Дело № 2-4391/2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 декабря 2010 года город Барнаул Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Комиссаровой И.Ю., при секретаре Романовой Т.В., ответчика Поцелуева В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отарашвили И.В. к Главному управлению имущественных отношений по Алтайскому краю, Поцелуеву В.Ю. о признании распоряжения незаконным, УСТАНОВИЛ: Отарашвили И.В. обратился в суд с исковым заявлением к Главному управлению имущественных отношений по Алтайскому краю, Поцелуеву В.Ю. о признании незаконным распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ.. В обоснование заявленных требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 (далее ФИО1) в лице председателя правления ФИО ведет переписку с Главным управление имущественных отношений Алтайского края по вопросу предоставления земельных участков для ведения личного хозяйства 56 гражданам, членам ФИО1, в том числе и ему. ДД.ММ.ГГГГ на совещании администрации г.Барнаула принято решение о подготовке документации на земельные участки с. Власиха, предполагаемые для предоставления ФИО1. Председателем ФИО1 ФИО заключены договоры с ФИО2 на оказание услуг: по изготовлению проекта схем детальной перепланировки вновь образуемых участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории Власихинской сельской администрации в кадастровом квартале ...; по производству выноса границ строительных кварталов. Указанные работы выполнены, что подтверждается актами сдачи-приемки выполненных работ. Членами ФИО1 принято решение ходатайствовать перед Главным управлением имущественных отношений Алтайского края о выделении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе истцу - участка № по <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление о предоставлении спорного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в аренду в установленном законе порядке с приложением копии паспорта, копии ИНН, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, согласованной заказчиком с Комитетом Архитектуры администрации Индустриального района г.Барнаула и Власихинской сельской администрации Индустриального района г.Барнаула; постановление сельской администрации об утверждении границ земельного участка; адресная справка. Данное заявление осталось без рассмотрения. Главное управление имущественных отношений Алтайского края уклонялось от вынесения законных решений о предоставлении земельного участка истцу. Определением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление оставлено без рассмотрения. Определением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ определение от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу возобновлено. В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил также перевести права и обязанности арендатора спорного земельного участка по договору аренды заключенному между ответчиками, на истца. Ответчик Поцелуев В.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Истец, либо его представитель в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии истца. В судебное заседание представитель ответчика Главного управления имущественных отношений Алтайского края не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще. Представители третьих лиц администрации Индустриального района г. Барнаула, Власихинской сельской администрации Индустриального района г. Барнаула, ФИО1 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований. Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В судебном заседании установлено, что Отарашвили И.В. является членом ФИО1, что подтверждается командировочным удостоверением. Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № совещания по вопросу предоставления земельных участков в <адрес> ФИО1 принято решение об обязании Власихинской сельской администрации в кратчайшие сроки обеспечить подготовку документации на земельный участок в <адрес>, предполагаемый для предоставления <адрес>вой организации ветеранов Чечни; поручено юридическим отделам Главного управления имущественных отношений <адрес> и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству горда Барнаула изучить возможность перевода участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов для ведения ЛПХ. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 заключены договоры на оказание услуг на изготовление проекта схемы детальной планировки и производство выноса границ строительных кварталов согласно схеме детальной планировки вновь образуемых земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории Власихинской сельской администрации в кадастровом квартале под номером ...; подготовку проектов схем расположения земельных участков по адресам: <адрес> №, №; <адрес> № в соответствии с утвержденной схемой детальной планировки вновь образуемых земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории Власихинской сельской администрации в кадастровом квартале под номером .... В соответствии с актами сдачи-приемки выполненных работ по вышеуказанным договорам услуг техническая продукция по договору оформлена в надлежащем порядке и передана заказчику. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Главное управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью ... га для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, приложив копию паспорта, копию ИНН, схему расположения земельного участка на кадастровом плане, постановление Власихинской сельской администрации, адресную справку, что подтверждается заявлением с отметкой ГУ имущественных отношений Алтайского края. С аналогичным заявлением также обратился Поцелуев В.Ю. ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Главного управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику предоставлен из земель населенных пунктов в аренду сроком на ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок площадью ..., для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с ответом начальника Главного управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению заявления истца о предоставлении спорного земельного участка установлено, что в Главном управлении на рассмотрении находится более 200 обращений ветеранов, участников боевых действий, членов семей погибших о предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства по <адрес> и <адрес>. С учетом того, что это единственная территория, выделенная в границах городского округа – города Барнаула для предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, и с учетом количества поступающих обращений, рассмотреть возможность предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в полном объеме всем желающим не представляется возможным. В соответствии с п.п. 2 п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Согласно п.6 ст.4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 N 12-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае» орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для размещения на них индивидуальных металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, индивидуальных погребов, палаток, лотков, киосков, иных объектов розничной торговли, не относящихся к недвижимости, а также земельных участков, предоставляемых в собственность садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединениям или их членам из состава земельных участков, ранее предоставленных указанным некоммерческим объединениям. В соответствии со ст.29 ЗК Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством, соответственно, подлежат применению нормы ст.34 ЗК Российской Федерации. На основании п.1 ст.34 ЗК Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Процедура и критерии предоставления земельных участков в г.Барнауле для целей, не связанных со строительством, урегулированы Порядком предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 08.02.2007 N48 (далее - Порядок). В соответствии с пунктом6.1 Порядка уполномоченный орган осуществляет опубликование информации о земельных участках, предлагаемых к предоставлению в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, в газете "Алтайская правда". Согласно пункту6.2 Порядка заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, может быть подано заинтересованным лицом в уполномоченный орган в течение одного месяца со дня опубликования информации о предлагаемых для предоставления земельных участках. Пунктом 6.7 Порядка предусмотрено, что в случае поступления по истечении срока, указанного в пункте 6.2 настоящего Порядка, двух и более заявлений уполномоченный орган в двухнедельный срок принимает решение о проведении аукциона по продаже указанного земельного участка (права на заключение договора аренды указанного земельного участка). Уполномоченный орган в трехдневный срок письменно информирует о принятом решении заявителей. Таким образом, предоставлению земельных участков в г.Барнауле для целей, не связанных со строительством, должно предшествовать опубликование информации о таких земельных участках, и в случае, если поступили две и более заявки, земельный участок может быть предоставлен только по итогам аукциона. ДД.ММ.ГГГГ Главное управление имущественных отношений Алтайского края обращается в газету «...» с заявкой о размещении информации о предоставлении в аренду земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных в <адрес>, ориентировочной площадью ... га. ДД.ММ.ГГГГ в газете «...» опубликовано вышеуказанное объявление. При таких обстоятельствах Главное управление имущественных отношений Алтайского края информацию о спорном земельном участке для целей, не связанных со строительством, в газете «...» до издания распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ не опубликовало, чем нарушило принцип публичности, открытости и прозрачности предоставления земельного участка, не обеспечило заблаговременную публикацию о предоставлении земельного участка в аренду, для целей не связанных со строительством. Кроме того, в Главное управление имущественных отношений Алтайского края поступило две заявки на спорный земельный участок, вместе с тем, ответчик без проведения аукциона принял распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду Поцелуеву В.Ю.. Факт публикации объявления о предоставлении земельных участков в аренду не могут быть приняты во внимание, поскольку на момент выхода тиража газеты распоряжением Главного управления имущественных отношений Алтайского края спорный земельный участок предоставлен ответчику. Таким образом, судом установлено, что ответчиком нарушен порядок принятия распоряжения о предоставлении Поцелуеву В.Ю. в аренду спорного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем, исковые требования о признании распоряжения подлежат удовлетворению. В силу пунктов 24,28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 суд возлагает на Главное управление имущественных отношений Алтайского края рассмотреть заявление истца в соответствии с действующим законодательством. Принимая во внимание положения статьи 256 ГПК Российской Федерации, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК Российской Федерации срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК Российской Федерации должны содержаться в решении суда. Суд полагает, что срок обращения в суд истцом не пропущен, поскольку о распоряжении Главного управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № истец узнал после ДД.ММ.ГГГГ, а обратился в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, то есть в трехмесячный срок. Поскольку отказ в предоставлении земельного участка не мотивирован, суд полагает, что срок для признания незаконными действий Главного управления имущественных отношений Алтайского края по отказу в предоставлении истцу спорного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства подлежит восстановлению. Согласно ст.11 ГК Российской Федерации защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права. Способы защиты прав указаны в ст.12 ГК Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ между Главным управлением имущественных отношений Алтайского края и Поцелуевым В.Ю. заключен договор аренды спорного земельного участка №. Статья 168 ГК Российской Федерации устанавливает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Поскольку распоряжение, на основании которого заключен данный договор аренды признано судом незаконным, следовательно договор аренды земельного участка является ничтожным, как несоответствующий требованиям закона. Кроме того, требование истца о переводе прав и обязанностей арендатора с ответчика на него являются взаимоисключающим с первоначально заявленным требованием. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении исковых требований в части перевода прав и обязанностей арендатора спорного земельного участка по договору аренды, заключенному между ответчиками на истца. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Отарашвили И.В. к Главному управлению имущественных отношений по Алтайскому краю, Поцелуеву В.Ю. о признании распоряжения незаконным удовлетворить частично. Признать незаконным распоряжение Главного управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении Поцелуеву В.Ю. для ведения личного подсобного хозяйства в аренду земельного участка по адресу: <адрес>. Обязать Главное управление имущественных отношений Алтайского края рассмотреть заявление Отарашвили И.В. в соответствии с действующим законодательством. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течении десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула. Судья И. Ю. Комиссарова Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2010 года