Об обязании ликвидировать свалку, на 30.07.2010 в законную силу не вступило



Дело № 2-Номер обезличен/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Емельяновой Е.В.,

при секретаре Бутаевой О.В.,

с участием прокурора Шпунтова А.Г., представителя администрации г.Барнаула Кондратова Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к администрации г.Барнаула, администрации Индустриального района г.Барнаула о признании незаконным бездействия администрации по ликвидации несанкционированной свалки, обязании ликвидировать свалку,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. Алтайского межрайонного природоохранного прокурора обратился с иском к ответчикам администрации г.Барнаула, администрации Индустриального района г.Барнаула в защиту неопределенного круга лиц, Российской Федерации, в котором просит признать незаконным бездействие администрации г.Барнаула и администрации Индустриального района г.Барнаула по ликвидации несанкционированной свалки на земельных участках площадью около 20 кв.м., 70 кв.м, расположенных в лесном массиве ... в Индустриальном районе г.Барнаула; обязании ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку. В обоснование своих требований указывает, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой Дата обезличена с привлечением специалиста Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, специалиста отдела государственного земельного контроля Управления Росреестра по Алтайскому краю проведены рейдовые мероприятия по выявлению несанкционированных свалок в г.Барнауле. Согласно акту проверки Номер обезличен от Дата обезличена на земельных участках площадью около 20 кв.м., 70 кв.м, расположенных в лесном массиве ... в Индустриальном районе г.Барнаула, размещены две локальные несанкционированные свалки твердо-бытовых отходов. В соответствии с информацией Управления Росреестра по Алтайскому краю от Дата обезличена указанные земельные участки на государственном кадастровом учете не состоят, сведения о регистрации прав на них отсутствуют, относятся к категории земель населенного пункта – г.Барнаул. Для размещения свалки отходов названные земельные участки не предоставлялись. В нарушение требований ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» земельные участки, не отведенные для складирования отходов, загрязнены ими, в связи с чем, администрация г.Барнаула обязана принять меры по очистке данного земельного участка от отходов, а администрация Индустриального района г.Барнаула обязана принять участие в проведении данных мероприятий.

В судебном заседании помощник прокурора Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры Шпунтов А.Г. на удовлетворении исковых требований настаивал по указанным выше основаниям.

Представитель ответчика администрации г.Барнаула Кондратов Д.Е. просил в удовлетворении заявленных требований к администрации города отказать по основаниям, изложенным в представленном отзыве на исковое заявление, согласно которому действующее законодательство не определяет непосредственной обязанности администрации города по очистке свалок. Администрацией города приняты все необходимые организационные мероприятия, связанные с указанными вопросами, разработаны соответствующие нормативно-правовые акты, в бюджете города заложено финансирование. Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории. Неустановление компетентными органами виновных лиц, разместивших отходы в непредназначенном месте, не означает возможности перекладывания ответственности за уборку таких отходов на органы местного самоуправления. Истцом не указано, каким именно виновным действием (бездействием) администрация города допустила образование свалки. Кроме того, наряду с принимаемыми мерами на уровне заместителей главы города проводятся совещания с участием заинтересованных лиц по вопросам организации санитарной очистки города, ликвидации несанкционированных свалок и недопущению их создания, в связи с чем, администрацией города надлежащим образом исполняются предоставленные ей полномочия при решении указанных вопросов. ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен перечень способов защиты нарушенных прав в сфере природоохранного законодательства. Избранный прокурором способ защиты прав неопределенного круга лиц в виде возложения обязанности на администрацию города ликвидировать свалку бытовых отходов и возложения обязанности на администрацию Индустриального района г.Барнаула оказать содействие в ликвидации, не предусмотрен в качестве меры ответственности за нарушение природоохранного законодательства, механизм исполнения данного решения суда законом не предусмотрен, администрация города является ненадлежащим ответчиком, в качестве соответчика к участию в деле следует привлечь комитет по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению. 

Представитель администрации Индустриального района г.Барнаула в судебное заседание не явилась, просила об отложении судебного заседания, в связи с занятостью представителей администрации Индустриального района г.Барнаула в других процессах.

Представитель третьего лица Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще, в представленном отзыве исковые требования поддержали в полном объеме.

Суд, выслушав мнение участников процесса, не усматривает оснований для отложения слушания дела и в силу ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, так как участвующие в деле лица заблаговременно извещены о дате, месте и времени судебного разбирательства, имели возможность обеспечить явку в судебное заседание представителей, а также представить доказательства в обоснование заявленных возражений.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой Дата обезличена с привлечением специалиста Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, специалиста отдела государственного земельного контроля Управления Росреестра по Алтайскому краю проведены рейдовые мероприятия по выявлению несанкционированных свалок в г.Барнауле. Согласно акту проверки Номер обезличен от Дата обезличена на земельных участках площадью около 20 кв.м., 70 кв.м, расположенных в лесном массиве ... в Индустриальном районе г.Барнаула, размещены две локальные несанкционированные свалки (твердо-бытовые отходы, п/эт-тара, стекло и др.). Указанные земельные участки отнесены к землям общего пользования ...

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю данные земельные участки на государственном кадастровом учете не состоят, сведения о регистрации прав на них отсутствуют, категория земель – земли населенного пункта г.Барнаула ...

В соответствии со ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В нарушение данных требований земельные участки, не отведенные для складирования отходов, загрязнены ими.

Доказательств отсутствия отходов на указанных земельных участках, либо доказательств ликвидации несанкционированных свалок на указанных земельных участках суду не представлено.

В соответствии с п.3 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.24 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные нормы содержатся в п. 24 ст. 19 Устава муниципального образования городского округа - г. Барнаула Алтайского края.

Таким образом, администрация города Барнаула должна организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды (п. 10 ст. 55 Устава).

Согласно п. 6 ст.15 Положения об Индустриальном районе в г.Барнауле и администрации Индустриального района г.Барнаула, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы от 27.03.2009 № 75 «Об утверждении Положений о районах в городе Барнауле и администрациях районов города Барнаула» администрация района участвует в проведении мероприятий по охране окружающей среды на территории района.

При этом по Положению об обеспечении охраны окружающей среды в границах г.Барнаула, утвержденном решением Барнаульской городской Думы от 01.10.2009.№182 мероприятия по охране окружающей среды в границах г. Барнаула включают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15).

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о  ее состоянии. Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить гражданам охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты. Конституция Российской Федерации (ч.1, 2 ст.46)  каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Любой опасности, угрожающей правам граждан, должно противопоставляться право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения права.

     Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в действиях ответчиков усматривается нарушение вышеуказанной нормы закона, что подтверждается актом проверки соблюдения природоохранного законодательства Номер обезличен от Дата обезличена.

     Учитывая изложенное, доводы представителя администрации города Барнаула о том, что администрацией города приняты все необходимые организационные мероприятия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, действующим законодательством на администрацию города не возложена непосредственная обязанность по очистке свалок, суд находит несостоятельными.

Согласно ст.78 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

            В связи с чем являются необоснованными доводы представителя администрации города Барнаула о том, что избранный прокурором способ защиты прав неопределенного круга лиц в виде возложения обязанности на администрацию города ликвидировать свалку бытовых отходов и возложения обязанности на администрацию Индустриального района г.Барнаула оказать содействие в ликвидации, не предусмотрен природоохранным законодательством.

            Доказательств того, что данные земельные участки переданы в собственность либо в аренду не имеется. Указанные земельные участки находятся на территории Индустриального района, относятся к категории земель – земли населенного пункта г.Барнаула, что не оспорено ответчиками.

            ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обязанность по организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложена на органы местного самоуправления, таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу является администрация города Барнаула, администрация Индустриального района г.Барнаула, а не комитет по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению администрации г.Барнаула.

            Суд считает, что наличие несанкционированной свалки на земельных участках приводит к порче земли, что причиняет вред окружающей среде, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, поэтому полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

               Требования и.о. Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к администрации г.Барнаула, администрации Индустриального района г.Барнаула о признании незаконными бездействия администрации по ликвидации несанкционированной свалки, обязании ликвидировать свалку удовлетворить.

               Признать незаконным бездействие администрации г.Барнаула, администрации Индустриального района г.Барнаула по организации сбора, вывоза, утилизации твердо-бытовых отходов на земельных участках площадью около 20 кв.м, 70 кв.м, расположенных в лесном массиве ... в Индустриальном районе г.Барнаула. 

            Обязать администрацию г.Барнаула организовать сбор, вывоз, утилизацию твердо-бытовых отходов на земельных участках площадью около 20 кв.м, 70 кв.м, расположенных в лесном массиве ... в Индустриальном районе г.Барнаула, путем очистки земельных участков. 

             Обязать администрацию Индустриального района г.Барнаула принять участие в очистке земельных участков площадью около 20 кв.м, 70 кв.м, расположенных в лесном массиве ... в Индустриальном районе г.Барнаула, путем оказания содействия администрации г.Барнаула.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд г.Барнаула с момента составления мотивированного решения.

Судья Емельянова Е.В.

Верно:

Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200