Об обязании организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых отходов, вступило в законную силу



Дело Номер обезличен/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена 2010 года город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Комиссаровой И.Ю., при секретаре Романовой Т.В., с участием представителя истца Мацакова С.Н., представителя ответчика администрации ... г. Барнаула Чулковой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Барнаула, администрации Индустриального района города Барнаула о признании действий незаконными и обязании организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых и строительных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Индустриальный районный суд г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации города Барнаула, администрации Индустриального района города Барнаула о признании незаконным бездействия ответчиков по организации сбора, вывоза, утилизации твердо-бытовых, строительных отходов на земельном участке общей протяженностью 500 м., расположенном с южной стороны дома Номер обезличен по ... на расстоянии 150м. между гаражными кооперативами вдоль естественного оврага в Индустриальном районе г. Барнаула, обязании администрации г.Барнаула организовать сбор, вывоз и утилизацию бытовых и строительных с вышеуказанного земельного участка, путем очистки земельного участка, обязании Администрации Индустриального района города Барнаула принять участие в очистке вышеуказанного земельного участка, путем оказания содействия администрации города Барнаула. В обоснование заявленных требований истец указал, что Дата обезличена, в ходе рейдовых мероприятий по выявлению несанкционированных свалок в г. Барнауле, проводимых Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов, установлено, что на земельном участке общей протяженностью 500м., расположенном с южной стороны дома Номер обезличен по ... на расстоянии 150м. между гаражными кооперативами вдоль естественного оврага в Индустриальном районе г. Барнаула размещена несанкционированная свалка твердо-бытовых, строительных отходов. Указанный земельный участок на государственном кадастровом учете не состоит, сведения о регистрации прав на него отсутствуют, в связи с чем, он относится к категории земель населенного пункта – г. Барнаула. Администрация города Барнаула должна обеспечивать проведение на территории города мероприятия по охране окружающей среды, а Администрация Индустриального района города Барнаула - участвовать в проведении мероприятий по охране окружающей среды на территории района, но они свои обязанности не выполняют.

Представитель истца Мацаков С.Н. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, пояснила, что до настоящего времени свалка не ликвидирована, какие-либо меры по ликвидации свалки не предприняты.

Представитель ответчика администрации Индустриального района города Барнаула Чулкова А.Н. возражала против удовлетворения иска, пояснила, что свалка образована по вине ГСК Номер обезличен, которому направлено предписание о ликвидации свалки, поскольку данный земельный участок является прилегающим. 

Представитель ответчика администрации города Барнаула в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще. 

Представитель третьего лица Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В судебном заседании установлено, что Дата обезличена, в ходе рейдовых мероприятий по выявлению несанкционированных свалок в г. Барнауле, проводимых Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалиста Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, специалиста земельного контроля Управления Росреестра по Алтайскому края на земельном участке общей протяженностью 500м., расположенном с южной стороны дома Номер обезличен по ... на расстоянии 150м. между гаражными кооперативами вдоль естественного оврага в Индустриальном районе г. Барнаула размещена выявлена несанкционированная свалка твердо-бытовых, строительных отходов, что подтверждается актом Номер обезличен от Дата обезличена, а так же актом визуального осмотра (л.д. 5-10, 22-23). Согласно сообщения Управления Росреестра по Алтайскому краю, земельный участок, расположенный между кооперативами с южной стороны многоэтажного дома Номер обезличен по ..., примерной площадью 900 кв.м., по акту проверки Номер обезличен на государственном кадастровом учете не состоит, сведения о регистрации прав на него отсутствуют, категория земель – земли населенного пункта г. Барнаула (л.д. 11-12).

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В судебном заседании представитель истца пояснила, что в нарушение данных требований вышеуказанный земельный участок, не отведенный для складирования отходов, загрязнен твердо-бытовыми и строительными отходами. Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель и др.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.  

Статьей 13 ФЗ от Дата обезличена N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения. В соответствии с пп. 14 п. 1 статьи 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района. Аналогичные нормы содержатся в п.24 ст.19 Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края.

   Статьей 3 Закона Алтайского края от 01.02.2007 N 3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» предусмотрено разграничение полномочий и ответственности между органами государственной власти Алтайского края и органами местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, и взаимодействии органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, общественных объединений и граждан при осуществлении деятельности в сфере охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 6 Закона Алтайского края от 01.02.2007 N 3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» к полномочиям органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды относится учет объемов бытовых отходов на подведомственной территории, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии со своей компетенцией.

Статьей 55 Устава городского округа города Барнаула установлено, что обеспечение проведения на территории города мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложено на Администрацию города Барнаула.

Таким образом, администрация города Барнаула должна организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.

Решением городской Думы от 2 октября 2009 г. N 182 утверждено Положение об организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города Барнаула, согласно которому администрация города обеспечивает организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Пунктом 3.3 Положения предусмотрено, что организация работы по обеспечению охраны окружающей среды осуществляется отделом по охране окружающей среды администрации города Барнаула, комитетом по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению, администрациями районов города в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами. В случае необходимости для организации мероприятий по охране окружающей среды могут привлекаться специалисты иных органов местного самоуправления. В соответствии с п. 4.1 Положения финансовое обеспечение организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа является расходным обязательством городского округа - города Барнаула Алтайского края. Расходы на указанные мероприятия осуществляются в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели на соответствующий финансовый год (п.4.2).

Согласно п.6. ст.15 указанного Положения администрация района участвует в проведении мероприятий по охране окружающей среды на территории района.

При этом по Положению об обеспечении охраны окружающей среды в границах г.Барнаула, утвержденной решением Барнаульской городской Думы № 195 от 28.09.2005 г. мероприятия по охране окружающей среды в границах г. Барнаула включают ликвидацию несанкционированных свалок на территории города.

В соответствии со ст.4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15).

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить безопасность гражданам охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты. Конституция Российской Федерации (ч.1 и 2 ст.46) каждому гарантирует судебную защиту его прав и  свобод. Любой опасности прав граждан должно противопоставляется право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения права.

Направление предписания в адрес председателя ГСК Номер обезличен о принятии срочных мер по организации сбора, вывоз, утилизации бытовых и строительных отходов на земельном участке, прилегающим к ГСК Номер обезличен, принять мер по ограждению оврага для предупреждения складирования отходов не свидетельствует об обеспечении организации сбора и принятии участия сборе бытовых и строительных отходов, что подтверждается копией предписания от Дата обезличена (л.д._____).

            Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в действиях ответчиков усматривается нарушение вышеуказанной нормы закона, что подтверждается представленными доказательствами.

            В судебном заседании из пояснений лиц, участвующих в деле, материалов дела, установлено, что ненадлежащее использование земельного участка приводит к загрязнению почвы, угрозе загрязнения водного объекта и создают угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, что в свою очередь является нарушением вышеназванных прав.

В соответствии со ст. 78 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

          Доказательств того, что данный участок передан в собственность, либо в аренду не имеется. Стороны не оспаривали, что спорный земельный участок находится на территории Индустриального района, относится к категории земель – земли общего пользования.

Суд считает, что наличие несанкционированной свалки на земельных участках приводит к порче земли, что причиняет вред окружающей среде, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, поэтому исковые требования Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры о признании незаконными бездействия по ликвидации несанкционированной свалки, обязании ликвидировать свалку подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Барнаула, администрации Индустриального района города Барнаула о признании действий незаконными и обязании организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых и строительных отходов удовлетворить.  

            Признать незаконным бездействие администрации города Барнаула, администрации Индустриального района города Барнаула по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке общей протяженностью 500 м., расположенном с южной стороны дома Номер обезличен по ... на расстоянии 150м. между гаражными кооперативами вдоль естественного оврага в Индустриальном районе г. Барнаула.

             Обязать администрацию города Барнаула ликвидировать свалку отходов на земельном участке общей протяженностью 500 м., расположенном с южной стороны дома Номер обезличен по ... на расстоянии 150м. между гаражными кооперативами вдоль естественного оврага в Индустриальном районе г. Барнаула.

Обязать администрацию Индустриального района города Барнаула принять участие в ликвидации несанкционированной свалки путем содействия администрации города Барнаула в очистке земельного участка общей протяженностью 500 м., расположенном с южной стороны дома №119 по улице Малахова на расстоянии 150м. между гаражными кооперативами вдоль естественного оврага в Индустриальном районе г. Барнаула. 

            Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в  кассационном порядке в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И. Ю. Комиссарова

Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена 2010 года.  

-32300: transport error - HTTP status code was not 200