Дело № 2-641/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01 февраля 2011 года Индустриальный районный суд г.Барнаула в составе судьи Новоселовой Е.Г., при секретаре Кухленко Н.Г., с участием: истицы Горбатовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбатовой Л.И. к Главному управлению администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне («Главалтайсоцзащита»), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца, У С Т А Н О В И Л: Горбатова Л.И. обратилась в суд с иском к Главному управлению администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о признании за ней права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и обязании МЧС России выдать удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, указав на следующие обстоятельства: она проживала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В тот период, когда проходили испытания на Семипалатинском полигоне, <адрес> был засекречен и поэтому не попал в Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.02.1994 №162-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 №156-р). ДД.ММ.ГГГГ ей выдано повторное экологическое удостоверение гражданина, пострадавшего вследствие ядерных испытаний, удостоверяющее, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес> – зоне повышенного радиационного риска. В судебном заседании истица поддержала исковые требования в полном объеме. Представители ответчиков Главалтайсоцзащиты и МЧС Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. От Главалтайсоцзащиты в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано на отсутствие законных оснований для удовлетворения исковых требований истицы и просьба о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя. Выслушав истицу, исследовав и оценив представленные доказательства по делу, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Горбатова Л.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>, что подтверждено удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой от ДД.ММ.ГГГГ, справкой от ДД.ММ.ГГГГ/л.д.6-7,8,10/. Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера. Основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие деятельности государства, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной испытаний было связано причинение вреда, и гражданами. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установленные данным Федеральным законом меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации. Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949-1963 годах в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения выше 5 сЗв (бэр). Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу п.2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года № 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв(бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождения военной службы в 1949 -1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в Перечни, утверждаемые в установленном порядке. Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерацией по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий(пункты 3 и 5 Правил). Перечень населенных пунктов <адрес>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года № 356-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 № 156-р). Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> не включен в Перечень населенных пунктов <адрес>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года № 356-р. Представленные Горбатовой Л.И. удостоверение, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, выданное ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом <адрес>, и справка №, выданная ДД.ММ.ГГГГ ГУ Отдел занятости и социальных программ <адрес>, справка №, выданная ДД.ММ.ГГГГ Научно-исследовательским институтом радиационной медицины и экологии, не могут свидетельствовать о наличии у Горбатовой Л.И. суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей ей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне». Вместе с тем, представление в Российской Федерации на основании указанных документов мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (пункт 3) даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации, и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК Российской Федерации). Однако, международные договоры между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отсутствуют, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации. Аналогичные нормы содержаться и в статье 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным дела (Минская конвенция), в соответствии с которой социальные права, которые имеет гражданин на территории одного государства, не обязано признавать государство, на территорию которого он выехал, поскольку их предоставление зависит от материальных возможностей конкретного государства и обусловлено проводимой в нем социальной политикой. Правовая защита может требоваться только в том объеме, который предоставляет Российская Федерация своим гражданам. В данном случае, российским законодательством не предоставлено право на льготы гражданам Российской Федерации, проживавшим в тех же населенных пунктах, что и бывшие граждане Республики Казахстан, обратившиеся в суд, поэтому такое право за Горбатовой Л.И. признано быть не может. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Отказать Горбатовой Л.И. в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Барнаула в течение 10-ти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.Г. Новоселова