Дело № 2-3155/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 октября 2010 года Индустриальный районный суд г.Барнаула в составе судьи Новоселовой Е.Г., при секретаре Кухленко Н.Г., с участием истца: Корзюка П.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корзюка П.П. к Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца, У С Т А Н О В И Л: Корзюк П.П. обратился в суд с иском к Главному управлению администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее-«Главалтайсоцзащита»), Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) с вышеназванным иском, указав на следующие обстоятельства: в период с Дата обезличена по Дата обезличена он проживал в ..., с Дата обезличена по Дата обезличена в .... В соответствии со ст.11 Закона Республики Казахстан от 18.12.92 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» ему было выдано удостоверение гражданина, пострадавшего вследствие ядерных испытаний. Указанные населенные пункты не входят в перечень населенных пунктов Казахской ССР, население которых подверглось радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949 – 1963 годы, утвержденных Распоряжением Правительства РФ №356-р от 15 марта 1995 года. По данной причине «Главалтайсоцзащитой» ему отказано о внесении сведений в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний. В судебном заседании истец Корзюк П.П. поддержал исковые требования и просил признать за ним право на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать МЧС России выдать ему удостоверение единого образца, в котором указать: Ф.И.О.: Корзюк П.П.,Дата обезличена года рождения; место проживания в период радиационного воздействия: ...; время проживания в период радиационного воздействия: с Дата обезличена по Дата обезличена; полученная доза облучения: 0,07 Зв (7,3 с.Зв). Представитель ответчика «Главалтайсоцзащита» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, ранее представил в суд отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что представленные истцом документы не соответствуют критериям допустимости, населенные пункты в которых проживал истец, не включены в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, период проживания истца с 1955 по 1990 годы, выходящий за пределы 1949-1963 годов, определенные Федеральным законом, правового значения не имеет. Представитель ответчика МЧС РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Выслушав истца, исследовав и оценив представленные доказательства по делу, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Корзюк П.П., Дата обезличена года рождения, уроженец ......, в периоды с Дата обезличена по Дата обезличена года проживал в ..., с Дата обезличена по Дата обезличена в ..., что подтверждено справкой Номер обезличен от Дата обезличена, удостоверением Номер обезличен. (л.д.5,7) Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера. Основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие деятельности государства, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной испытаний было связано причинение вреда, и гражданами. В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установленные данным Федеральным законом меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации. Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления граждан мер социальной поддержки: проживание в 1949-1963 годах в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения выше 5 сЗв (бэр). Статьей 5 названного закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу п.2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года № 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв(бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождения военной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в Перечни, утверждаемые в установленном порядке. Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые МЧС России. (пункты 3 и 5 Правил). Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года № 356-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002 № 156-р). Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний Дата обезличена и Дата обезличена. Города Зыряновск, Усть-Каменогорск, Шемонаихинский район Восточно-Казахстанской области не включены в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года № 356-р. Представленные Корзюком П.П. удостоверение, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, выданное Дата обезличена уполномоченным органом Республики Казахстан, и справка Номер обезличен, выданная Дата обезличена отделом занятости и социальных программ г.Усть-Каменогорска (л.д.5,7), не могут свидетельствовать о наличии у Корзюка П.П. суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей ему право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от Дата обезличена «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне». Представление в Российской Федерации на основании указанных документов мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (пункт 3) даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции РФ, части 1 и 3 статьи 5 ФЗ «О международных договорах РФ», часть 2 статьи 7 ГК РФ). Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации. Аналогичные нормы содержаться и в статье 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным дела (Минская конвенция), в соответствии с которой социальные права, которые имеет гражданин на территории одного государства, не обязано признавать государство, на территорию которого он выехал, поскольку из предоставление зависит от материальных возможностей конкретного государства и обусловлено проводимой в нем социальной политикой. Правовая защита может требоваться только в том объеме, который предоставляет Российская Федерация своим гражданам. В данном случае, российским законодательством не предоставлено право на льготы гражданам РФ, проживавшим в тех же населенных пунктах, что и бывшие граждане Республики Казахстан, обратившиеся в суд, поэтому такое право за Корзюком П.П. признано быть не может. По ходатайству истца для выяснения вопроса - подвергся ли истец радиационному воздействию, получив суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв(бэр), было назначено производство радиационной экспертизы определением от Дата обезличена Гражданское дело возвращено ФГУ 12 Центрального научно-исследовательского института Минобороны России в адрес суда без исполнения определения от Дата обезличена с указанием на то, что учреждение не уполномочено проводит экспертизы по определению доз облучения, полученных гражданами вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне(л.д.38) Из справки КГУ Номер обезличен от Дата обезличена следует, что проведение ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне не оказало существенного влияния на состояние окружающей природной среды и здоровья гражданского населения, проживающего вблизи границ полигона, в т.ч. в ....(л.д.22) Согласно справке Номер обезличен от Дата обезличена радиоактивные выпадения в населенных пунктах Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области Казахской ССР не могли сформировать суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения населения более 5 сЗв (бэр) за весь перед проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.(л.д.23) Таким образом, истцом не представлено доказательств получения суммарной (накопленной) эффективной дозы более 5 сЗв (бэр), в связи с чем суд отказывает в исковых требованиях истца в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать Корзюку П.П. в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Барнаула в течение 10-ти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е. Г. Новоселова