Решение не вступило в законную силу, о признании отказа недействительным о предоствлении льгот



Дело №2-3711/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2010 года г.Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула в составе председательствующего Тэрри Н.Н.,

при секретаре Сафроновой А.С.,

с участием истца Гребенщиковой Л.С.,

представителя истца Токаревой Т.А.,

представителя ответчика ООО «Барнаульский водоканал» Пановой Е.А.,

представителя ответчика ОАО «Кузбассэнерго» Старцевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гребенщиковой Л.С. к Обществу с ограниченной ответственностью «Барнаульский водоканал», Открытому акционерному обществу «Алтайкрайгазсервис», Общественному объединению «Ветеран», Открытому акционерному обществу «Кузбассэнерго» о признании отказа в предоставлении скидки за пользование водой, канализацией, отоплением и газом незаконным, признании права на пользование скидкой на оплату за пользование водой, канализацией, отоплением и газом, обязании указывать в платежных документах сведений о предоставлении скидки, обязании уменьшить размер платы за пользование водой, канализацией, отоплением и газом, взыскании переплат,

УСТАНОВИЛ:

Гребенщикова Л.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ООО «Барнаульский водоканал», ОАО «Алтайкрайгазсервис» и ОО «Ветеран», указав в обоснование на следующие обстоятельства.

Истец имеет на иждивении 3-х несовершеннолетних детей, ее семья имеет статус многодетной. В силу Указа Президента РФ №431 от 05.05.1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» органам исполнительной власти субъектов федерации было постановлено установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы оплаты коммунальных услуг. Данная скидка семье истца ответчиками не предоставляется.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Гребенщиков В.Н., Гребенщикова О.В.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец уточнила исковые требования, просила признать отказы в предоставлении скидок за пользование водой, канализацией, отоплением и газом незаконными, признании права на пользование скидкой на оплату за пользование водой, канализацией, отоплением и газом, взыскать с ответчиков образовавшуюся переплату с ООО «Барнаульский водоканал» сумму <данные изъяты> руб., с ОАО «Алтайкрайгазсервис» сумму <данные изъяты> руб., с ОО «Ветеран» сумму <данные изъяты> руб., обязать указывать в платежных документах сведения о предоставлении скидки, обязать уменьшить размер платы за пользование водой, канализацией, отоплением и газом. В данном судебном заседании в качестве соответчика было привлечено ОАО «Кузбассэнерго».

В судебном заседании истец Гребенщикова Л.С. подержала исковые требования по приведенным доводам.

Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Барнаульский Водоканал» возражала против исковых требований, пояснил, что переплаты у истца нет, поскольку имеет место задолженность даже с учетом скидки. Полагает, что Указ президента РФ не подлежит применению, поскольку в Алтайском крае принят Закон «О предоставлении мер по социальной поддержке отдельных категорий граждан», которым льготы многодетным семьям не предусмотрены. Кроме того, утверждена социальная программа, которой это также не предусмотрено.

Представитель ответчика ОАО «Кузбассэнерго» представил отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения искового заявления. Пояснила, что надлежащим ответчиком является ОО «Ветеран» - исполнитель услуг, поскольку с ним имеется договор.

В судебное заседание не явились представители ответчиков ОАО «Алтайкрайгазсервис», ОО «Ветеран», третьи лица Гребенщиков В.Н., Гребенщикова О.В., представитель третьего лица УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец Гребенщикова Л.С. имеет троих несовершеннолетних детей и имеет статус многодетной семьи (л.д. 29).

Члены семьи Гребенщиковой Л.С. зарегистрированы и проживают по адресу <адрес> (л.д.11). Дом находится на обслуживании ОО «Ветеран», которое и взимает плату за коммунальные услуги, и имеет договора с остальными ответчиками о поставке коммунальных услуг. Данный факт не оспаривался участниками процесса.

Гребенщикова Л.С. обратилась к ответчику ОО «Ветеран» с заявлением о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, в чем ей было отказано и разъяснено обратиться в органы социальной защиты населения. (л.д.9)

Разрешая исковые требования суд исходил из следующего.

Указом Президента РФ от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке и установить для многодетных семей в том числе скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 года, установлено, что координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находиться в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Закона и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второе настоящей статьи. (ст.76 Конституции РФ).

Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 06.10.99.

Вышеназванным Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. (п.п. «е», «ж» ст.1 Закона). Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты. (ст.1 Закона)

В силу положений п.24 ч. 2 ст.26.3 Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ относится решение вопросов социальной поддержки, в том числе многодетных семей.

Из положений ст.85 Бюджетного Кодекса РФ следует, что расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов или иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ договоров при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведений субъектов РФ.

Таким образом, из системного анализа положений вышеприведенных законодательных актов, следует, что социальная защита многодетных семей находится в совместном ведении Российской Федерации и Алтайского края, которая осуществляется на основании принятых законодательным органом Алтайского края законов.

Ссылка истца в обоснование иска на Указ Президента РФ от 05.05.92 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» не может быть признана состоятельной, поскольку вышеназванный федеральный закон принят позже Указа и по своей юридической силе имеет приоритет над ним. В силу положений ч.3 ст.90 Конституции РФ и п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Данная позиция неоднократно высказывалась Верховным Судом РФ при проверке законности нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих объем социальных гарантий многодетным семьям. (Определения судебной коллегии по гражданским делам от 20.09.06 №5-ГО6-85, от 26.03.08 №14-Г08-2, от 13.01.10 №19-ГО9-12).

Законами Алтайского края от 29.12.06 №148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержи многодетных семей в Алтайском крае», от 27.12.07 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан Алтайского края», от 10.10.08 №94-ЗС «Об утверждении краевой целевой программы «Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы» предоставление многодетным семьям льгот по оплате коммунальных услуг не предусмотрено, в связи с чем, требования истца о понуждении ответчиков предоставлять 30% скидку по оплате коммунальных услуг, о взыскании суммы переплаты не основано на законе и, следовательно, не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Гребенщиковой Л.С. отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Барнаула в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Тэрри

-32300: transport error - HTTP status code was not 200