иск Манишиной О.И. к ОАО `ДЭК` удовлетворен частично



Дело №2-1185/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 марта 2012 года                                                               г. Хабаровск

Индустриальный районный суд города Хабаровска

в составе:

председательствующего судьи Телиной С. А.,

с участием истца Манишиной О.И.,

представителя ответчика ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» Мишина М. В., действующей на основании доверенности от 01. 01. 2012 года,

представителя ООО «Бруслит Сервис» Песчинскую Е. А., действующую на основании доверенности от 23. 12. 2011 года,

при секретаре судебного заседания Румянцевой Е. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манишиной Ольги Ивановны к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», третьему лицу, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора со стороны ответчика ООО «Бруслит Сервис» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, впоследствии не начислять плату за ОДН до устранения нарушений, установленных государственной жилищной инспекцией при Правительстве Хабаровского края,

УСТАНОВИЛ:

    Истец обратилась в суд с иском к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования в период с октября 2010 года по сентябрь 2011 года в сумме 2517 рублей 00 копеек, взыскать судебные издержки, впоследствии не начислять плату за ОДН до устранения нарушений, установленных государственной жилищной инспекцией при Правительстве Хабаровского края, указав, что начисление платы за ОДН незаконно, так как 1/ не была подана заявка жильцами многоквартирного дома, в котором находится её квартира на установку коллективного общедомового прибора учета электроэнергии; 2/ не было проведено собрание собственников жилых помещений; 3/ общедомовой прибор учёта, по которому производилось начисление ОДН не является частью общедомового имущества собственников многоквартирного дома, но установлен в данном доме; 4/ приборы учёта электро-энергии по <адрес> отсутствуют в 24 квартирах; 5/ТДК ООО СЦС «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», торговый павильон ООО «<данные изъяты>», хлебный киоск <данные изъяты>», расположенные в доме приборами учета не оборудованы.

    В судебном заседании 29 февраля 2012 по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора со стороны ответчика было привлечено ООО «Бруслит Сервис».

    В судебном заседании истец уточнила свои требования, просила признать незаконным начисления и взыскание с неё платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление, обязать ОАО «Дальневосточная энергетическую компанию» произвести перерасчет платы за период с октября 2010 года по сентябрь 2011 года по расчету ОДН представленному ОАО «ДЭК», впоследствии не начислять плату за ОДН до устранения нарушений, установленных государственной жилищной инспекцией при Правительстве Хабаровского края, в том числе в связи с несанкционированным подключением электроэнергии другими потребителями по дому, кто должен устранять данные нарушения пояснить не может. Считает, что начислять плату за ОДН не должны до того момента пока все возможные нарушения не будут устранены. Согласна платить, но не за других лиц.

    Представитель ответчика ОАО «ДЭК» Мишина М. В. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что выставление общедомового потребления предусмотрено Жилищным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. (п. 7, п. 21), Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. В силу ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник квартиры несет бремя содержания помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Статьей 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме отнесены: нежилые помещения, которые не являются частями квартир и которые предназначены для обслуживания более одного помещения в данном доме (в частности, лестничные площадки, лифты, коридоры, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование); крыши и ограждающие конструкции; оборудование, находящееся в доме, - механическое, электрическое, санитарно-техническое, расположенное как за пределами, так и внутри помещений. Указанное имущество находится в общей долевой собственности всех собственников жилых помещений в данном многоквартирном доме.Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» определяет принципы эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, нацелен на стимулирование энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Из письма Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007 г. -ЮТ/07 «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги» следует, что освещение мест общего пользования многоквартирного дома включает в себя освещение лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофона, усилителей телеантенн коллективного пользования, автоматических запирающих устройств, насосов, технологические потери внутридомовых электрических сетей и другого имущества в многоквартирном доме.В соответствии с п. 5 ч.3 ст. 67, ст. 153, 154 и ч.1 ст. 155 ЖК РФ собственник жилого помещения (арендатор, наниматель, член жилищного кооператива), и все совершеннолетние члены семьи обязаны своевременно вносить плату и плату за коммунальные услуги. (По ст. 154 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан платить за коммунальные услуги, в том числе за места общего пользования). Частью 2 ст. 61 ЖК РФ установлено, что наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в доме. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. По ч. 14 ст. 155 ЖК РФ Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Ст. 157 ЖК РФ устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. В соответствии с ч. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. На основании ч. 1 ст. 540, ст. 544 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжению выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. В соответствии с п.3 Постановления Правительства от 23.05.2006г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее Правила ) коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Постановления Правительства от 23.05.2006г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее Правила ) собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа, тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяются между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. По п. 21. Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам; Согласно п.22 Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, (п. 22 Правил ). По п.23. при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения. Согласно письму министерства регионального развития РФ от 18.06.2007г. -ЮТ/07 из установленного приложением к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в местах общего пользования. Дополнительно в письме сообщается, что в соответствии с пунктами 15 - 19 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N , одной из составляющих, на основе которой рассчитываются тарифы на электрическую энергию, является размер необходимой валовой выручки организации от реализации каждого вида продукции (услуг), куда включаются, в том числе, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности. При этом расходы на содержание внутридомовых сетей не могут учитываться при формировании тарифов на электроэнергию в связи с тем, что границы эксплуатационной ответственности по содержанию сетей при наличии общедомовых приборов учета в многоквартирном доме определяются в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Согласно Постановлении Правительства РФ от 23.05.2006г. "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Согласно п.З данного постановления, устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. Ввиду того, что по данному адресу установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, применяется расчет размера платы за коммунальные услуги, согласно Приложению к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006г. . Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ, соглашение о взаимодействии между ОАО «ДЭК» и ООО «Бруслит-Сервис» в доме по адресу: <адрес> установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, который по заключению комиссии может быть использован в качестве расчетного. Данным документом подтверждается факт установки коллективного (общедомового) прибора учета Управляющая компания - ООО «Бруслит-Сервис». Действующим законодательством на УК возложена обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями на приобретение соответствующего вида коммунальных ресурсов в целях предоставления гражданам их избравшим, в связи с чем, отношения по поставке электроэнергии в указанный дом, а также предъявления к оплате платежных документов потребителям построены в рамках заключенного Соглашения о взаимодействии между управляющей компанией ООО «Бруслит-Сервис». На основании чего между управляющей организацией ООО «Бруслит-Сервис», осуществляющей управление домом по адресу: <адрес> и филиалом ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнгергосбыт» - являющимся «гарантирующим поставщиком», заключено соглашение о взаимодействии. На основании п 1.1 Соглашения Управляющая организация передает Филиалу функции на предоставление коммунальной услуги «электроснабжение» гражданам -потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги - электроснабжение, организовывать начисление и получение платы за потребленную электрическую электроэнергию от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании Управляющей организации по договору на управление многоквартирным домом. В соответствии с положениями данного соглашения филиал ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» выставляет платежные документы (счета-квитанции) на оплату коммунальной услуги «электроснабжение», исходя из показаний общедомового прибора учета установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. При этом «Гарантирующий поставщик» не несет ответственности за содержание внутридомовых электрических сетей, на основании положения п. 49 Правил одной из обязанностей Управляющих компаний является обязанность по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю. Условия заключенного Соглашения не противоречат нормам действующего законодательства, права потребителей не нарушают и не ущемляют. Исходя из общих норм, регулирующих процедуру заключения договора энергоснабжения (соглашения о взаимодействии) основными документами, требование которых у контрагента по договор} допускается для гарантирующего поставщика, определены в п. 62 Правил функционирования розничных рынков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и обычаями делового оборота, которыми предусмотрено предоставление юридических документов, подтверждающих статуса контрагента по договору. Согласно ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, ч.1. статьи 13, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Часть 5 ст. 13 данного ФЗ предусматривает, что до 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Указанной правовой нормой на собственников/нанимателей возложена обязанность, за неисполнение которой последует ответственность, но не отсрочка исполнения федерального закона, и кроме того, указанный дом уже фактически оборудован данным общим прибором учета. Данная правовая норма регулирует отношения по возмездному характеру предоставлению услуг, организацией, на которую законом возложена обязанность по совершению определенных действий по отношению к потребителям, и соответственно предполагают, что после того, как собственник жилого помещения оплатит работы по установке приборов учета, данный прибор учета автоматически станет собственностью собственников жилого дома. Согласие собственника в данном случае выражается в пользу организации, а не пользу выбора за потребителем оборудовать или не оборудовать прибором учета дом и квартиру. Так как общедомовые приборы учета электроэнергии, по указанному адресу, установлены в соответствии с действующим на тот момент нормативно-правовыми актами, до введение в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» положение статьи 13 п. 10 данного ФЗ, не распространяет свое действие на взаимоотношения, возникшие до его вступления, в отсутствии прямого указания. В квитанциях по предоставляемой ОАО «ДЭК» услуге информация о порядке начисления отражена в полном объеме, со ссылкой на нормативно-правовые акты. Так же считает, что истцу необходимо отказать во взыскании судебных расходов по госпошлине, в связи с тем, что она согласно Закона «О защите прав потребителей освобождена от уплаты госпошлины, а значит платить её не должна. Общедомовые приборы учета устанавливала Горэлектросеть.

      Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора со стороны ответчика ООО «Бруслит Сервис» Песчинская Е. А. в судебном заседании пояснила, что общедомовые приборы учета устанавливались в рамках компании Горэлектросетями бесплатно за свой счет. Прибор учёта принадлежит данной компании. Собрание собственников жильцов дома по <адрес> по поводу разрешения установки данного прибора не проводилось. Собственники <адрес> им не делегировали начисление и порядок начисления платы за ОДН. Услуга предоставляемая ОАО «ДЭК» по поставке электроэнергии неделима. Считает, что собственники, наниматели дома обязаны вносить плату за ОДН.

     Выслушав стороны, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

     Согласно поквартирной карточке, лицевого счета , истица является собственником <адрес> и проживает в ней.

     Судом установлено, что ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» выставляет платежные документы (счет-квитанции) на оплату коммунальной услуги «электроснабжение», исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

    Согласно предоставленных квитанций, пояснения представителя ОАО «ДЭК», они с октября 2010 года по настоящее время производится начисления платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление истице по <адрес>. Истица данные платежи оплачивала.

Согласно расчета представленного ОАО «ДЭК «по начислению платы за электроэнергию за период с 01. 102010 года по сентябрь 2011 года, что подтверждается квитанциями и с чем согласна истица, Манишиной Ольге Ивановне было выставлено к оплате 1134 кВт электрической энергии на общую сумму 2 260 рублей 10 копеек.

    Манишина Ольга Ивановна не давала своего согласия на изменение порядка оплаты электрической энергии, в результате которого ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» стало производиться расчет за данный вид коммунальных услуг, выставлять требования об оплате электрической энергии, использованной на общедомовые нужды.

    Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя оплату за электроснабжение.

    Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

    Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.

    Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), либо для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (с 08 июня 2011 года - часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

    Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от ДД.ММ.ГГГГ -ЮТ/07).

     Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целью управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

     Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).

     Согласно договора -у управления многоквартирным домом от 19. 08. 2008 года ООО «Бруслит Сервис», Устава ООО «Бруслит Сервис», управляющая компания обязуется производить начисление платежей за коммунальные услуги, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

    Согласно п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

     Согласно абз. 1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года (действовавших в период возникновения спорных отношений), предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем, согласно абз. 2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).

     Исполнитель коммунальные услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.01.2006 г. ).

     Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей: оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения; использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использование электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме); для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

     Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года , допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

     Решением Верховного Суда РФ от 6 октября 2008 года № подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил.

    Вместе с тем, суд считает, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

    Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для её использования на общедомовые нужды.

    Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую организацию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. Такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика (ресурсоснабжающей организации) по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей организацией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

     Исходя из вышеизложенного суд считает необходимым признать действия ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» в выставлении счетов по электрической энергии по общедомовым приборам учета необоснованными и противоречащими норме закона.

     Вследствие чего требования истицы о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет сумм начисленным по <адрес> за период с октября 2010 года по сентябрь 2011 года в объеме 1134 кВт на общую сумму 2 260 рублей 10 копеек подлежат удовлетворению.

     Что касается требований истицы о возложении обязанности на ОАО «ДЭК» впоследствии не начислять плату за ОДН до устранения нарушений, установленных государственной жилищной инспекцией при Правительстве Хабаровского края и наведение порядка в доме по общедомовому потреблению энергии, то оно удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.          

      Согласно сообщения Государственной жилищной инспекцией от 03. 05. 2011 года ТКД ООО <данные изъяты>» договор и шкаф аппаратуры ООО <данные изъяты>», договор , расположенные в <адрес>, приборами учета электроэнергии не оборудованы и расчет за потребляемую электроэнергию осуществляют по установленной мощности 0,05 и 0,104 квт соответственно. Расчетные индивидуальные приборы учета электроэнергии в жилом доме по <адрес> отсутствуют в 24 квартирах. Установка счетчиков в этих квартирах запланирована ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» на июль 2011 года в связи с исчерпанием запаса имеющихся в распоряжении приборов учета. Кроме этого ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», осуществляя начисление платы за пользование электрической энергией на общедомовые нужды (ОДН), действует в нарушение действующего законодательства РФ. ОАО «ДЭК», может являться исполнителем коммунальных услуг только в случае, когда собственниками жилых помещений выбрано непосредственное управление многоквартирным домом. Право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений может быть предусмотрено только договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услу<адрес> помещений многоквартирного дома по <адрес> в <адрес>, согласно «Порядку заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , не подавали заявку на установку коллективного общедомового прибора учета электроэнергии, или кого либо не уполномочивали на это. Общее собрание собственников жилых помещений по данному вопросу не проводилось. Кроме того, общедомовой прибор учета, по которому производится начисление по ОДН, не является частью общего имущества собственников многоквартирного дома, но установлен в данном доме.

    При этом истица не разграничила кто ответчик или ООО «Бруслит Сервис» должны устранять нарушения, установленные Государственной жилищной инспекцией.

    В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

     Таким образом суд не может запретить ОАО «ДЭК» начислять плату за ОДН до устранения нарушений установленных государственной жилищной инспекцией при Правительстве Хабаровского края и наведению порядка в доме по общедомовому потреблению энергии, так как и в этом случае ОАО «ДЭК» будет не вправе производить расчёт и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за энергию израсходованную на домовые нужды, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно ст. ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ и на основании договора управления многоквартирным домом возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановлений Правительства РФ от 31. 08. 2006 года , независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. В свою очередь, указанные расходы управляющей организацией подлежат включению в счета на оплату коммунальных услуг электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Данное положение вещей будет действовать до изменения законодательства. Таким образом подлежат удовлетворению требования истицы о возложении обязанности на ОАО «ДЭК» впоследствии не начислять плату в квитанциях за ОДН в <адрес> до изменения законодательства.

     При разрешения вопроса о возмещении судебных расходов истцу, суд руководствуется ст. ст. 98, 103 ГПК РФ, где указано что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

      Истица при подаче иска оплатила госпошлину в сумме 400 рублей 00 копеек, что подтверждается чек- ордером.

     Согласно ст. 333. 19 Налогового Кодекса РФ, по неимущественным искам подлежит уплате госпошлина в сумме 200 рублей 00 копеек. Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

    Истица переплатила госпошлину в сумме 200 рублей 00 копеек, в связи с чем может в порядке п. 1 ст. 333. 40 Налогового Кодекса РФ обратиться в суд с заявлением о возврате излишне уплаченной госпошлины.

     Суд не может согласиться с позицией представителя ответчика, что в иске истице необходимо отказать полностью, судебные расходы не взыскивать, с них, так как считает эти возражения необоснованными и противоречащими законодательству по выше указанным основаниям.       

      Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Манишиной Ольги Ивановны удовлетворить частично.

    Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Манишиной Ольги Ивановны, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с октября 2010 года по сентябрь 2011 года по адресу <адрес>.

Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Манишиной Ольги Ивановны в <адрес> с октября 2010 года по сентябрь 2011 года в объеме 1134 кВт на общую сумму 2 260 рублей 10 копеек.

Обязать ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» не начислять в квитанциях плату Манишиной Ольге Ивановне по адресу <адрес> за потребленную энергию на общедомовые нужды до изменения законодательства..

Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в пользу Манишиной Ольги Ивановны расходы по государственной пошлине в сумме 200 рублей.

    В остальной части иска Манишиной Ольге Ивановне отказать.

    Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Хабаровска путем подачи апелляционной жалобы.

Судья: С. А. Телина