суд установил, что утранить допущенные нарушения невозможно, так как не установлено точное место расположения объекта несанкционерованного складирования отходов



Дело № 2-549/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                                                  

27 февраля 2012 года                                                                                          г. Хабаровск                                                    

Индустриальный районный суд г. Хабаровска

в составе: председательствующего судьи Целищева М.С.,

с участием прокурора Гелашвили Н.В.,

представителя ответчика администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Шестова В.Г.,

представителя соответчика Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края Чекрижева Г.А.,

при секретаре судебного заседания Исаевой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Ракитненскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района Хабаровского края о понуждении к устранению нарушений действующего законодательства по охране окружающей природной среды,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края с иском о понуждении к устранению нарушений действующего законодательства по охране окружающей природной среды.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края установлено, что на расстоянии 4,5 км. от развилки между селами Гаровка-Ракитное Хабаровского муниципального района Хабаровского края от дороги налево обнаружено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов, среди которых имеются пластиковые отходы, стеклянные бутылки, полиэтиленовая пленка, текстиль, металлические банки и т.д. Свалка расположена на земельном участке, относящемся к территории Хабаровского муниципального района и не отведенном для этих целей. Поскольку администрация данного муниципального образования мер по организации мероприятий по ликвидации свалки не предпринимает, прокурор, ссылаясь на положения ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 1,4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 12,13 Земельного кодекса РФ просил суд возложить на ответчика обязанность принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды путем ликвидации свалки бытовых отходов, находящейся на трассе г. Хабаровск-г.Комсомольск-на-Амуре по направлению в сторону г. Комсомольска-на-Амуре на расстоянии 4,5 км. от развилки между селами Гаровка-Ракитное Хабаровского муниципального района Хабаровского края от дороги налево.

В порядке подготовки дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Министерство имущественных отношений Хабаровского края.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Представитель Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Хабаровского края Гелашвили Н.В., действующая на основании доверенности, в ходе судебного разбирательства на удовлетворении исковых требований настаивала, дала пояснения аналогичные, изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.

Представитель ответчика администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Шестов В.Г., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора не признал, сославшись на обстоятельства, изложенные в письменном отзыве.

Представитель соответчика администрации Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края Чекрижев Г.А., действующий на основании доверенности, исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора не признал, пояснил, что из предоставленных прокурором документов невозможно достоверно установить местонахождение свалки, указанной в исковом заявлении. Географические данные, указанные прокурором в виде точек, определенных с помощью GPS-навигатора, не позволяют с достоверностью идентифицировать место несанкционированной свалки. Кроме этого полагает, что исполнить заявленные прокурором требования невозможно, поскольку указанная в просительной части искового заявления трасса «г.Хабаровск-г.Комсомольск-на-Амуре» в перечне дорог федерального, регионального и местного значения отсутствует, не имеется такого населенного пункта как село «Гаровка», а есть села «Гаровка-1» и «Гаровка-2», развилок между селами «Гаровка-1 - Ракитное» порядка четырех.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика Министерство имущественных отношений Хабаровского края в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела было уведомлено своевременно и надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не известило. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ФЗ РФ от 10 января 2002 года N 7 "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Кроме того, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района на основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) установлено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно абзацу 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

На основании пункта 2 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Как следует из материалов дела, 05.10.2011 года Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения действующего экологического законодательства, по результатам которой установлено, что на расстоянии 4,5 км. от развилки между селами Гаровка-Ракитное Хабаровского муниципального района Хабаровского края от дороги налево обнаружено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов, среди которых обнаружены пластиковые отходы, стеклянные бутылки, полиэтиленовая пленка, текстиль, металлические банки и т.д.

В подтверждение указанного обстоятельства прокурором предоставлена в суд служебная записка, составленная главным специалистом-экспертом отдела экологического контроля и государственной экологической экспертизы Уличкиной Е.А., из которой следует, что данным должностным лицом совместно с представителем Хабаровской природоохранной прокуратуры проводилась проверка, установлена свалка в указанном выше месте, сделаны фотоснимки и с помощью GPS-навигатора определены координаты точек привязки к местности /л.д. 19-23/.

Однако, из предоставленного ответа директора филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю» О.Я. Гладской от 16.02.2012 года следует, что государственный кадастр недвижимости на территории Хабаровского края ведется в системе координат МСК-27. По координатам точек привязки к местности, определенных с помощью GPS-навигатора, не представляется возможным определить какой участок находиться в границах данной местности.

Таким образом, из предоставленных в суд прокурором доказательств невозможно достоверно определить действительное месторасположение несанкционированной свалки бытовых отходов, а также установить собственника данного земельного участка, являющегося надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям.

Суд считает несостоятельными доводы прокурора о том, что на предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю копии фрагмента с Дежурной справочной карты границ «Городского округа «Город Хабаровск» по смежеству с Хабаровским муниципальным районом выделен участок местности, на котором расположена несанкционированная свалка.

На предоставленной копии справочной карты /л.д. 53/ данный участок обозначен вручную, кто именно производил обозначение участка на карте неизвестно, что дает основание сомневаться в достоверности данного документа. Кроме этого, выделенный участок не идентифицирован четко на местности в масштабе представленной карты, не указана его принадлежность, то есть отсутствует информация о том, входит ли данный участок в состав какого-либо муниципального образования, находится ли он в частной или государственной собственности, либо право собственности на участок не разграничено.

В ходе рассмотрения дела прокурору неоднократно разъяснялись положения ст. 56 ГПК РФ и предоставлялось время для собирания доказательств, подтверждающих наличие свалки в указанном в исковом заявлении месте и точное местоположение свалки.

Анализируя изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что прокурором в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлено допустимых и достаточных доказательств, объективно подтверждающих месторасположение несанкционированной свалки отходов, а также наличие данной свалки в указанном в исковом заявлении месте, в связи с чем в удовлетворении заявленных исковых требований суд считает необходимым отказать.

         На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Ракитненскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района Хабаровского края о понуждении к устранению нарушений действующего законодательства по охране окружающей природной среды отказать.

           Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья                                                                                                                      Целищев М.С.

Решение в окончательной форме изготовлено 2 марта 2012 года.