2-3638\2012 по иску исполняющего обязанности прокурора Индустриального района г.Хабаровска, в интересах Ярцевой Валентины Александровны,



2-3638/2012

Решение

именем Российской Федерации

21 августа 2012 года        г. Хабаровск

Индустриальный районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Подреза О.А.,

при секретаре Пушкарь И.Ю.,

с участием

представителя истца исполняющего обязанности прокурора Индустриального района г.Хабаровска Коломина Г.А. - помощника прокурора Индустриального района г.Хабаровска Лазаревой Е.С.,

представителя третьего лица УК ООО «ВИК-ГАРАНТ» Пресняковой Н.Н., доверенность от 1.01.2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Индустриального района г.Хабаровска, в интересах Ярцевой Валентины Александровны, к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт», о признании незаконными действия по начислению оплаты за электроэнергию на общедомовое потребление, о возложении обязанности произвести перерасчет платы за электрическую энергию, о возложении обязанности прекратить начисление платы за электроэнергию на общедомовое потребление,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Индустриального района г.Хабаровска Коломин Г.А., в интересах Ярцевой В.А., обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» (далее - ОАО «ДЭК» ОГРН 1072721001660) в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт», о признании действия ОАО «ДЭК» в отношении Ярцевой В.А., проживающей в <адрес> по <адрес> в <адрес>, по начислению оплаты за электроэнергию на общедомовое потребление - незаконными; возложении обязанности на ОАО «ДЭК» произвести перерасчет платы за электрическую энергию Ярцевой В.А. без учета начисленной платы за электроэнергию на общедомовое потребление с 01.10.2011 по день рассмотрения искового заявления судом; возложении обязанности на ОАО «ДЭК» прекратить начисление Ярцевой В.А. платы за электроэнергию на общедомовое потребление.

В обосновании своих требований истец указал, что ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» в нарушение приведенных норм действующего законодательства Ярцевой В.А., проживающей в <адрес> по переулку Краснореченскому, выставляются счета на оплату электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, при отсутствии контроля за необоснованным расходованием электрической энергии, тогда как обязанность собственников обеспечить оснащение дома общедомовым прибором учета должна быть выполнена лишь до 01.07.2012 года. Данная обязанность должна быть выполнена при одновременном оснащении всех помещений индивидуальными приборами учета, чего не произведено. Прибор учета, по которому производятся начисления, установлен без согласия собственников, акты выполненных работ по форме КС-2 также отсутствуют. Надлежащий контроль за отсутствием несанкционированных подключений отсутствует, допускаются необоснованные энергозатраты, тогда как предоставление услуги, выставление счетов и контроль за отсутствием необоснованного расхода электрической энергии должны обеспечиваться управляющей организацией.

Ярцева В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ветераном труда, в силу возраста и состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно реализовать свое право на судебную защиту.

Представитель истца помощник прокурора Индустриального района г.Хабаровска Лазарева Е.С. исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске, уточнив, что просит обязать ОАО «ДЭК» произвести перерасчет платы за электрическую энергию Ярцевой Валентине Александровне, проживающей по адресу: <адрес> по <адрес> в <адрес>, без учета начисленной платы за электроэнергию на общедомовые нужды с 01.10.2011 по 1.07.2012 года в сумме 2031,69 р.

По заявлению Ярцевой В.А. гражданское дело рассмотрено в ее отсутствие.

Представитель ответчика ОАО «ДЭК» Мишина М.В. в судебное заседание не явилась, предоставив письменный отзыв на исковое заявление, ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствие, которое суд считает возможны удовлетворить.

В письменном заявлении представитель ОАО «ДЭК» Мишина М.В. указала следующее.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуга. Размер платы за коммунальные услуги, согласно ст.157 Жилищного кодекса РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствий исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение данной нормы Правительством РФ 23.05.06г. №307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа, тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяются между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением от 13.08.2006 N491, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Во исполнение указанных норм действующего законодательства, а именно необходимости установки коллективного прибора учета на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном <адрес> по <адрес> <адрес>, комиссионно был установлен прибор учет, что позволяет его использовать в качестве расчетного в отношениях между ресурсоснабжающей организацией и потребителями многоквартирного жилого дома.

Действующим законодательством на управляющую компанию возложена обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями на приобретение соответствующего вида коммунальных ресурсов в целях предоставления гражданам их избравшим, в связи с чем, отношения по поставке электроэнергии в указанный дом, а также предъявления к оплате платежных документов потребителям построены в рамках заключенного Соглашения о взаимодействии между управляющей компанией УК ООО «ВИК-ГАРАНТ» и ОАО «ДЭК», которая в свою очередь делегировала все права по начислению и предъявлению к оплате гражданам платежных документов исходя из показаний, в том числе по показаниям коллективного прибора учета.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N261-ФЗ
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

В целях исполнения данной нормы, сетевой организацией ОАО «Хабаровская горэлектросеть», к чьим сетям присоединено сетевое хозяйство многоквартирного дома №28 по переулку Краснореченскому, был установлен общедомовой прибор, принятый в качестве расчетного для учета энергетических ресурсов жилого дома совместно с представителем управляющей организации, в чьем управлении находится данный дом.

Часть 5 статьи 13 указанного закона предусматривает, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Данная правовая норма регулирует отношения по возмездному характеру предоставлению услуг, организацией, на которую законом возложена обязанность по совершению определенных действий по отношению к потребителям, и соответственно предполагают, что после того, как собственник жилого помещения оплатит работы по установке приборов учета, данный прибор учета автоматически станет собственностью собственников жилого дома.

В связи с чем просит суд в иске прокурору Индустриального района г.Хабаровска отказать.

Представитель третьего лица управляющей компания общество с ограниченной ответственностью «ВИК-Гарант» (УК ООО «ВИК-ГАРАНТ, ОГРН 1052701044296) Преснякова Н.Н. в судебном заседании просит отказать в удовлетворении иска по основаниям изложенным в письменном отзыве.

В письменном отзыве представитель УК ООО «ВИК-ГАРАНТ» Преснякова Н.Н. указала, что в соответствии с Приложением 3 к договору управления многоквартирным домом по <адрес> в <адрес>, в услуги по управлению жилым домом входит обязанность управляющей компании заключить договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг. В связи с чем между УК ООО «ВИК-ГАРАНТ» и ОАО «ДЭК» было заключено Соглашение о взаимодействии № 13В от 14.05.2009г.

В соответствии с частью 9 (статья 11, Федеральный закон от 23.11.2009 N261-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий - в срок до 01.07.2012г.

Общедомовые приборы электрической энергии в данном многоквартирном доме устанавливались предприятием ОАО «Хабаровская горэлектросеть» за счет инвестиционной составляющей, учтенной в тарифе на передачу электрической энергии, в связи с чем на сегодняшний день собственникам жилья данного дома не придется нести дополнительных расходов на установку ОДПУ.

Порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) или сетевая организация несут ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

В соответствии с Правилами №307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показанийприборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

Согласно пункту 90 Правил №530 договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.

В данном многоквартирном доме оборудованы освещением лестничные клетки, а также за счет электроэнергии работает лифтовое оборудование.

С учетом изложенных норм действующего законодательства, и в связи с тем, что управляющая компания не взымает платы с собственников помещений на общедомовые нужды, а данную функцию выполняет ОАО «ДЭК» на основании заключенного соглашения от 14.05.2009г., ответчик считает, что законные интересы и права граждан не нарушены, поскольку они не несут расходов по двойной оплате за ОДН, а также в материалы дела не представлено каких либо доказательств о неправильном начислении по ОДН. В связи с чем, в исковых требованиях ответчик просит суд отказать.

Суд приходит к следующему выводу.

Согласно материалам дела Ярцева В.А. обратились к прокурору Индустриального района г.Хабаровска с заявлением об оказании ей помощи в отстаивании ее нарушенных прав при взимании платы за потребляемую электрическую энергию в местах общего пользования.

Ярцева В.А. является ветераном труда, является собственником <адрес> по <адрес> <адрес>.

Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Так, предоставленной ОАО «ДЭК» справки, Ярцевой В.А., кроме начисления оплаты по индивидуальному прибору учета электроэнергии, начислено за общедомовое потребление электроэнергии за период с 1.10.2011 года по 1.07.2012 г. - 2031,69 р.

Согласно договору управления многоквартирным домом от 04.08.2008 г., управляющая компания общество с ограниченной ответственностью «ВИК-Гарант» (УК ООО «ВИК-ГАРАНТ» ОГРН и собственники помещений в многоквартирном <адрес> по <адрес> в <адрес> заключили договор управления многоквартирным домом.

10 июня 2010 г., 02.06.2010 и 07.09.2011года сетевой организацией открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (ОАО «ДЭК» ОГРН в <адрес> по <адрес> <адрес> было установлено 3 прибора учета электроэнергии, согласно актам №17-052 от 10.06.2010 г., №041/200 от 02.06.2010 г., №1/080 от 07.09.2011 г.

Согласно сообщению директора УК ООО «ВИК-Гарант» №459 от 28.04.2012 года. Начисление и взимание платы за электроснабжение с учетом доли ОДН в МК<адрес> по <адрес> производится ОАО «ДЭК» с 01.10.2011 г. Договором управления МК<адрес> по <адрес> от 04.08.2008 г. не обусловлена обязанность ООО «ВИК-Гарант» производить оплату услуги электроснабжения в том числе с долей ОДН потребленных собственниками и нанимателями указанного дома.

Согласно частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», обязанность обеспечить до 1 июля 2012 г. оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой электрической энергии (общедомовыми и индивидуальными) возложена на собственников помещений в таких домах.

В случае неисполнения названной обязанности в установленный законом срок, предусмотрен принудительный порядок обеспечения оснащения многоквартирных домов указанными приборами учета используемой электрической энергии, который должен быть обеспечен исполнением специализированными организациями до 1 января 2013 года за счет средств собственников помещений дома (часть 12 статьи 13 названного закона).

При этом законом определены цели оснащения домов приборами учета - определение данных о количественном значении энергетических ресурсов (произведенных, переданных, потребленных) для осуществления расчетов за энергетические ресурсы (часть 2 статьи 13 закона).

До установки приборов учета расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета (часть 2 статьи 13 закона).

Закон устанавливает ограничения на оснащение домов приборами учета. Требования учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (часть 1 статьи 13 закона).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ, принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, законом установлено, что исполнение установленных в нем обязанностей должно привести к тому, что расчет за электрическую энергию на основании данных о ее количестве по приборам учета должен быть более выгодным по сравнению с расчетным методом определения количества такой энергии. При этом закон допускает отложение установки таких приборов учета до 1 января 2013 г. в отношении домов, собственники которых приняли решение об их капитальном ремонте, в том числе с целью обеспечения энергосбережения.

Кроме того, в силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ, приобретенные за счет собственников помещений многоквартирного дома общедомовые приборы учета электрической энергии становятся общим имуществом дома, находящимся в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

В процессе исполнения обязанности по оснащению домов приборами учета электрической энергии, собственники помещений в многоквартирном доме наделены правом на получение предложения от соответствующей организации об оснащении дома приборами учета (часть 10 статьи 13 закона); правом на обращение в соответствующую организацию с предложением заключить договор на установку такого прибора, участвовать в согласовании цены договора, требовать выплату неустойки при нарушении срока исполнения договора, правом на рассрочку оплаты договора равными долями в течение пяти лет с даты заключения договора (часть 9 статьи 13 закона); правом на получение финансовой поддержки (для отдельных категорий граждан в случае предоставления такой поддержки за счет средств бюджета субъекта федерации или муниципального образования - часть 11 статьи 13 закона).

Таким образом, нормы права, предусмотренные Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», предоставляют собственникам помещений в многоквартирном доме право в добровольном порядке в установленные законом сроки принимать решение об установке общедомовых приборов учета используемой электрической энергии, в том числе с предварительным проведением капитального ремонта дома.

Ярцева В.А. является собственником жилого помещения и участниками отношений, регулируемых статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации».

Однако, как следует из материалов дела, собственники помещений жилого <адрес> по <адрес> в <адрес> не принимали решения об установки приборов учета общедомового потребления электрической энергии.

Кроме того, собственник жилого помещения Ярцевой В.А. не давала согласие на изменение порядка оплаты электрической энергии, в результате которого расчет за данный вид коммунальных услуг стала производить ответчик ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», который в счетах на оплату предъявил требования об оплате электрической энергии, использованной на общедомовые нужды.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение. Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.

Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), либо для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (с 8 июня 2011 года - часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодека РФ).

Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8167-ЮТ/07).

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).

Согласно абзацу 1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307, предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем, согласно абзацу 2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).

Исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006. г. №530).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей: оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения; использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме); для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года №530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Решением Верховного Суда РФ от 6.10.2008 года №ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил.

Вместе с тем, суд признает обоснованным довод истца, о том, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для её использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую организацию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. №530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжение, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика (ресурсоснабжающей организации) по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей организацией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

При указанных обстоятельствах, суд признает, что расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Ярцевой В.А., произведенный ОАО «ДЭК» с использованием общедомового прибора учета с 1 октября 2011 года по 1 июля 2012 года по <адрес> по <адрес> в городе Хабаровске противоречит указанным выше нормативным актам.

В связи с чем, подлежит частичному удовлетворению иск прокурора о признании незаконными действия ОАО «ДЭК» по начислению Ярцевой В.А., проживающей в <адрес>, <адрес> <адрес>, оплаты за электроэнергию на общедомовое потребление, о возложении на ОАО «ДЭК» обязанности произвести перерасчет платы за электрическую энергию Ярцевой В.А. в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии.

Требование прокурора о понуждении ответчика прекратить начислять и взимать плату с Ярцевой В.А. за электроэнергию, израсходованную на общедомовое потребление удовлетворению не подлежит, поскольку указанное требование распространяется на еще не возникшие правоотношения, то есть на будущее время, что в соответствии с нормами гражданско-процессуального законодательства, недопустимо.

Кроме того, данное требование полностью разрешается удовлетворением первого требования прокурора о признании незаконными действия ОАО "ДЭК" по начислению и взиманию с 1.10.2011 года по 1.07.2012 года, с Ярцевой В.А. платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовое потребление.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подачи иска в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

В связи с чем с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» государственная пошлина в размере 4000 рублей (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, статья 61.2 Бюджетного кодекса РФ).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск исполняющего обязанности прокурора Индустриального района города Хабаровска Коломина Г.А. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» по начислению Ярцевой Валентине Александровне, проживающей в <адрес> по <адрес> в городе Хабаровске, платы за электроэнергию на общедомовое потребление.

Обязать открытое акционерного общество «Дальневосточная энергетическая компания» произвести перерасчет платы за электрическую энергию Ярцевой Валентине Александровне, проживающей в <адрес> по <адрес> в городе Хабаровске, за период выставления платы за общедомовое потребление с 1 октября 2011 года по 1 июля 2012 года, в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии.

В остальной части иска - отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в бюджет муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 4000 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, принесено апелляционное представление в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 24.08.2012 года.