О досрочном назначении трудовой пенсии по старости, решение не вступило в законную силу.



Дело № 2-4525/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 декабря 2010 года город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Масликовой И.Б.,

при секретаре Шевцовой О.В.,

с участием истца Макаровой Е.В.,

представителя ответчика Скоробогатовой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой Е.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края о признании незаконным решения комиссии, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, обязании назначить пенсию.

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском, в котором просила признать отказ ответчика в назначении трудовой пенсии по старости досрочно незаконным, обязать ответчика включить в ее специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности медицинской сестры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период прохождения службы в рядах Вооруженных сил в должности медицинской сестры военного госпиталя (воинской части принадлежащей военному госпиталю Сибирского военного округа); назначить трудовую пенсию по старости за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указала, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, указанные выше периоды не засчитаны в специальный трудовой стаж, поскольку в отношении первого периода не представлены документы, подтверждающие факт работы в лечебно-профилактическом учреждении, а также в связи с тем, что Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 не предусмотрен зачет в стаж работы, связанной с осуществлением лечебной деятельности, периодов службы. Второй период не зачтён в специальный стаж истца, так как наименование учреждения не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 №395.

Истец в судебном заседании уточнила исковые требования, просила об отмене в том числе решения от ДД.ММ.ГГГГ, настаивала на удовлетворении заявленных требований по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда в г.Барнауле Алтайского края, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, изложив свою позицию в письменном отзыве, приобщенному к материалам дела. Считает действия ответчика правомерными, ссылаясь на основания к отказу зачёта в специальный стаж истца спорных периодов, изложенных в решениях комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

Это право закреплено также международными правовыми актами на уровне СНГ. В частности, Конвенция о правах и основных свободах человека, подписанная в Минске 26 мая 1995 года, содержит положения о том, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение (ст.16 в соответствующей части).

Согласно п.9 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

На основании пояснений сторон суд установил, что первоначально ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в УПФР РФ г.Барнаула Алтайского края с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа. При этом период прохождения службы в рядах Вооруженных сил в должности медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зачтён в специальный стаж, поскольку не представлены документы, подтверждающие факт работы в лечебно-профилактическом учреждении.

В данном решении указано, что специальный стаж истца, исчисленный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась в УПФР РФ г.Барнаула Алтайского края с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ истице вновь отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.

При этом указанным решением комиссии период прохождения службы в рядах Вооруженных сил в должности медицинской сестры в военном госпитале (войсковая часть ) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачтён в специальный стаж истца в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, в то же время в специальный стаж истца не зачтён период работы в Краевом госпитале инвалидов войн и жертв политических репрессий в должности медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как наименование учреждения не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 №395.

Суд не может в полном объеме согласиться с обжалуемыми решениями, исходя из следующего.

В соответствии со п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

Таким образом, при исчислении стажа истца применяются правила и нормы, в соответствии с которыми исчислялся специальный стаж: до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком должностей и учреждений и Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком должностей и учреждений, и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, с ДД.ММ.ГГГГ – в соответствии со Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

В соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных постановлением.

В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.

Суд приходит к выводу, что ответчик правомерно засчитал в специальный стаж истца период прохождения службы в рядах Вооруженных сил в должности медицинской сестры в военном госпитале (войсковая часть ) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако не указал его при подсчёте специального стажа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Стаж на соответствующих видах работ, так же как и страховой стаж, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом об индивидуальном учете устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами.

Основным документом, подтверждающим стаж на соответствующих видах работ за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка, в которую вносятся необходимые сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность; сведения о работе: прием и перевод на другую работу с указанием цеха, участка; увольнение.

Согласно данным трудовой книжки, ДД.ММ.ГГГГ истец зачислена в <данные изъяты> на должность медицинской сестры (л.д.7).

Из справки ГУЗ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Макарова Е.В. работает медицинской сестрой палатной неврологического отделения 1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.14).

В соответствии со справкой уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГУЗ <данные изъяты> Макарова Е.В. работает в ГУЗ <данные изъяты> в качестве медицинской сестры неврологического отделения с полным рабочим днём в режиме полной рабочей недели с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.18).

Спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности медицинской сестры исключён ответчиком из специального стажа истца, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 № 395.

Решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа подлежит в данной части признанию незаконным, поскольку специальный стаж истца подтверждён документально. Период прохождения службы в рядах Вооружённых сил в должности медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждён соответствующими справками, представленными истцом в судебное заседание (л.д.19, 20, 22).

Период работы в <данные изъяты> в должности медицинской сестры в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит зачету в специальный стаж.

С ДД.ММ.ГГГГ для зачета в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173, необходимо, чтобы работа протекала в учреждениях, поименованных разделом «Наименование учреждений» «Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 (далее - Список от 22.09.1999 г.), с ДД.ММ.ГГГГ - на основании «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.11 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список от 29.10.2002г.),

В Списках от 22.09.1999 г. и 29.10.2002 г. в разделе «Учреждения социального обслуживания» отсутствуют учреждения под наименованием <данные изъяты>

Из пояснений истца следует, что в спорный период времени она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, она периодически подтверждает свою квалификацию, составляет квалификационные отчеты и её трудовые функции в связи с переименованием учреждения не изменялись.

Данный факт подтверждается приказом (л.д.14), должностной инструкцией за спорный период и в настоящее время (л.д.14, 15-17, 28-30), справкой, уточняющей особый характер работы (л.д.18), справкой о переименовании (л.д.24), Уставом (л.д.48-56, 65-70)

Исследовав указанные документы, суд приходит к выводу о том, что должностные обязанности истца не изменялись в связи с переименованием учреждения.

Возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.

В соответствии с ч.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно решению комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.

С учётом периода прохождения службы в рядах Вооруженных сил в должности медицинской сестры в военном госпитале (войсковая часть ) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> года <данные изъяты> дней) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, в связи с чем пенсия должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку установлено, что она до настоящего времени продолжает осуществлять лечебную деятельность в учреждении здравоохранения. Требование о назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не подлежит удовлетворению, поскольку в силу ст.196 ГПК РФ, учитывая, что в специальный стаж по списку № должностей 781 был зачтён стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При повторном обращении Макаровой Е.В. специальный стаж – в соответствии со Списком № 781 составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, В соответствии с положениями Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П – <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней. При повторном обращении Макаровой Е.В. в специальный стаж зачтены спорные периоды.

При таких обстоятельствах, суд признаёт в части незаконными решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Барнауле Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Макаровой Е.В. в назначении досрочной пенсии по старости, а также об отказе в зачете в специальный стаж спорных периодов работы.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. судебные расходы возмещаются пропорционально размеру удовлетворенных требований. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей, поскольку исковые требования удовлетворены частично.

Руководствуясь ст.ст.98, 100, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Макаровой Е.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края о признании незаконным решения комиссии, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, обязании назначить пенсию удовлетворить частично.

Признать в части незаконными решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Барнауле Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Макаровой Е.В. в назначении досрочной пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края засчитать в стаж Макаровой Е.В., дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края назначить Макаровой Е.В. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Барнауле Алтайского края в пользу Макаровой Е.В. в счёт возмещения судебных расходов <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.

Мотивированное решение изготовлено 03 января 2011 года.

Судья И.Б. Масликова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200