Алексеенко Е.Б. к ОАО `ДЭК` о возложении обязанности - удовлетворено



Дело №2-4537/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 сентября 2012 года       г.Хабаровск

Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе

председательствующего судьи - И.Н.Осиповой

с участием истца - Алексеенко Е.Б.,

при секретаре - Алибаеве А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеенко Елены Борисовны к отрытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт», обществу с ограниченной ответственностью «ДВ-Союз» о признании незаконным производимые начисления, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Алексеенко Е.Б. обратилась в суд к ООО «ДВ-Союз» о признании установки общедомового прибора учета незаконным, возложении обязанности сделать перерасчет по коммунальным платежам, взыскании суммы в размере 3441 рубль 04 копейки, о признании незаконным наличия долга в сумме 1906 рублей 21 копейки. В обосновании иска указала, что она проживает по адресу <адрес>. С августа 2011 года в выставляемых квитанциях стали появляться начисления за общедомовое потребление по электрической энергии. Считает данные начисления незаконными. Просит возложить обязанность произвести перерасчет на ООО «ДВ-Союз», т.к. данная организация отвечает за внутридомовые электрические сети. В квитанциях, которые выставляет ОАО «ДЭК» истцу указывается задолженность в сумме 3441 рубль, для исключения несанкционированного отключения электрической энергии у истца в квартире она произвела оплату данного долга. В последующей в справке РКЦ указано, что общая сумма ОДП была начислена в размере 5347 рублей 25 копеек. На основании изложенного просит признать установку общедомового прибора учета незаконным, просит взыскать оплаченную сумму 3441 рубль 04 копейки, возложить обязанность о снятии имеющейся задолженности в сумме 1906 рублей 21 копейку.

В последующем истец изменяла и дополняла исковые требования, в окончательной форме просит признать незаконными произведенные начисления ОДП за период с августа 2011 года по ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 5347 рублей 25 копеек, возложить обязанность на ОАО «ДЭК» снять имеющуюся задолженность в сумме 5347 рублей 25 копеек, взыскать с ОАО «ДЭК» сумму 3441 рубль 04 копейки.

В судебном заседании Алексеенко Е.Б. поддержала заявленные требования в полном объеме. Дополнила заявленные требования, просит произвести перерасчет заявленных требований на сумму произведенных оплат.

Представители ответчиков ОАО «ДЭК», ООО «ДВ-Союз» в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося истца.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в <адрес> зарегистрирована и проживает Алексеенко Е.Б., как член семьи нанимателя

ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» выставляет платежные документы (счет-квитацнии) на оплату коммунальной услуги «электроснабжение», исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Согласно предоставленных квитанций с августа 2011 года Алексеенко Е.Б. производится начисления платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление.

месяц

Начисления общие

Начисления по индивидуальному прибору учета

Разница

Тариф

Сумма

2011 год

Август

907

558

349

2,93

1022,57

Сентябрь

414

330

84

2,93

246,12

Октябрь

496

357

139

2,93

407,27

Ноябрь

420

332

88

2,93

257,84

Декабрь

554

357

197

2.93

577,21

2012 год

Январь

535

334

201

2,93

588,93

Февраль

726

422

304

2,93

890,72

Март

523

343

180

2,93

527,40

Апрель

Сведений нет

2,93

Май

440

300

140

2,93

410,20

Июнь

352

352

0

2,93

0

Июль

100

100

0

2,93

0

Итого

1682

4928,26

Согласно предоставленного расчета Алексеенко Е.Б. было необоснованно выставлено к оплате 1682 кВт электрической энергии на общую сумму 4928 рубля 26 копеек.

Алексеенко Е.Б. не давала своего согласия на изменение порядка оплаты электрической энергии, в результате которого расчет за данный вид коммунальных услуг стала производить требования об оплате электрической энергии, использованной на общедомовые нужды.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя оплату за электроснабжение.

Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.

Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), либо для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (с 08 июня 2011 года - часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 02.05.2007 г. №8167-ЮТ/07).

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).

Согласно абз. 1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 (действовавших в период возникновения спорных отношений), предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем, согласно абз. 2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).

Исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.01.2006 г. №530).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей:

оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения;

использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);

для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Решением Верховного Суда РФ от 6 октября 2008 года № ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил.

Вместе с тем, суд считает, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для её использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую организацию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. Такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика (ресурсоснабжающей организации) по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей организацией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате большего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

Исходя из вышеизложенного суд считает необходимым признать действия ответчика в выставлении счетов по электрической энергии по общедомовым приборам учета необоснованными.

Признать незаконными произведенные начисления ОАО «ДЭК» по <адрес> в <адрес> в объеме 4928 рублей 26 копеек.

Вследствие чего возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет сумм начисленным Алексеенко Е.Б. за период с августа 2011 года по май 2012 год в объеме 1682 кВт на общую сумму 4928 рублей 26 копеек.

На основании положений ст. 15 ГК РФ, также принимая во внимание, что судом признаны незаконными действия ответчика ОАО «ДЭК» по начислению истцу общедомового потребления по электрической энергии за период с августа 2011 года по июль 2012 года, суд признает законными требования о взыскании заявленной суммы в размере 3441 рубль 04 копейки. В судебном заседании нашло свое подтверждение, что указанная сумма была перечислена истцом в счет оплаты начисленных суммы ОДН.

При рассмотрении заявленных требований суд не признает требования истца о снятии суммы 5347 рублей 25 копеек, поскольку в судебном заседании нашло свое подтверждение о начислении суммы на общедомовое потребление в размере 4928 рублей 26 копеек. Данная сумма и подлежит снятию с задолженности.

При разрешении вопроса о государственной пошлине, суд руководствуется ст. 103 ГПК, где указано что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. На основании изложенного с ответчика подлежит взысканию госпошлина по всем удовлетворенным требованиям, исходя из требований не имущественного и имущественного характера.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление по жилому помещению, расположенному по адресу <адрес> за период с августа 2011 года по июль 2012 года.

Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию по жилому помещению, расположенному по адресу <адрес> за период с августа 2011 года по июль 2012 года в объеме 1682 кВт в сумме 4928 рублей 26 копеек.

Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания»в пользу Алексеенко Елены Борисовны в счет возмещения произведенных платежей сумму 3441 рубль 04 копейки.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в пользу муниципального образования г.Хабаровск государственную пошлину в сумме 800 рублей.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в месячный срок с момента вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Хабаровска.

Председательствующий судья      И.Н.Осипова

решение в окончательной форме изготовлено 01 октября 2012 года