О понуждении к выдаче удостоверения установленного образца



Дело № 2-3040/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 октября 2010 года город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Михайловой Т.Б.

при секретаре Ульрих Т.Г.

С участием истца Корзюк Т.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КОРЗЮК Т.И. к Главному управлению администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне («Главалтайсоцзащита»), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца

У С Т А Н О В И Л:

Корзюк Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Корзюк Т.И.. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование требований сослалась на то, что в указанный период проживала в <адрес>, где ей были выданы документы, подтверждающие получение в ходе проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ дозы облучения, превышающей 5 сЗв (бэр).

За период проживания в городе Усть-Каменогорске, ею получена суммарная эквивалентная доза в размере 22,4 сЗв(бэр).

В настоящее время она является гражданкой Российской Федерации. При обращении в Главалтайсоцзащиту ей было отказано в выдаче аналогичного удостоверения. Отказ считает незаконным. Требования истца основаны на ст.ст.2,18, 42,53 Конституции РФ, ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

В судебном заседании Корзюк Т.И. поддержала исковые требования в полном объеме, пояснила, что проживая в <адрес>, подверглась радиационному воздействию, в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки, предоставленные данной категории граждан.

Представитель ответчика Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил в суд отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что представленные истицей документы не соответствуют критериям допустимости. Представитель ответчика МЧС РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Выслушав истца, исследовав и оценив представленные доказательства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

В судебном заседании установлено, что Корзюк Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>, ей были выданы документы, подтверждающие получение в ходе проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ дозы облучения, превышающей 5 сЗв (бэр). За период проживания в <адрес>, ею получена суммарная эквивалентная доза в размере 22,4 сЗв(бэр).

Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.

Основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие деятельности государства, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной испытаний было связано причинение вреда, и гражданами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установленные данным Федеральным законом меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления граждан мер социальной поддержки: проживание в 1949-1963 годах в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения выше 5 сЗв (бэр).

Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу п.2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года № 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв(бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождения военной службы в 1949 -1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в Перечни, утверждаемые в установленном порядке.

Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерацией по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 и 5 Правил).

Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года № 356-р (действовавшему в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002 № 156-р). Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 07 августа 1962 года.

<адрес> не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года № 356-р.

Представленное Корзюк Т.И. удостоверение серия ВК , подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, выданное уполномоченным органом Республики Казахстан (л.д.6), и справка , выданная ДД.ММ.ГГГГ отделом занятости и социальных программ <адрес> (л.д.7), не может свидетельствовать о наличии у Корзюк Т.И. суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право ей на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне».

Вместе с тем, представление в Российской Федерации на основании указанных документов мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения, которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции РФ, части 1 и 3 статьи 5 ФЗ «О международных договорах РФ», часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержаться и в статье 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным дела (Минская конвенция), в соответствии с которой социальные права, которые имеет гражданин на территории одного государства, не обязано признавать государство, на территорию которого он выехал, поскольку из предоставление зависит от материальных возможностей конкретного государства и обусловлено проводимой в нем социальной политикой. Правовая защита может требоваться только в том объеме, который предоставляет Российская Федерация своим гражданам.

В данном случае, российским законодательством не предоставлено право на льготы гражданам РФ, проживавшим в тех же населенных пунктах, что и бывшие граждане Республики Казахстан, обратившиеся в суд, поэтому такое право за Корзюк Т.И. признано быть не может.

По ходатайству представителя ответчика Главалтайсоцзащита для выяснения вопроса - подвергся ли истец радиационному воздействию, получив суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв(бэр), было назначено производство радиационной экспертизы определением суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Гражданское дело возвращено в суд без исполнения определения, с указанием на то, что ФГУ «12 Центральный научно-исследовательский институт Минобороны России» не уполномочен проводить экспертизы по определению доз облучения, полученных гражданами вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Таким образом, истец в силу закона не имеет право на получение мер социальной защиты, предусмотренных действующим законодательством, которые предоставляются на основании удостоверения, установленного Правилами выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 849 от 27.12.04г. Оснований для удовлетворения иска не имеется.

Таким образом, истцом не представлено доказательств получения суммарной (накопленной) эффективной дозы более 5 сЗв (бэр).

Отсутствие законодательных актов Российской Федерации, устанавливающих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», за гражданами, проживавшими в <адрес>, вне зависимости от периода проживания, не представление истцом вышеуказанных доказательств получения суммарной (накопленной) эффективной дозы более 5 сЗв (бэр), является основанием для отказа в удовлетворении исковых требованиях в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования КОРЗЮК Т.И. к Главному управлению администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне («Главалтайсоцзащита»), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца оставить без удовлетворения.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200