых приборов учета, так и в их отсутствии. Из содержания части 1 статьи 153, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, пункта 7 Правил представления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307), пунктов 5, 10 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», приказа Минэнерго РФ от 16 апреля 2010 года № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов» следует, что установка общедомовых приборов учета электрической энергии допускается только с согласия проживающих в многоквартирном доме граждан, при условии установки индивидуальных приборов учета. Фляндиков П.Я. согласия на изменение порядка расчета платы за электрическую энергию, а также на установку общедомовых приборов учета не давал. С учетом перечисленных обстоятельств, прокурор просил признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Фляндикову П.Я., возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Фляндикову П.Я. в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии за период с декабря 2009 г. по июнь 2011 г. Истец Фляндиков П.Я. в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания был извещен в установленном порядке. Представитель прокуратуры Краснофлотского района города Хабаровска Сова А.В. исковые требования в части возложения обязанности уточнила, прося возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Фляндикову П.Я. за период с 01.12.2009 г. по 30.06.2011 г. в сумме <данные изъяты> Представитель ответчика по доверенности Маркова Г.В. исковые требования не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление. Выслушав представителей сторон, изучив и оценив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что Фляндикова П.Я. проживает в квартире <адрес>. Расчет платы за потребленную электрическую энергию, в том числе с учетом доли потребленной электрической энергии на общедомовые нужды, производится по данному дому с 01.12.2009 года на основании акта от 27.11.2009 г. о принятии в эксплуатацию общедомового прибора учета в качестве расчетного. Расчет потребленной электроэнергии (в том числе) по данному дому производится по общедомовому прибору учета СЕ 301,5А №008466019000201. Согласно справкам о начислениях и оплатах расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Фляндиковым П.Я. за период с 01.12.2009 г. по 30.06.2011 г. составил <данные изъяты> Прокурор ссылается на отсутствие волеизъявления истца на изменение порядка оплаты электрической энергии, в результате которого расчет за данный вид коммунальных услуг стала производить не управляющая организация, а ответчик, который в счетах на оплату предъявил требования об оплате электрической энергии, использованной на общедомовые нужды. Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя оплату за электроснабжение. Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении. Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), либо для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (с 08 июня 2011 года - часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ). Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 02.05.2007 г. №8167-ЮТ/07). Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целью управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ). Согласно абз. 1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 (действовавших в период возникновения спорных отношений), предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем, согласно абз. 2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК). Исполнитель коммунальные услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.01.2006 г. №530). Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей: оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения; использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использование электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме); для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Решением Верховного Суда РФ от 6 октября 2008 года № ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил. Вместе с тем, суд считает, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для её использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую организацию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. Такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика (ресурсоснабжающей организации) по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей организацией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Фляндикова П.Я. удовлетворить. Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Фляндиковым Петром Яковлевичем, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с 01.12.2009 года по 30.06.2011 года в квартире <адрес>. Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Фляндикову Петру Яковлевичу в квартире <адрес> за период с 01.12.2009 года по 30.06.2011 года в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета в сумме <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Хабаровска. Судья Полещук З.Н.