О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет в этом качесвте



Дело № 2-4725/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2010 года Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Любимовой И.А.,

при секретаре Клёцкиной Т.А.,

с участием представителя истца Жупикова С.М.,

представителя ответчика Сильнягиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Окорокова М.К. к Администрации Индустриального района города Барнаула о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет в этом качестве,

УСТАНОВИЛ:

Истец Окороков М.К. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Индустриального района города Барнаула, в котором просил признать семью Окороковых нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; обязать ответчика принять семью Окороковых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя требования тем, что истец с семьей из трех человек проживает в однокомнатной квартире по <адрес>, принадлежащей на праве собственности ФИО5; в ДД.ММ.ГГГГ семья Окороковых обратилась к ответчику с заявлением о постановке на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако в удовлетворении заявления было отказано ввиду того, что истцом отчуждена принадлежащая ему на праве собственности 1/3 доля квартиры по <адрес>, в связи с чем он может быть принят на учет не ранее, чем через пять лет.

Истец Окороков М.К. и третье лицо Окорокова С.С. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель истца Жупиков С.М. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил признать незаконным отказ администрации в признании семьи истца нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика поставить семью на учет, как нуждающуюся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Представитель ответчика Сильнягина А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Часть 3 статьи 40 Конституции РФ устанавливает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Правовые основы предоставления жилого помещения по договору социального найма, в том числе, нормы предоставления и учетная норма площади жилого помещения; основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий; отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентированы в главе 7 (статьи 49 - 59) Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, согласно п. 6 которых под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В целях обеспечения реализации краевой целевой программы "Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае" на 2004 - 2010 годы, утвержденной законом Алтайского края от 11 апреля 2006 года N 29-ЗС, в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, постановлением от 8 августа 2006 г. N 341 Администрации Алтайского края определено, что признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства после 1 марта 2005 года в порядке, установленном законом Алтайского края от 9 декабря 2005 года N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Решением Барнаульской городской Думы от 21.04.2006 N 356 с целью поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий утверждена городская целевая Программа "Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2006 - 2010 годы.

Участником Программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, и признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющая доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях

Согласно статье 3 закона Алтайского края от 9 декабря 2005 года N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется на основании заявления.

Установлено, что истец Окороков М.К. состоит в браке с Окороковой С.С. с ДД.ММ.ГГГГ, супруги имеют дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

С ДД.ММ.ГГГГ семья Окороковых проживает и зарегистрирована в <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги. Собственником указанной квартиры является ФИО5 на основании договора о передаче жилья в собственность, что подтверждается регистрационным удостоверением. Членами семьи собственника квартиры ФИО5 семья Окороковых не является.

Ни истец, ни его супруга, ни малолетняя дочь не имеют в собственности жилых помещений и не являются владельцами жилых помещений на основании договора социального найма, что подтверждено данными Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справками ФИО12, ответами ФИО13.

ДД.ММ.ГГГГ супруга истца Окорокова С.С. обратилась в администрацию Индустриального района города Барнаула с заявлением о принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. К заявлению Окороковой С.С. приложены документы (копии и оригиналы), подтверждающие отсутствие у нее, супруга и дочери в собственности либо ином законном владении жилых помещений и земельных участков. Документы представлены в полном объеме в соответствии с требованиями ст. 4 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ семье Окороковых отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в городской целевой Программе «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2006-2010 годы», утвержденной решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ . Причиной отказа указано то, что Окороков М.К. ДД.ММ.ГГГГ произвел отчуждение 1/3 доли в праве собственности на квартиру по <адрес>

Отказ в признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий может быть им обжалован в судебном порядке (ст. ст. 54 ЖК РФ).

Статьи 47-54 Жилищного кодекса РФ, Закон Алтайского края от 05 июля 2006 года № 349 регламентируют порядок постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В настоящее время согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размера нормы предоставления, установленной данным органом. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378.

Решением Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2006 г. N 294 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере не более 12 кв. метров общей площади на одного члена семьи.

В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу этой нормы Закона ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Истец Окороков М.К., действительно, имел 1/3 долю в праве собственности на квартиру <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой ФИО12

Однако ответчиком не учтено, что вышеуказанная доля отчуждена истцом ДД.ММ.ГГГГ, а в брак истец вступил ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на момент отчуждения вышеуказанной доли истец не был женат, не имел семьи, следовательно, не имел намерения совершить умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий своей семьи.

Кроме того, при рассмотрении заявления Окороковой С.С. ответчиком не учтено, что:

- Окороковой С.С. представлены все необходимые документы для решения вопроса о нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий;

- на момент его подачи семья Окороковых состоит из 3 человек, проживает в однокомнатной квартире по <адрес>, общей площадью 32,8 кв.м (по данным ФИО12), и на каждого члена семьи приходится менее 12 кв.м (32,8 : 3 = 10,9 кв.м);

- семья Окороковых не является членами семьи собственника квартиры по <адрес>, и пользуется жилым помещением в этой квартире с разрешения ее собственника, но без оформления в письменном виде договора аренды;

- члены семьи Окороковых не являются владельцами жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, собственниками каких-либо жилых помещений, и членами семьи владельцев указанных помещений.

При таких условиях, даже при неотчуждении истцом его доли в праве собственности на квартиру по проезду <адрес>, его семья всё равно нуждалась бы в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена семьи приходилось бы менее 12 кв.м (55,8 кв.м по данным БТИ :3)= 18,6 кв.м доля истца : 3 членов семьи = по 6,2 кв.м на каждого).

Исследовав все обстоятельства, суд пришел к выводу, что отказ районной администрации в постановке семьи Окороковых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении не является законным, семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий и должна быть поставлена на учет в этом качестве.

С учетом норм ст.5 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" семья Окороковых подлежит постановке на учет с ДД.ММ.ГГГГ – со дня рассмотрения заявления Окороковой С.С. и вынесения незаконного постановления об отказе в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Окорокова М.К. удовлетворить.

Признать отказ администрации Индустриального района города Барнаула в признании семьи Окороковых нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным.

Обязать Администрацию Индустриального района города Барнаула с ДД.ММ.ГГГГ поставить семью Окороковых (Окорокова М.К. , Окорокову С.С. и ФИО2) на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Алтайский краевой суд в кассационном порядке в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.А. Любимова

Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2010 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200