О признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести аттестацию. Вступило в законную силу.



Дело № 2-324 /2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2011 года город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Довиденко Е.А.

при секретаре Сологубовой Е.В.

с участием процессуального истца Беликова Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ВИТ-СтройСервис» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести аттестацию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Индустриального района обратился в суд с иском к ООО «ВИТ-СтройСервис» о признании незаконным бездействия по неисполнению обязанностей работодателя в обеспечении безопасных условий и охраны труда, возложении на ответчика обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

В обоснование указанных требований указал, что прокуратурой Индустриального района г. Барнаула проведена проверка исполнения законодательства об охране труда на предприятиях района, по результатам которой установлено, что в ООО «ВИТ-СтройСервис» в нарушение действующего законодательства аттестация рабочих мест по условиям труда не производится.

Процессуальный истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «ВИТ-СтройСервис» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, уважительных причин неявки не сообщил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Труд и здоровье людей в Российской Федерации в соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации охраняется государством.

В соответствии с п.9 ч.2 ст.212 ТК Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Порядок проведения аттестации утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

С 01 сентября 2008 года введен в действие Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года N 569.

Данный Порядок регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

В соответствии с п.5 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих, мест по условиям труда", сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

В соответствии с сообщением ООО «ВИТ –СтройСервис» организация занимается строительно-монтажными и ремонтно-строительными работами с ДД.ММ.ГГГГ. Ответственным за обеспечение охраны труда и техники безопасности является главный инженер. Численность работников составляет 30 человек. В организации аттестация рабочих мест не проводилась. Трое человек ИТР прошли аттестацию и обучение по охране труда.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ).

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:

1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда., на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о
применении административного наказания в виде административного
приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств,
структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или
сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов
деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы
жизни или здоровью работников;

12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением
безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с
ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и
профилактическому обеспечению работников организации;

14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и
компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных
условиях труда;

16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет
средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;

17) создания банка данных существующих условий труда на уровне
организации, муниципального образования, органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного
надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

19) применения предусмотренных законодательством мер
ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об
охране труда.

Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации.

Доводы представителя ответчика при рассмотрении дела о том, что три работника организации прошли аттестацию и обучение по охране труда, остальные работники прослушивают курс по безопасности и охране труда, о чем имеются их росписи в журнале также, ссылка на то, что организация фактически является подрядной либо субподрядной, поэтому в своей работе руководствуется решениями генподрядной организации по обеспечению безопасности и охране труда работников, суд оценивает критически, поскольку аттестация рабочих мест должна проводиться не реже одного раза в 5 лет и ответчиком доказательств невозможности принятия мер к своевременной аттестации рабочих мест не представлено, в связи с чем имеет место нарушение трудовых прав работников ответчика.

Заключение ответчиком договора на оказание услуг по аттестации рабочих мест со сроком исполнения 6 месяцев не является еще доказательством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения требований трудового законодательства, выразившееся в непроведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации, в связи с чем требования прокурора Индустриального района г. Барнаула подлежат удовлетворению.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. С ответчика подлежит взысканию в доход местного госпошлина в сумме ... рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах неопределённого круга лиц к ООО «ВИТ-СтройСервис» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести аттестацию удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «ВИТ-СтройСервис» по исполнению обязанностей работодателя в обеспечении безопасных условий и охраны труда.

Обязать ООО «ВИТ-СтройСервис» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

Взыскать с общества с ООО «ВИТ-СтройСервис» в доход местного бюджета государственную пошлину ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.

Судья Е.А. Довиденко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200