О признании незаконным отказа в предоставлении льгот по оплате за коммунальные услуги. В законную силу не вступило.



Дело №2-634/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 февраля 2011 года Индустриальный районный суд города Барнаула в составе председательствующего: Новоселовой Е.Г., при секретаре: Кухленко Н.Г., с участием:

представителя истца: Токаревой Т.А.,

представителя ответчика: Мишиной Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баталовой С.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплодар» о признании незаконным отказа в предоставлении льгот по оплате за коммунальные услуги, возложении обязанности произвести перерасчет, признании права на пользование скидкой по оплате коммунальных услуг на период сохранения за семьей статуса многодетной, возложении обязанности по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг и указания сведений о предоставлении льгот в платежном документе,

У С Т А Н О В И Л:

Истица Баталова С.Н. обратилась в Железнодорожный суд г.Барнаула с вышеуказанным иском к ООО «Теплодар», указав в обоснование на следующие обстоятельства. Ее семья в связи с наличием троих несовершеннолетних детей имеет статус многодетной. В силу Указа Президента Российской Федерации №431 от 05.05.1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетной семьи установлена скидка в размере не ниже 30% установленной платы оплаты коммунальных услуг. Данная скидка ее семье ответчиком (обслуживающей организацией) не предоставляется.

Определением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ дело по настоящему иску передано для рассмотрения по подсудности в Индустриальный районный суд г.Барнаула.

Определением Индустриального районного суда города Барнаула при принятии к производству гражданского дела от ДД.ММ.ГГГГ из числа третьих лиц в соответствии со ст.43 ГПК Российской Федерации исключены Министерство финансов Российской Федерации и Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю. (л.д.59)

В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещена, просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие. (л.д.17)

Представитель истицы Токарева Т.А. подержала исковые требования в полном объеме, указав на нарушения прав истицы, изложенные в тексте искового заявления, в дополнении пояснив, что отсутствие механизма возмещения ответчику затрат на предоставление льгот в соответствии с Указом Президента Российской Федерации не может являться основанием для отказа в иске, поскольку существует практика арбитражного суда Алтайского края о взыскании данных расходов с Министерства финансов Российской Федерации.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав на то, что доходом предприятия являются денежные средства, взимаемые с граждан за техническое обслуживание жилья и капитальный ремонт. Денежные средства на оплату коммунальных услуг предприятию от граждан не поступают. Для предоставления льгот истице собственники жилых помещений многоквартирного дома должны принять такое решение.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что семья Баталовой С.Н. в связи с наличием троих несовершеннолетних детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус многодетной семьи (л.д.5,18-19,19об.).

Вышеуказанные лица зарегистрированы, и проживают в квартире <адрес>. Дом находится на обслуживании ООО «Теплодар» на основании договора управления многоквартирным домом, которое и взимает плату за коммунальные услуги.(л.д.20)

На основании ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке и установить для многодетных семей в том числе скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находиться в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Закона и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второе настоящей статьи. (ст.76 Конституции Российской Федерации).

Более детально принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ. (далее Закона)

Так, вышеназванным Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. (п.п. «е», «ж» ст.1 Закона). Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменение и (или) дополнений в указанные действующие акты. (ст.1 Закона)

В силу положений п.24 ч. 2 ст.26.3 Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов социальной поддержки многодетных семей.

Из положений ст.85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов или иных нормативных правовых актов субъекта, а также заключения субъектом Российской Федерации договоров при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведений субъектов Российской Федерации.

Таким образом, из системного анализа положений вышеприведенных законодательных актов, следует, что социальная защита многодетных семей находится в совместном ведении Российской Федерации и Алтайского края, которая осуществляется на основании принятых законодательным органом Алтайского края законов.

Ссылка истца в обоснование иска на Указ Президента Российской Федерации от 05.05.92 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» не может быть признана состоятельной, поскольку вышеназванный федеральный закон принят позже Указа и по своей юридической силе имеет приоритет над ним. В силу положений ст.90 Конституции Российской Федерации и п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Данная позиция неоднократно высказывалась Верховным Судом Российской Федерации при проверке законности нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих объем социальных гарантий многодетным семьям. (Определения судебной коллегии по гражданским делам от 20.09.06 №5-ГО6-85, от 26.03.08 №14-Г08-2, от 13.01.10 №19-ГО9-12).

Законами Алтайского края от 29.12.06 №148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержи многодетных семей в Алтайском крае», от 27.12.07 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан Алтайского края», от 10.10.08 №94-ЗС «Об утверждении краевой целевой программы «Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы» предоставление многодетным семья льгот по оплате коммунальных услуг не предусмотрено.

Кроме того, в соответствии с Законом Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, назначаемой и выплачиваемой органами социальной защиты населения по месту жительства заявителя, а не в виде скидок по оплате данного вида услуг, предоставляемых управляющей компанией. (ст.ст.2,4 Закона)

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Баталовой С.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплодар» отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Барнаула в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Г.Новоселова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200