17.7 КУоАП РФ



Дело № 12-394/2011

Р Е Ш Е Н И Е

24 августа 2011 года                                                                            г. Хабаровск

Судья Индустриального районного суда г. Хабаровска Пакуленко Т.В., рассмотрев жалобу представителя филиала ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» ФИО3, действующей в интересах ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> Брязгуновой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> Брязгуновой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ директор филиала ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 (двух тысяч) рублей, за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

ФИО1 в судебное заседание не явился, обратился с письменным заявлением о рассмотрении жалобы в его отсутствие, с участием представителя ФИО3 В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело без участия ФИО1 с участием представителя по доверенности ФИО3 на основании ст. 25.1 КоАП РФ.

В жалобе ФИО3 просит признать постановление по делу об административном правонарушении незаконным и отменить его в полном объеме. В обоснование жалобы указывает следующее. ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора <адрес> ФИО4 в отношении директора филиала ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» ФИО1 было вынесено Представление об устранении нарушений жилищного законодательства на основании проведенной проверки по факту обращения граждан, проживающих по <адрес>. Указанный акт прокурорского реагирования был рассмотрен, ДД.ММ.ГГГГ на данное Представление был направлен ответ за исх. . Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, следующих из его полномочий, установленных Законом о прокуратуре. В соответствии со ст. 26 указанного Закона предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При осуществлении возложенных на него функций прокурор согласно требованиям ст. 27 принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона. В силу ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, следующие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 этого Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Однако, Положения Закона о прокуратуре, предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать эти представления, однако, характер принимаемых мер должны определять сами должностные лица. С учетом того, что многоквартирный дом, расположенный по <адрес> оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии, который является исправным и может использоваться в качестве расчетного, расчеты с потребителями, проживающими по указанному адресу производятся исходя из положений Постановления Правительства РФ от 23.05. 2006 г., соответственно, основания для привлечения к ответственности виновных лиц отсутствуют. Таким образом, требования ст. ст. 6, 23, 24 Закона о прокуратуре относительно рассмотрения протестов и представлений прокурора руководитель филиала ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» выполнил. Несогласие прокурора с содержанием ответа, полученного по результатам рассмотрения Представления от ДД.ММ.ГГГГ, не может служить основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ. Органы прокуратуры, в силу ст. 26 Закона о прокуратуре, не подменяют иные государственные органы и должностных лиц и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Данная позиция нашла свое подтверждение в постановление Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу . В связи с чем, просит Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить его в полном объеме.

В судебном заседании ФИО3 поддержала доводы, изложенные в жалобе, и суду пояснила, что директор филиала ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» ФИО1 не исполнил представление прокурора, поскольку воспользовался своим правом, и обжаловал представление прокурора <адрес> в Центральном районном суде <адрес>. После возвращения материалов из Центрального районного суда <адрес> без рассмотрения, обратился в Арбитражный суд <адрес>, но узнав, что материалы жалобы не подведомственны указанному суду, дальше обращаться не стал. Руководитель филиала ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» ФИО1 исполнил предписание прокурора <адрес>, но несвоевременно, а лишь в мае 2011 года. Умысла на совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ у ФИО1 не было, так как, он обжаловал предписание прокурора. Просит обратить внимание на позицию Верховного Суда РФ по данному вопросу, изложенную в постановлении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу

Помощник прокурора <адрес> ФИО5 поддержал доводы прокурора <адрес> ФИО6, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, и суду пояснил, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению жильцов <адрес> по пер.Матросскому в <адрес> о неправомерном выставлении суммы платы за общедомовое потребление электроэнергии. Установлено, что в жилом <адрес> имеется 4 квартиры, оборудованные индивидуальными приборами учета. Общедомовой прибор учета установлен сетевой организацией ООО «Электрические сети Дальнего Востока» на опоре ВЛ-0,4 кВ до границы раздела балансовой принадлежности. Жильцам указанного дома информация об установке общедомового прибора учета направлена путем рассылки уведомлений одновременно с пакетом счетов-квитанций за предоставление коммунальной услуги «электроснабжение». Общедомовой прибор учета не зарегистрирован по форме КС-2. Плата за общедомовое потребление электроэнергии выставляется жильцам данного дома с октября 2010 года. Расчет платы за общедомовое потребление производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. В соответствии со ст.4 вышеуказанного Закона РФ продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Таким образом, установления оплаты за электрическую энергию, без имеющихся доказательств о ее потреблении конкретными гражданами, грубо нарушает права потребителей при продаже электрической энергии. В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 указанных Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 указанных Правил. Таким образом, порядок расчета платы за электрическую энергию предусмотрен как с использованием общедомовых приборов учета так и в их отсутствие. В соответствии с п. 10 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее ДД.ММ.ГГГГ она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Примерная форма предложения об установлении приборов учета энергоресурсов утверждена Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов». Согласно этой формы, организация обращается к конкретному гражданину для дачи согласия на оборудование общедомовым либо индивидуальным прибором учета энергоресурсов. Также в соответствии с п. 6 указанной адресной программы документами, подтверждающими выполнение мероприятий Программы, являются акты выполненных работ по форме КС-2 в соответствии с действующим законодательством. Отсутствие данной регистрации не позволяет использовать его как расчетный. Кроме того, установление общедомовых приборов учета электрической энергии должно осуществляться только с согласия проживающих в конкретном многоквартирном доме граждан. Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства РФ грубо нарушают жилищные права граждан, в частности право на выбор оплаты коммунальных услуг. Кроме того, исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Как следует из п.89 указанных Правил, а также пп. «в» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Решением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил. Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчёт и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а так же на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161,162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , независимо от наличия(отсутствия) соответствующих договоров, несёт обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. В свою очередь указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения, допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определённого на основании показаний общедомовых приборов учёта, и не связан пред гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатаратами на содержание общего имущества дома. Действия ОАО «ДЭК» дестабилизируют социальную обстановку и идут вразрез с комплексом мер, направленных на плановый поэтапный переход к энергосбережению. По фактам выявленных нарушений законодательства директору филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений. На внесенное прокурором района представление, директором филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которого, нарушения законодательства РФ не устранены, перерасчет жильцам не произведен. В силу ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Согласно п.1 ст.6 ФЗ «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. В соответствии с п.З ст. 6 ФЗ «О прокуратуре РФ» неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность. Таким образом, директором филиала ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» ФИО1, в нарушение ст.6, ст.24 ФЗ «О прокуратуре РФ», не выполнены законные требования прокурора по устранению нарушений законодательства РФ при начислении платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования жильцам <адрес> <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ директору филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» ФИО1 направлено письмо о необходимости явки в прокуратуру <адрес> для дачи объяснений о причинах неисполнения законных требований прокурора и вынесения постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7.КоАП РФ. Данное письмо поступило в Хабаровское отделение филиала ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт», согласно книге учета исходящей корреспонденции, ДД.ММ.ГГГГ (входящий номер 3340). Вместе с тем, в назначенное время ФИО1 в прокуратуру района не явился, сведения о причинах неявки не представил, направил своего представителя ФИО3 В силу п.4.1. ст.28.2. КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Согласно ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей. В отношении директора филиала ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» ФИО1 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, материалы направлены мировому судье.

Судья, выслушав представителя ФИО3, помощника прокурора ФИО5, изучив материалы дела, рассмотрев жалобу на постановление судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, по существу, находит ее необоснованной, и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и подвергнут административному штрафу в размере 2 000 (двух тысяч) рублей.

Вывод о наличии в действиях ФИО1 признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, сделан мировым судьей верно, что подтверждается имеющимися в деле материалами.

Согласно Постановлению прокурора <адрес> о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не выполнил требование прокурора <адрес> по устранению нарушений законодательства РФ при начислении платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования жильцам <адрес> по пер. Матросскому <адрес>.

Законные требования прокурора обусловлены его правами и обязанностями, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №168-ФЗ «О прокуратуре российской Федерации».

По смыслу ч.2 ст. 21, ст. 251 названного Закона, требования прокурора, содержащиеся в представлении, постановлении, считаются законными, если содержат указание на нормы материального права, которые нарушены должностным лицом.

Так, согласно вышеназванному Постановлению ФИО1 не выполнил законные требования прокурора, предусмотренные ч. 3 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», а именно: не исполнил требование прокурора, вытекающее из его полномочий - по устранению нарушений законодательства РФ при начислении платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования жильцам <адрес>.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, выражается в невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Субъективная сторона характеризуется наличием вины в форме умысла.

Установлено, что в жилом <адрес> <адрес> <адрес> имеется 4 квартиры, оборудованные индивидуальными приборами учета. Общедомовой прибор учета установлен сетевой организацией ООО «Электрические сети Дальнего Востока» на опоре ВЛ-0.4 кВ до границы раздела балансовой принадлежности. Жильцам указанного дома информация об установке общедомового прибора учета направлена путем рассылки уведомлений одновременно с пакетом счетов-квитанций за предоставление коммунальной услуги «электроснабжение». Общедомовой прибор учета не зарегистрирован по форме КС-2. Плата за общедомовое потребление электроэнергии выставляется жильцам данного дома с октября 2010 года. Расчет платы за общедомовое потребление производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

В соответствии со ст.4 вышеуказанного Закона РФ продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и приходный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Таким образом, установления оплаты за электрическую энергию, без имеющихся доказательств о ее потреблении конкретными гражданами, грубо нарушает права потребителей при продаже электрической энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, установление общедомовых приборов учета электрической энергии должно осуществляться только с согласия проживающих в конкретном многоквартирном доме граждан.

Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства РФ грубо нарушают жилищные права граждан, в частности право на выбор оплаты коммунальных услуг.

Кроме того, исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Как следует из п.89 указанных Правил, а также п.п. «в» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Решением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил.

Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчёт и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а так же, на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку, такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161,162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несёт обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцом многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения, допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определённого на основании показаний общедомовых приборов учёта, и не связан пред гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 указанных Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 указанных Правил.

Таким образом, порядок расчета платы за электрическую энергию предусмотрен как с использованием общедомовых приборов учета, так и в их отсутствие.

В соответствии с п. 10 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об. энергосбережении и а повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее ДД.ММ.ГГГГ она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Примерная форма предложения об установлении приборов учета энергоресурсов утверждена Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов». Согласно этой формы, организация обращается к конкретному гражданину для дачи согласия на оборудование общедомовым либо индивидуальным прибором учета энергоресурсов.

Также, в соответствии с п. 6 указанной адресной программы документами, подтверждающими выполнение мероприятий Программы, являются акты выполненных работ ПО форме КС-2 в соответствии с действующим законодательством. Отсутствие данной регистрации не позволяет использовать его как расчетный.

Пи фактам выявленных нарушений законодательства директору филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений.

На внесенное прокурором района представление, директором филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому, нарушения законодательства РФ не устранены, перерасчет жильцам не произведен.

В силу ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, и причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно п.1 ст.6 ФЗ «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии с п.З ст. 6 ФЗ «О прокуратуре РФ» неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Таким образом, директором филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» ФИО1, в нарушение ст.6, ст.24 ФЗ «О прокуратуре РФ», не выполнены законные требования прокурора по устранению нарушений законодательства РФ при начислении платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования жильцам <адрес> <адрес>.

Позже, руководство филиала ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» исполнило требования прокурора <адрес>, изложенные в предписании, и с апреля 2011 года предъявление к оплате доли ОДН по лицевым счетам не производит, произведя в мае 2011 года перерасчет за апрель 2011 года, что подтверждается письмом заместителя начальника Хабаровского отделения ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ с приложением подтверждающих документов.

Не соответствует действительности и ссылка представителя ФИО3 на постановление Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу . Согласно данному постановлению Верховного Суда РФ, отменяя постановление мирового судьи судебного участка N 2 <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по мотиву несогласия с выводами об отсутствии в действиях П. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7КоАП РФ и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи, с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, судья Железногорского городского суда <адрес> в решении от ДД.ММ.ГГГГ указал на виновность П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5КоАП РФ, при прекращении производства по делу за истечением установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, обсуждаться не может. Именно при таких обстоятельствах, выводы судьи Железногорского городского суда <адрес> о совершении П. административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7КоАП РФ, изложенные в решении от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют требованиям закона. Следовательно, постановление Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу , на которое ссылается представитель ФИО3 в обосновании своей позиции, не соответствует фактическим обстоятельствам конкретного дела о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, и не может рассматриваться как позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу.

Учитывая изложенные обстоятельства, мировой судья правильно пришел к выводу о виновности директора филиала ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ - умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Таким образом, из материалов дела следует, что мировым судьей исследованы все собранные по делу доказательства и вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с требованиями и нормами КоАП РФ.

Принимая во внимание изложенное, судьей не установлено оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка № <адрес> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, о наложении на директора филиала ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» ФИО1 административного наказания в виде штрафа в размере 2 000 (двух тысяч) рублей - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. В случае неуплаты штрафа в указанные сроки принимается решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП.

Вступившее в законную силу решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья                                                                                                         Т.В. Пакуленко