О признании незаконным бездействия, обязании провести аттестацию рабочих мест. В законную силу не вступило.



Дело № 2-318/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2011 года город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Емельяновой Е.В.,

при секретаре Бутаевой О.В.,

с участием прокурора Беликова Е.Г., представителя ответчика Псарева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах неопределённого круга лиц к Закрытому акционерному обществу «ДСК» о признании незаконным бездействия, обязании провести аттестацию рабочих мест,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Индустриального района обратился в суд с иском к Закрытому акционерному обществу «ДСК» (далее – ЗАО «ДСК»), в котором просил признать незаконным бездействие ЗАО «ДСК» по исполнению обязанностей работодателя в обеспечении безопасных условий и охраны труда, обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

В обоснование указанных требований указал на то, что прокуратурой Индустриального района г.Барнаула проведена проверка исполнения законодательства об охране труда на предприятиях района, в ходе которой выявлено, что количество рабочих мест в ЗАО «ДСК» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 82 рабочих места, работающих 325 человек, аттестация рабочих мест в организации производилась поэтапно: в ДД.ММ.ГГГГ аттестовано 19 рабочих мест, в ДД.ММ.ГГГГ – 26, в ДД.ММ.ГГГГ – 58, в ДД.ММ.ГГГГ - 68. С момента проведения аттестации в ДД.ММ.ГГГГ прошло более 5 лет, однако требования действующего законодательства о проведении аттестации всех имеющихся в организации рабочих мест не выполнены.

Процессуальный истец прокурор Беликов Е.Г. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель ответчика Псарев В.В., действуя в пределах предоставленных доверенностью полномочий (л.д. 21), полностью признал исковые требования, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ заключен договор с ГУ «...» на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, однако для проведения аттестации всех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда необходимо время, просил приобщить к материалам дела письменное заявление о признании иска ответчиком. Последствия признания иска разъяснены и понятны.

В силу ст.39 ГПК Российской Федерации ответчик вправе признать иск.

В соответствии со ст. 173 ГПК Российской Федерации при признании иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Труд и здоровье людей в Российской Федерации в соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации охраняется государством.

В соответствии с п.9 ч.2 ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Проведение аттестации дает возможность решить проблемы установления льгот и компенсаций для работника, определить приоритеты деятельности в области обеспечения безопасных и здоровых условий труда, а главное - создает условия для деятельности по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Согласно статье 147 Трудового кодекса Российской Федерации Российской Федерации доплаты работникам за тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются на основе результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Порядок проведения аттестации утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. С 01.09.2008 введен в действие Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569.

Данный Порядок регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

В соответствии с п.5 Приказа. Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются, исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

В соответствии с сообщением генерального директора ЗАО «ДСК» в указанной организации аттестация рабочих мест проводилась: в ДД.ММ.ГГГГ – аттестовано 19 рабочих мест с учетом аналогичных (17), в ДД.ММ.ГГГГ – 26 рабочих мест с учетом аналогичных (20), в ДД.ММ.ГГГГ – 58 рабочих мест с учетом аналогичных (15), в ДД.ММ.ГГГГ – 68 рабочих мест с учетом аналогичных (16) (л.д.4-8).

Представитель ответчика факт наличия нарушений трудового законодательства в части проведения аттестации рабочих мест признал, ссылаясь на то, что договор на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда заключен ДД.ММ.ГГГГ с ГУ «...» (л.д. 27-29), которому для исполнения переданы необходимые документы (л.д. 30-35), ДД.ММ.ГГГГ перечислена денежная сумма за измерение и оценку вредных и опасных факторов рабочей среды (л.д. 26).

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ).

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:

1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о
применении административного наказания в виде административного
приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств,
структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или
сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов
деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы
жизни или здоровью работников;

12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением
безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с
ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и
профилактическому обеспечению работников организации;

14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и
компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных
условиях труда;

16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

17) создания банка данных существующих условий труда на уровне
организации, муниципального образования, органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного
надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации.

Ответчиком предприняты меры для устранения нарушения трудового законодательства, заключен договор с ФГУЗ «...» на оказание услуг по аттестации рабочих мест. Однако доказательств проведения в ЗАО «ДСК» в установленные сроки аттестации рабочих мест на день рассмотрения гражданского дела суду не представлены, в то же время аттестация всех рабочих мест должна проводиться не реже одного раза в 5 лет и ответчиком доказательств невозможности принятия мер к своевременной аттестации всех рабочих мест не представлено, в связи с чем имеет место нарушение трудовых прав работников ответчика.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения требований трудового законодательства, выразившегося в непроведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

Учитывая, что признание иска ответчиком не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не противоречит закону, суд считает возможным принять признание иска ответчиком и удовлетворить исковые требования прокурора Индустриального района г. Барнаула.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. С ответчика подлежит взысканию в доход местного госпошлина в сумме ... рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах неопределённого круга лиц к Закрытому акционерному обществу «ДСК» о признании незаконным бездействия, обязании произвести аттестацию удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Закрытого акционерного общества «ДСК» по исполнению обязанностей работодателя в обеспечении безопасных условий и охраны труда.

Обязать Закрытое акционерное общество «ДСК» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

Взыскать с Закрытого акционерного общества «ДСК» в доход местного бюджета государственную пошлину ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.

Судья Е.В. Емельянова

Верно:

Мотивированное решение изготовлено 02 февраля 2011 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200