Дело № 2-3686/2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 октября 2010 года Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего Любимовой И.А., при секретаре Клёцкиной Т.А., с участием истицы Сыркиной Н.А. и ее представителей Куприенко Н.Н. и Шмелева В.Е., представителей ответчика Грезиной Е.Н. и Кравченко Е.С., переводчика Соловьенко И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сыркиной Н.А, к Филиалу № 2 Государственного учреждения Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Государственному учреждению Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения должного лица в отказе выплаты компенсации за приобретенное техническое средство, об обязании выплатить компенсацию, УСТАНОВИЛ: Истец Сыркина Н.А. обратилась в суд с иском к ответчику Филиалу № 2 ГУ АРО ФСС РФ, в котором просила признать незаконным решение должностного лица – руководителя Филиала № 2 АРО ФСС РФ в отказе выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации – телефонное устройство с текстовым выходом «...»; обязать выплатить компенсацию за приобретенное техническое средство реабилитации в размере ... рублей, взыскать судебные расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере ... рублей, мотивируя требования тем, что является инвалидом третьей группы с детства и в соответствие с индивидуальной программой реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на обеспечение техническим средствами реабилитации, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ приобрела себе техническое средство реабилитации в ООО - телефонное устройство с текстовым выходом «...», но при обращении к ответчику с заявлением о возмещении расходов с приложением всех необходимых документов ответчиком было отказано со ссылкой на то, что приобретенное техническое средство не значится в федеральном перечне технических средств реабилитации. В ходе рассмотрения дела с согласия истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, поскольку Филиал № 2 АРО ФСС РФ не является юридическим лицом. Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, ссылаясь на то, что приобрела телефонное устройство с текстовым выходом «...», поскольку данное устройство имеет большой цветной экран, что важно для ее плохого зрения, и позволяет вводить большой объем текса и быстро передавать текст адресату, что позволяет улучшить качество единственного способа общения с окружающими; кроме того, по указанию ответчика ею было написано заявление об отказе от получения телефонного устройства для того, чтобы получить денежную компенсацию за самостоятельно приобретенный телефон, поскольку это было одобрено ответчиком. Представители истца в судебном заседании поддержали позицию доверителя, пояснив, что телефонное устройство с текстовым выходом «...», приобретенное истцом, имеет много функций, в том числе, текстовый выход посредством SMS, электронной почты; те телефонные устройства, которые предлагает ответчик уже сняты с производства, долго передают информацию до адресата, имеют мелкий шрифт и ими тяжело манипулировать; кроме того, письмо, на которое ссылается ответчик в своем отказе нигде не опубликовано и не является нормативно-правовым актом, следовательно, ответчик не вправе им руководствоваться и его нельзя использовать для ограничения прав инвалидов. Представители ответчика в судебном заседании не согласились с заявленными требованиями, мотивируя тем, что согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации изделие смартфон не входит в Федеральный Перечень и является дорогостоящим устройством. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Конвенция "О правах инвалидов" в статье 26 закрепляет положение о том, что государство обязано принимать эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. N 1515-р утверждена Концепция Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", целями которой являются создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни. Указанной Программой намечено реализовать комплекс программных мероприятий, включающих в себя и внедрение в производство новых технических средств реабилитации инвалидов с нарушением функции слуха. Истец Сыркина Н.А. является инвалидом по слуху третьей группы с детства, что подтверждается справкой МСЭ. В силу Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10). Понятие реабилитации инвалидов включает в себя систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Целью реабилитации инвалидов является устранение или максимально полная компенсация ограничений жизнедеятельности. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета относится к расходным обязательствам Российской Федерации, в связи с чем должно осуществляться с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ. Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ истцу Сыркиной Н.А. была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласно которой установлен срок проведения мероприятий социальной реабилитации – бессрочно, в перечень технических средств реабилитации и услуги по реабилитации включено, в числе прочих, техническое устройство с текстовым выходом, установлен срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технического средства реабилитации – бессрочно. В силу абзаца 6 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство реабилитации не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства реабилитации, которые должны быть предоставлены инвалиду. Таким образом, гарантия обеспечения инвалида техническим средством реабилитации может быть реализована путем предоставления технического средства реабилитации уполномоченным органом либо путем выплаты денежной компенсации в случае его приобретения самим инвалидом. Перечень технических средств реабилитации утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 2347-р. Согласно указанному Перечню, техническими средствами реабилитации являются телефонные устройства с текстовым выходом. Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2007 г. N 1069-18, термин - "Телефонные устройства с текстовым выходом", содержащийся в федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р), выражает обобщенное понятие, которым охватывается ряд устройств аналогичного функционального назначения (по этому принципу построен весь названный перечень), в том числе факсимильные аппараты и мобильные телефоны. Инвалиды, проживающие на территории Алтайского края, обеспечиваются телефонными аппаратами марки ... на основании государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец Сыркина Н.А. приобрела в ООО телефонное устройство с текстовым выходом «...» стоимостью ... рублей, что подтверждается копией товарного чека. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением к ответчику, в котором просила выплатить компенсацию за самостоятельно приобретенное телефонное устройство «...». ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было отказано в выплате компенсации со ссылкой на то, что приобретенное истицей изделие является смартфоном, и не входит в федеральный перечень технических средств, предоставляемых инвалидам. Представители ответчика правомерность своей позиции обосновывали письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 июня 2010 года № 30-4/1129, согласно которому изделие смартфон не входит в Федеральный Перечень, расходы на приобретение смартфона оплате за счет средств федерального бюджета не подлежат. Но разъяснения и письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ не являются нормативно-правовыми актами, подлежащими обязательному исполнению. Кроме того, исходя из ответов руководителей ООО «Евросеть», специализирующегося на продаже цифровой техники, и ООО «Сайме» - официального диллера компании «...» в России, смартфоны являются мобильными телефонами с функциями текстового выхода, а радиотелефон «...» является телефонным устройством, предназначенным для работы в стандарте GSM 900/1800 с поддержкой функций текстового выхода посредством SMS, ICQ, e-mail. Какие-либо ограничения по функциям телефонных устройств или по их моделям ни программа реабилитации, ни федеральный перечень технических средств, предоставляемых инвалидам, в настоящее время не содержат. В судебном заседании представители ответчика ссылались также на то, что истица отказалась от получения телефонного устройства, в связи с чем компенсация выплате не подлежит. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно (ст.11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). В соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида. Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Из представленной копии заявления истицы, датированного ДД.ММ.ГГГГ, действительно, следует, что она отказалась от получения телефона с текстовым выходом. Однако в судебном заседании истица пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она писала заявление о предоставлении ей технического средства, но по совету сотрудника ответчика ею одновременно было написано и заявление об отказе от получения телефона с текстовым выходом, которое, как она поняла, необходимо для того, чтобы самостоятельно приобрести телефон и получить за его приобретение денежную компенсацию. Учитывая, что истица является инвалидом по слуху, а заявление об отказе от получения телефона с текстовым выходом отобрано у истицы без помощи сурдопереводчика, предусмотренного программой реабилитации, суд не принимает указанное заявление в качестве доказательства отказа истицы от получения телефона с текстовым выходом. Кроме того, заявление истицы о предоставлении ей технического средства ответчиком не рассматривалось, на учет по обеспечению техническим средством она в установленном законом порядке не ставилась, следовательно, у нее имелись основания для самостоятельного приобретения телефонного устройства с текстовым выходом, предусмотренного программой реабилитации. С учетом обязанностей субъекта Российской Федерации и местных органов власти предоставлять инвалидам гарантированные на федеральном уровне отдельные виды социального обеспечения с целью обеспечения равных с другими гражданами возможностей в реализации принадлежащих им прав и свобод, права истицы на получение денежной компенсации в случае приобретения соответствующего средства за собственный счет и отсутствия ограничения в федеральном законе на модели и стоимость технических средств для реабилитации инвалидов, суд приходит к выводу, что отказ должностного лица Филиала № 2 АРО ФСС РФ в выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации – телефонное устройство с текстовым выходом «...» является незаконным и денежная компенсация подлежит выплате истице в полном объеме. Обязанность по выплате денежной компенсации следует возложить на Государственное учреждение Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, которое является юридическим лицом. Истица просила взыскать с ответчика расходы, связанные с оформлением нотариальной доверенности на представителей в размере ... рублей. Согласно ст. 98 ГПК РФ судебные расходы возмещаются той стороне, в пользу которой состоялось решение. Из представленной квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец Сыркина Н.А. понесла расходы на оформление нотариальной доверенности в размере ... рублей. Суд признает указанные расходы необходимыми судебными издержками и взыскивает в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Сыркиной Н.А, удовлетворить частично. Признать незаконным решение руководителя Филиала № 2 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации об отказе в выплате Сыркиной Н.А, компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации – телефонное устройство с текстовым выходом «...». Обязать Государственное учреждение Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выплатить Сыркиной Н.А, компенсацию за приобретенное техническое средство реабилитации в размере ... рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать. Взыскать с Государственного учреждения Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Сыркиной Н.А, расходы на оформление доверенности в сумме ... рублей. Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в кассационном порядке в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий И.А.Любимова Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2010 года.