2-876/2012 Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности устранить нарушение действующего законодательства в области охраны природы,



2-876/2012        

Решение

именем Российской Федерации

21 марта 2012 года        г.Хабаровск

Индустриальный районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Подреза О.А.,

при секретаре Пушкарь И.Ю.,

с участием

представителя истца и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Высоткина В.А. - старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Мормоль К.А., доверенность от 02.03.2012 г.,

представителя ответчика - администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Шестова В.Г., доверенность от 28.12.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности устранить нарушение действующего законодательства в области охраны природы,

установил:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края с указанным иском. В обосновании своих требований истец указал следующее.

Отходы производства и потребления, являясь неестественно образованным элементом в окружающей среде, подлежат ликвидации силами собственника (владельца, пользователя) земельного участка, на котором данные отходы обнаружены, в том случае, если собственник данных отходов не установлен. Длительное непринятие мер к устранению несанкционированной свалки отходов может привести к негативным последствиям для состояния окружающей среды и стать причиной неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки для населения.

Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края, в ходе которой по трассе город Хабаровск- город Комсомольск-на-Амуре (по направлению в сторону города Комсомольска-на-Амуре) на расстоянии 5,6 км от развилки между селами Гаровка-Ракитное Хабаровского муниципального района, от дороги налево обнаружено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов. В местах складирования преобладают отходы: картон, шины автомобильные, текстиль, имеется места с сожженными отходами, шинами. Свалка отходов в данном месте не предусмотрена. Ограждений данная свалка не имеет, находится в непосредственной близости от сел Ракитное, Гаровка, в связи с чем имеется свободный доступ к данной свалке как для человека, так и для животных, в том числе грызунов и птиц, являющихся разносчиками различных инфекционных заболеваний с подобных свалок, и может стать местом их постоянного обитания. Кроме того, нахождение свалки на необорудованном для данных целей месте способствует оказанию негативного воздействия на почву путем попадания вредных веществ с грунтовыми водами в почвенный слой, а также может явится причиной пожара при возникновении возгорания отходов и непринятию своевременных мер к его тушению в связи с отсутствием контроля за данной свалкой.

Таким образом, непринятие мер Администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края к организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды путем ликвидации указанной свалки отходов нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также санитарно-эпидемиологическую обстановку.

В связи с чем, истец просит суд обязать администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края устранить нарушения действующего законодательства - принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды путем ликвидации указанной свалки бытовых отходов.

В судебном заседании представитель истца Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Мормоль К.А. требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Шестов В.Г. с иском не согласен по следующим основаниям.

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений, но не района. Согласно исковому заявлению несанкционированная свалка расположена в районе села Ракитное. В связи с чем, надлежащим ответчиком по данному является администрация Ракитненского сельского поселения. В иске указано, что свалка расположена от развилке дорог между селами Гаровка и Ракитное, тогда как село Гаровка отсутствует, а имеются села Гаровка-1 и Гаровка-2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов не относится ликвидация свалки бытовых отходов. Местоположение несанкционированного размещения твердых бытовых отходов является неопределенным, что будет являться препятствием к исполнению решения суда.

В соответствии с частью 4 статьи 167 ГПК РФ суд признает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика Ракитненского сельского поселения.

Суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края в ходе которой по дороге город Хабаровск - города Комсомольск-на-Амуре (по направлению в сторону города Комсомольска-на-Амуре) на расстоянии 5,6 км от развилки между селами Гаровка-1 и Ракитное Хабаровского муниципального района, от дороги налево обнаружено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов. В местах складирования преобладают отходы: картон, шины автомобильные, текстиль, имеется места с сожженными отходами, шинами.

В соответствии со статей 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Статьей 7 указанного закона, статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Так, указанные нормы федерального законодательства к вопросам местного значения муниципального района относят организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также организацию утилизации и переработку бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

Требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах и нормах СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест». В соответствии с п.1.2 Правил система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Таким образом, наличие указанной свалки непосредственно на почве нарушает конституционные права неопределенного круга лиц (как жителей Хабаровского муниципального района, так и приезжих) на благоприятную окружающую среду, закрепленное статьей 42 Конституцией РФ, а так же в статье 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьей 8 указанного закона и статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вызова бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Наличие указанной свалки отходов подтверждается служебной запиской главного специалиста-эксперта отдела экологического контроля и ГЭЭ Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу Уличкиной Е.А., согласно которой сделаны фотоснимки, с помощью JPS-навигатора определены координаты точек привязки к местности:

  1. 05-ОКТ-11 14:57:27 N48 24 30.8 Е135 15 47.0 53 м
  2. 05-ОКТ-11 14:58:51 N48 24 30.8 Е135 15 46.5 50 м
  3. 05-ОКТ-11 14:59:42 N48 24 30.8 Е135 15 46.4 50 м
  4. 05-ОКТ-11 15:00:34 N48 24 30.5 Е135 15 46.1 49 м

При этом, на карте Хабаровского района Хабаровского края координатная точка 230 обозначена и находится на расстояние 5,6 км от развилке дорог между селами Гаровка-1 и Ракитное по дороге Хабаровск - Комсомольск на Амуре в сторону города Комсомольск-на-Амуре.

Довод представителя ответчика от том, что координаты свалки не определены опровергаются данными, установленными специалистом-экспертом отдела экологического контроля и ГЭЭ Департамента Росприроднадхора по ДФО с использованием JPS -навигатора (имеется свидетельство о поверке прибора).

Довод ответчика о том, что в иске указано наименовании села Гаровка, тогда как имеется два села Гаровка-1 и Гаровка-2, что является препятствием к исполнению решения суда, суд не может признать состоятельным.

Так, на карте Хабаровского муниципального района Хабаровского края однозначно определено место свалки (координатная точка №230) от развилки дорог между селом Гаровка-1 и селом Ракитное на расстоянии 5,6 км по дороге в сторону города Комсомольска-на-Амуре. При этом, суд считает возможным уточнить наименование села Гаровка-1 в заявленном иске.

Также суд признает несостоятельным довод представителя ответчика о том, что указанная свалка расположена на территории Ракитненского сельского поселения.

На представленной карте Хабаровского района Хабаровского края отчетливо видно, что свалка (координатная точка №230) расположена за пределами Ракитненского сельского поселения, на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Суд не может согласиться с доводом ответчик о том, что на муниципальное образование не возложена обязанность по ликвидации свалки, такая обязанность предусмотрена из прямого действия указанных выше федеральных законов.

При указанных обстоятельствах иск Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.

Согласно статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает достаточным установить двухмесячный срок, в течении которого указанная свалка должна быть ликвидирована.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края устранить нарушения действующего законодательства по охране окружающей среды - принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды путем ликвидации свалки бытовых отходов, расположенной по дороге город Хабаровск - город Комсомольск-на-Амуре (по направлению в сторону города Комсомольска-на-Амуре) на расстоянии 5,6 километров от развилки между селами Гаровка-1 - Ракитное Хабаровского муниципального района Хабаровского края, от дороги налево.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, принесено апелляционное представление в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 26.03.2012 года.