признание права пользования жилым помещением



Дело №2-908/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2012 года                                                                              город Хабаровск

Индустриальный районный суд г. Хабаровска

под председательством судьи                               Тарасовой А.А.

при секретаре                                                          Старковой Ю.Ю.

с участием Самохина Н.И. (представителя истца ), Гамаюновой Ю.С.(представителя ответчика),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горелкиной Елены Сергеевны, Горелкиной Ларисы Сергеевны к Администрации г. Хабаровска о признании права пользования жилым помещением, на условиях договора социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

Горелкина Е.С. и Горелкина Л.С. обратились в Индустриальный районный суд г. Хабаровска с иском к Администрации г. Хабаровска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма. В обоснование иска указали, что Горелкина Е.С. проходит военную службу по контракту в <данные изъяты>. В 2010 году Горелкиной Е.С. по месту прохождения военной службы на основании решения жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> и списка распределения жилых помещений по войсковой части <данные изъяты> было выделено жилое помещение, по адресу: <данные изъяты>, на состав семьи три человека. 22 декабря 2010 года между Горелкиной Е.С. и начальников ФГУ «Красноерченская КЭЧ» был заключен договор найма на служебное жилое помещение. Считают, что на момент предоставления квартиры <данные изъяты> ( как служебной), уже действовало Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 года №42, решение о включении спорного жилого помещения в специализированный жилищный фонд, должно было приниматься в соответствии с действующим законодательством, чего в данном случае сделано не было. Считают, что изначально квартира <данные изъяты> не могла быть предоставлена как служебная, и истицы с момента заселения пользуются ей на условиях социального найма. Просят суд признать за Горелкиной Еленой Сергеевной, Горелкиной Ларисой Сергеевной право пользования жилым помещением- квартирой, расположенной по адресу: <данные изъяты>, на условиях договора социального найма.

В судебное заседание истцы Горелкина Е.С. и Горелкина Л.С. не явились, о дне слушания дела уведомлялись своевременно и надлежащим образом, судебными повестками, представили заявления о рассмотрения дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель истца- Горелкиной Е.С.- Самохин Н.И., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы указанные в исковом заявлении.

           Представитель ответчика Администрации г. Хабаровска - Гамаюнова Ю.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на иск.

В судебное заседание не явились третьи лица- Горелкина В.С., ФБУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, о дне слушания дела уведомлялись своевременно и надлежащим образом- судебными повестками; Горелкина Е.С. представила заявление о рассмотрение дела в ее отсутствие, ФБУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, представили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, находит возможным, рассмотреть дело в порядке ст.167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

          В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно списка распределения жилых помещений по войсковой части <данные изъяты> и протокола <данные изъяты>- Горелкиной Е.С. по месту прохождения военной службы, была распределена как служебная <данные изъяты> квартира по адресу <данные изъяты> на состав семьи три человека, подтверждается выпиской из протокола <данные изъяты>, списком распределения жилых помещений по войсковой части <данные изъяты>              

            22 декабря 2010 года с Горелкиной Е.Л. ФГУ Краснореченской КЭЧ заключен договор найма на данное служебное жилое помещение, подтверждается копией <данные изъяты>

           Согласно лицевого счета квартиросъемщика <данные изъяты> в спорной квартире в качестве нанимателя зарегистрирована Горелкина Е.С., с <данные изъяты> и дочь Горелкина Л.С.

Согласно постановлению Мэра города Хабаровска от <данные изъяты> кв.<данные изъяты> является муниципальной собственностью, подтверждается выпиской из реестра (<данные изъяты>

           В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления.

           В соответствии с п. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные помещения относятся к специализированному жилищному фонду.

            В соответствии с п. 2 ст. 92 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

           В соответствии с пп. 3 п. 14 Постановления Правительства РФ № 42 от 26.01.2006г. «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения.

           В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ № 42 от 26.01.2006г. «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договору социального найма, а также, если имеют обременения прав на это имущество.

Доказательств того, что спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты> зарегистрировано в органах государственной регистрации недвижимости - как служебное, в судебном заседании не добыто.

           У суда имеются все основания полагать, что на спорное жилое помещение правовой режим служебного жилья не распространяется, и оно является предметом договора социального найма.

           Согласно ст. 49 ЖК РФ жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется по договору социального найма.       

           Суд приходит к выводу, что истцам спорное жилое помещение предоставлено в установленном законом порядке, истцы проживают, и приобрели право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.           

            Пункт 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривает, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

            Доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве, суд находит необоснованными, поскольку военная служба, по смыслу ст. 59 и 71 (п. «т») Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащего» от 27.05.1998 №76-ФЗ, которая определяет порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Положения данной нормы конкретизируются в пп. 3 п. 34 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ», утвержденной приказом Министра Обороны РФ № 80 от 15.02.2000г., жилые помещения, освобождаемые за выездом военнослужащих, распределяются между военнослужащими воинских частей, в которых они проходили службу. В случае отсутствия в воинских частях военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), жилые помещения распределяются между воинскими частями, дислоцированными в гарнизоне, пропорционально количеству военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

              Реализация данного права не ставиться в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду. Согласно ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд. Таким образом, независимо от того, в каком жилищном фонде находятся жилые помещения, они не теряют своего целевого назначения по обеспечению права на жилище специальной категории граждан - военнослужащих и членов их семей.

             При этом необходимо учитывать, что Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.

             Принимая во внимание данные обстоятельства, суд полагает, что Федеральный закон от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих», закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом на другое место жительство.

             Таким образом, п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих» фактически ограничивает права муниципалитета, как собственника названной выше квартиры, по распоряжению своим имуществом, что не противоречит п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения права собственности федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

            Как видно из материалов дела ранее в спорной квартире проживал военнослужащий <данные изъяты>., подтверждается ответом ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» от <данные изъяты>           

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования истцов законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.             

На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Горелкиной Е.С., Горелкиной Л.С. - удовлетворить.

Признать за Горелкиной Еленой Сергеевной, Горелкиной Ларисой Сергеевной право пользования жилым помещением- квартирой, расположенной по адресу: <данные изъяты>, на условиях договора социального найма.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд через суд его вынесший.

Судья                                                                                                               А.А. Тарасова

Мотивированное решение изготовлено 22.02.2012г.