Дело № 2-4364/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 ноября 2010 года г.Барнаул Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе председательствующего судьи Масликовой И.Б., при секретаре Шевцовой О.В., с участием истцов Антипина М.И., Антипиной О.Р., представителя истца Курбатовой Ю.Н., представителя ответчика Воробьевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антипина М.И., Антипиной О.Р. к администрации Железнодорожного района г.Барнаула, администрации г.Барнаула об обжаловании действий, признании незаконным постановления, признании права на первоочередное получение квартиры и обязании предоставить квартиру по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Антипин М.И., Антипина О.Р. обратились в суд с иском к администрации Железнодорожного района г.Барнаула и администрации г.Барнаула о признании незаконными действий Администрации Железнодорожного района г.Барнаула, выразившихся в снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий – очередь среди малоимущих граждан №, семья из семи человек путем издания п.1.1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся», признать за Антипиным М.И. право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи из семи человек, признать за семьей Антипиных первоочередное право на получение квартиры <адрес>, которая была распределена администрацией города Барнаула, обязать администрацию Железнодорожного района г.Барнаула предоставить Антипину М.И. и членам его семьи квартиру <адрес> по договору социального найма. Требования истцы мотивировали тем, что являются многодетной семьей и воспитывают пятерых несовершеннолетних детей. Все члены семьи зарегистрированы и проживают в <адрес>. ... доля дома общей площадью 55,9 кв.м и ... доля земельного участка общей площадью 647 кв.м принадлежат Антипину М.И. на праве собственности. Постановлением администрации Железнодорожного района от ДД.ММ.ГГГГ № семья Антипиных из 6 человек была принята на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях среди малоимущих граждан. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ семья из 6 человек стояла под № в очереди, в ДД.ММ.ГГГГ состав семьи увеличился до 7 семи, человек и в очереди стояли под №. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Железнодорожного района, специалистом отдела по учёту и распределению жилья ФИО6 истцам как очередникам среди малоимущих граждан было предложено осмотреть квартиру <адрес> для последующего заселения. Также необходимо было сообщить письменно мнение всех совершеннолетних членов семьи о согласии или не согласии на заселение в указанную квартиру. Указанные действия необходимо было совершить во исполнение постановления администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № «О распределении квартир по <адрес> для предоставления малоимущим гражданам». Квартира была осмотрена истцами незамедлительно в ДД.ММ.ГГГГ, письменное согласие на вселение в данную квартиру было предоставлено в отдел по учёту и распределению жилья администрации Железнодорожного района. Однако постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях» истцы сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении, т.к. на одного члена семьи приходится более ... рублей, которые являются пороговой цифрой для отнесения граждан к числу малоимущих. В ответе ссылались на инвентаризационную стоимость дома и кадастровую стоимость земельного участка. Полагают, что действиями администрации Железнодорожного района нарушено их право на получение жилья по договору социального найма, т.к. снятие семьи с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении было произведено после того, как квартира <адрес> была им распределена. Кроме того, имущество, которое находится в собственности Антипина М.И., не изменялось — не уменьшалось и не увеличивалось, изменение кадастровой стоимости земельного участка не может свидетельствовать об улучшении благосостояния семьи. Истцы Антипин М.И., Антипина О.Р. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель истцов Курбатова Ю.Н. в судебном заседании позицию своих доверителей поддержала. Представитель ответчика – администрации г.Барнаула Воробьева С.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что граждане, которым планируется предоставить жилые помещения по договорам социального найма, должны подтвердить свой статус малоимущих. После предоставления необходимых документов, было выяснено, что пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в сумме превышает ... руб., в связи с чем постановлением администрации Железнодорожного района г.Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ семья Антипиных была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Представитель ответчика администрации Железнодорожного района г.Барнаула в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежаще. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила, что сотрудник администрации, не проверив имущественное положение Антипиных, предложила им осмотреть квартиру. После чего были истребованы соответствующие сведения и установлено, что семья Антипиных подлежит снятию с учёта, поскольку стоимость находящегося в собственности имущества возросла. Не согласилась и с требованиями в части того, что квартира была уже распределена семье Антипиных, поскольку такого решения администрацией Железнодорожного района не принималось (л.д.155-156). Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему. Конституция РФ гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40 Конституции РФ). Установлено, что семья Антипиных состоит из семи человек: Антипина М.И., Антипиной О.Р., и несовершеннолетних - ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р. Семья зарегистрирована и проживает в жилом доме по <адрес> общей площадью 55,9 кв.м., т.е. на каждого члена семьи приходится по 3,99 кв.м. площади, что менее учетной нормы. Семья Антипиных состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях среди малоимущих граждан, на учет семья принята на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи на момент постановки на учет составлял 6 человек, по состоянию на 2007г. очередь № (л.д.10). ДД.ММ.ГГГГ Антипину М.И. во исполнение постановления администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № «О распределении квартир по <адрес> для предоставления малоимущим гражданам» предложено как очереднику среди малоимущих граждан осмотреть квартиру <адрес> для последующего заселения (л.д.11). Постановлением администрации Железнодорожного района г.Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма Антипин М.И. и его семья сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.12). ДД.ММ.ГГГГ Антипину М.И. администрацией Железнодорожного района г.Барнаула направлено письмо, в котором сообщалось о снятии семьи Антипиных с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 3). Решение о снятии с учета мотивировано следующим. Из представленных Антипиным документов следует, что Антипину М.И. на праве собственности принадлежит ... доля жилого дома, общей площадью 55,9 кв.м., и ... доля земельного участка, общей площадью 647 кв.м. Инвентаризационная стоимость дома составляет ... руб., кадастровая стоимость земельного участка – ... руб. Таким образом, стоимость налогооблагаемого имущества, принадлежащего семье Антипиных составляет ... руб. и стоимость имущества на каждого члена семьи приходится по ... руб., тогда как пороговое значение стоимости не может превышать ... руб. Антипины, обращаясь в суд с иском, ссылаются на то, что с момента постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях материальное благосостояние семьи не улучшилось, и увеличение инвентаризационной и кадастровой стоимости жилого дома и земельного участка не может свидетельствовать об улучшении благосостояния семьи. В связи с чем постановление администрации Железнодорожного района г. Барнаула о снятии семьи Антипиных с учета является незаконным и нарушающим их право на получение жилья по договору социального найма.. На территории города Барнаула действует Закон Алтайского края от 06.07.2006 №60-ЗС "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда". Решением Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 N 246 утверждено Положение о порядке обеспечения малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории города Барнаула. Размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, установлен решением городской Думы от 27.02.2007 №534 (....руб.). Согласно ст.7 Закона Алтайского края № 60-ЗС к имуществу, стоимость которого учитывается в целях признания граждан малоимущими, относятся в том числе: 1) жилые дома, квартиры и другие объекты капитального строительства; 3) земельные участки, за исключением земельных участков площадью 600 квадратных метров - для городского округа и городского поселения, 2000 квадратных метров - для сельских поселений, предоставленные гражданам для ведения садоводства или огородничества, но не более одного на семью. Статья 8 названного Закона регламентирует процедуру признания граждан малоимущими и устанавливает, что граждане признаются малоимущими органами местного самоуправления, когда ни пороговое значение дохода, ни пороговое значение стоимости имущества не превышены и у гражданина-заявителя и членов его семьи отсутствует возможность получения кредита в банке или иной кредитной организации или накопления собственных средств на приобретение жилого помещения. В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих об утрате гражданами оснований для признания их малоимущими, орган местного самоуправления отменяет ранее вынесенное решение о признании таких граждан малоимущими. Переоценка размера дохода и стоимости имущества граждан в обязательном порядке производится непосредственно перед принятием решения о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № распределены районным администрациям в г.Барнауле квартиры <адрес> для предоставления малоимущим гражданам (л.д.145). В соответствии с решением городской Думы № решения о распределении администрациям районов жилых помещений для последующего предоставления малоимущим гражданам принимаются администрацией города Барнаула и оформляются постановлениями администрации города Барнаула. Перед принятием решения о распределении жилых помещений комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула письменно уведомляет администрации районов о необходимости проведения работы с малоимущими гражданами, которым планируется предоставить жилые помещения, по подтверждению статуса малоимущих и их нуждаемости в жилых помещениях. Граждане, которым планируется предоставить жилые помещения, для подтверждения статуса малоимущих и их нуждаемости в жилых помещениях предоставляют в администрации районов документы, установленные законодательством Алтайского края для признания граждан малоимущими и принятия их на учет. Граждане, которым планируется предоставить жилые помещения, подтвердившие нуждаемость в жилых помещениях и сохранение за ними статуса малоимущих, предоставляют в администрации районов заявления, подписанные всеми совершеннолетними членами семей, о согласии занять предоставляемые жилые помещения Решения о предоставлении жилых помещений малоимущим гражданам принимаются администрациями районов и оформляются постановлениями администраций районов в тридцатидневный срок. Суд соглашается с позицией ответчика в данной части и полагает, что не имеется оснований полагать, что квартира № была распределена семье Антипиных, поскольку не имеется соответствующего постановления органа местного самоуправления. Действительно, как установлено при рассмотрении дела Антипины осмотрели вышеуказанную квартиру и согласились на вселение и заключение договора социального найма, однако сделано это было преждевременно – без соответствующей проверки имущественного положения истцов. Как следует из Закона Алтайского края в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих об утрате гражданами оснований для признания их малоимущими, орган местного самоуправления отменяет ранее вынесенное решение о признании таких граждан малоимущими. Переоценка размера дохода и стоимости имущества граждан в обязательном порядке производится непосредственно перед принятием решения о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Антипину М.И. на праве собственности принадлежит ? доля в праве собственности на жилой дом общей площадью 55,9 кв.м., по <адрес>, и ... доля в праве собственности на земельный участок по указанному адресу, общей площадью 647 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.14, 15). Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация» инвентаризационная стоимость дома по <адрес>, составляет ... руб. (л.д.16), кадастровая стоимость земельного участка составляет ... руб., что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (л.д.17). Таким образом, на каждого члена семьи Антипиных приходится по ... руб. от стоимости имущества (... + ...) / 2 / 7 ), что превышает пороговое значение, составляющее ... руб. Истцы в судебном заседании, оспаривая действия администрации по снятию из с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ссылались на то, что увеличение кадастровой стоимости земельного участка не повлекло за собой улучшение материального благосостояния их семьи, при постановке на учет в собственности Антипина М.И. находился тот же участок и жилой дом, и семья была признана малоимущей. По ходатайству истца из ФГУ «...» по Алтайскому краю был истребован расчет кадастровой стоимости земельного участка № по <адрес>, согласно которому она составляет ... руб. (л.д.154-155). Данный расчет истцами не оспорен и принимается как правильный. Кроме того, у суда не имеется оснований сомневаться в правильности расчёта, поскольку Постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Алтайского края, которое вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ. В ответе на запрос приведены основания установления кадастровой стоимости находящегося в собственности истца земельного участка. В соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По смыслу п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане, состоящие на учёте, обязаны предоставлять в орган, осуществляющий учёт, сведения и документы, подтверждающие, что состояние малоимущности и нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать предоставления указанных сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств. Таким образом, снятие гражданина с учёта – не право, а обязанность соответствующего органа. Как указал Конституционный Суд в определении от 27 мая 2010 года № 729-О-О: «что касается пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ, предусматривающего снятие граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, то он сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, поскольку предполагают утрату соответствующего права не произвольно, а в связи с прекращением юридических фактов, лежащих в основе возникновения данного права». Суд полагает, что в данном случае имелись основания для принятия органом местного самоуправления решение об отмене ранее вынесенного решения о признании Антипиных малоимущими, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявленных истцами требований. Вместе с тем, в силу ч.3 п.2 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно Жилищному кодексу РФ, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются не только те граждане, у которых обеспечение жилой площадью на одного члена семьи меньше учётной нормы, установленной на территории их муниципального образования. А также те, чьё жилье не отвечает установленным для жилых помещений требованиям (т.е. является непригодным для проживания). Оценку соответствия проводит межведомственная комиссия в соответствии с правительственным Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с Решением Барнаульской городской думы № 294 от 27.02.2006 «Об установлении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле» установлена учётная норма площади жилого помещения в муниципальном жилищном фонде в размере не более 12 кв. метров общей площади на одного члена семьи. Общая площадь жилого помещения, занимаемого семьёй в коммунальной квартире, для определения права постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, рассчитывается как сумма размеров общей площади занимаемой комнаты (комнат) и части площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире, пропорционально площади занимаемой комнаты (комнат). Таким образом, истцы не лишены возможности обращения с соответствующим заявлением в администрацию Железнодорожного района г.Барнаула. В силу ст.98 ГПК РФ с истцов в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме ... рублей (по ... рублей за каждое требование). Вместе с тем, учитывая имеющиеся в материалах дела сведения о малообеспеченности Антипиных (л.д.8), суд полагает возможным рассрочить уплату госпошлины на 4 месяца. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать в удовлетворении исковых требований Антипина М.И., Антипиной О.Р. к администрации Железнодорожного района г.Барнаула, администрации г.Барнаула об обжаловании действий, признании незаконным постановления, признании права на первоочередное получение квартиры и обязании предоставить квартиру по договору социального найма. Взыскать с Антипина М.И., Антипиной О.Р. в доход местного бюджета госпошлину по ... рублей с каждого, предоставив рассрочку для уплаты госпошлины сроком на 4 месяца. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путём принесения кассационной жалобы через Индустриальный районный суд г.Барнаула в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2010 года. Судья: Верно, судья И.Б. Масликова