2-3402/2012 Решение 16 августа 2012 года г. Хабаровск Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе: рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митишова Евгения Ивановича к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному бюджетному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение, установил: Митишов Е.И. обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному бюджетному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес> улица <адрес> <адрес>, общей площадью 50,4 квадратных метров. В обосновании требования истцы ссылаются на следующие обстоятельства. Митишов Е.И. проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 50.4 квадратных метров. Жилое помещение предоставлено ему ФГУ «Востокрегионжилье» МО РФ для постоянного проживания по договору социального найма № 27/03/01-079 от 21.12.2011 года. При оформлении договора социального найма им была выплачена компенсация затрат Федерального бюджета в части превышения нормы предоставления общей площади жилого помещения (50,4-36 =14,4 м2) в данной квартире в размере 453600 р. Указанная квартира является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФГУ «Специальное ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации. В настоящее время Митишов Е.И. решил воспользоваться правом на приватизацию, предоставленным Федеральным Законом от 04.07.1991 года №541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», но осуществить своё право на приватизацию в досудебном порядке не представляется возможным. При письменном обращении в Федеральное бюджетное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о выдаче разрешения на приватизацию вышеуказанного жилья, ему был дан письменный ответ с отказом и было предложено обратиться к руководителю Федерального государственного учреждения «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. 13 апреля 2012 года Митишов Е.И. отправил в адрес руководителя ФГУ «Специальное ТУИО» МО РФ заказным письмом свое обращении о выдаче разрешения на приватизацию вышеуказанного жилья. Согласно поступившего в его адрес уведомления, письмо было вручено адресату 20.04.2012 года. До настоящего времени ответ не получен. Иного жилья Митишов Е.И. не имеет, в приватизации не участвовал. Пункт 6 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" подтверждает право истца как военнослужащего уволенного с военной службы на безвозмездное получение в собственность занимаемого жилого помещения. На основании статьи 2 Федерального закона от 04.07.1991 года №541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность. При этом статьями 6 и 7 указанного закона установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 №8 (ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нём лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. В связи с чем, истец просит признать за ним право собственности на указанное жилое помещение. Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. Ответчики Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное бюджетное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились. Учитывая, что ответчики надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, не заявили ходатайства об отложении рассмотрении дела, суд признает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков. В письменном отзыве ответчик Федеральное государственное учреждение «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не возражает против иска. В связи с тем, что в Министерстве обороны Российской Федерации отсутствует процедура передачи жилья в собственность, признание нрава собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства Суд приходит к следующему выводу. В соответствии с положениями статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. По смыслу статьи 59 и п. "т" статьи 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства. Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма. О специальном характере положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в статье 49 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищном кодексом РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Из положений статьей 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права военнослужащих на жилье осуществляется путем его предоставления за счет государства для постоянного проживания с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Предоставляя гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы. Согласно выписки из приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу №751 от 17.04.2012 года, майор Митишов Евгений Иванович проходил службу в Вооруженных силах РФ уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службы») с правом ношения военной формы одежды и знаков различия. Выслуга лет в ВС: календарная - 30 лет 8 месяцев, в льготном исчислении - 42 года 8 месяцев. Обеспечен жилой площадью по нормам жилищного законодательства. Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечиваются жилыми помещениями военнослужащие-граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и члены их семей за счет средств федерального бюджета. Истец Митишов Е.И. зарегистрирован и проживает в <адрес> по улице <адрес>. в <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается договором найма жилого помещения, карточками регистрации. Из договора найма жилого помещения №27/03/01-079 от 21.12.2011 г., Федеральным государственным учреждением «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Митишову Е.И. предоставлена в бессрочное владение и пользование двухкомнатная <адрес> по улице <адрес> в г.Хабаровске (общей площадью 50,4 кв.м.) на основании извещения №48444 от 05 сентября 2011 г. заместителя руководителя Департамента жилищного обеспечения МО РФ о распределении жилого помещения и Решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма №1154 от «21» декабря 2011г. Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на <адрес> по улице <адрес>. в г.Хабаровске зарегистрировано за Российской Федерацией, находится в управлении ФГУ «Специальное ТУИО» МО РФ. Согласно техническому паспорту по состоянию на 17.04.2012 г., пункту 4 статьи 16 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение № в <адрес> по улице <адрес> в г.Хабаровске, является двухкомнатной изолированной квартирой, общей площадью 50,4 квадратных метров. Согласно письму ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» от 1.12.2011 года Митишову Е.И. было предложено до заключения договора социального найма выплатить компенсацию затрат Федерального бюджета в части превышения нормы предоставления общей площади жилого помещения (50,4-36)=14,4 кв.м. 14 декабря 2011 года Митишов Е.И. перечислил МО РФ компенсацию затрат федерального бюджета по приказу МО РФ №1450 дсп 2011 г. в размере 453600 рублей, что подтверждается извещением №125 и кассовым чеком от 14.12.2011 года. 21 декабря 2011 года с Митишовым Е.И. был заключен договор социального найма жилого помещения - <адрес> по улице <адрес> в <адрес>. В соответствии с пунктом 1, подпунктами «б», «к» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке установленном законодательством Российской Федерации: контроль за управлением распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации прав-собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российское Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организации и сделок с ним. В целях реализации указанных полномочий создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, на который возложены функции по распоряжению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Возражений от Министерство обороны РФ против оформления жилого помещения - <адрес> по улице <адрес> в г. Хабаровске, в порядке приватизации, в собственность Митишова Е.И. суд не поступило. Согласно сообщению ФГУ «Специальное ТУИО» МО РФ от 17.07.2012 года №141/7/5593, Федеральное государственное учреждение «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не возражает против оформления в собственность Митишова Е.И. жилого помещения по адресу: <адрес> улица <адрес> <адрес>. <адрес>, в порядке приватизации. Действующим законодательством не урегулирован порядок реализации Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации функций по передаче квартир в собственность граждан-военнослужащих в порядке приватизации. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Способы защиты жилищных прав, перечень которых не является исчерпывающим, определены в пункте 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ, согласно которому защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правому акту, имеющим большую, чем указанный нормативно-правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными Жилищным кодексом РФ, другим федеральным законом. В соответствии со статьей 2 Федерального закона №1541-1 от 05.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», срок действия которого Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О ведении в действие Жилищного кодекса РФ» (в ред. ФЗ от 01.02.2010 г. №4-ФЗ) продлен до 1 марта 2013 г., граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма вправе с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. По смыслу приведенной правовой нормы наниматели жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных средств (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ) вправе приобрести его в собственность путем бесплатной передачи. Законодатель, закрепляя право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Перечень жилых помещений, которые не могут быть предметом договора передачи, определен в статье 4 названного закона, согласно которой не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Спорное жилое помещение приобретено за счет средств федерального бюджета и к числу указанных в данной правовой норме не отнесено. Учитывая, что спорное жилое помещение предоставлено истцу по договору социального найма бесплатно и в перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, не включено, оно может рассматриваться в качестве объекта приватизации. Истец, являясь нанимателями жилого помещения по договору социального найма, вправе обратиться в суд за защитой своих жилищных прав по правилам действующего законодательства. Из материалов дела следует, что истец ранее участия в приватизации не принимал. Таким образом, требование истца о признании за ними права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации подлежит удовлетворению. Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество и сделок с ним. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 -199 ГПК РФ, суд решил: Иск Митишова Евгения Ивановича удовлетворить. Признать за Митишовым Евгением Ивановичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> <адрес>, в порядке приватизации право собственности на жилое помещение - <адрес> по улице <адрес> городе Хабаровске, общей площадью 50,4 квадратных метров. Решение суда является основанием для прекращения государственной регистрации права собственности на <адрес> по улице <адрес> в городе Хабаровске за Российской Федерацией и государственной регистрации права собственности на <адрес> по улице <адрес> в городе Хабаровске за Митишовым Евгением Ивановичем. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Мотивированное решение изготовлено 21.08.2012 г.
именем Российской Федерации
председательствующего судьи Подреза О.А.,
при секретаре Пушкарь И.Ю.,