Дело № 2 – 85/2011 Р Е Ш Е Н И Е 08 февраля 2011 года город Барнаул Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе председательствующего судьи Емельяновой Е.В., при секретаре Францевой Е.В., с участием истца Сартаковой Т.И., представителей ответчиков администрации города Барнаула Кондратова Д.Е., администрации Индустриального района г.Барнаула Копыленко К.В., комитета администрации г.Барнаула по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению Струцкого Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сартаковой Т.И. к администрации города Барнаула, администрации Индустриального района города Барнаула, о понуждении к организации уборки улиц микрорайона <адрес>, установил: Сартакова Т.И. обратилась в суд с иском к администрации города Барнаула, администрации Индустриального района города Барнаула об обязании организовать уборку от снега и мусора <адрес> путем заключения соответствующего договора на оказание услуг со специализированными предприятиями за счет средств бюджета соответствующего уровня, в обоснование иска указала, что проживает <адрес>, улицы в микрорайоне относятся к улицам местного значения третьей категории, однако улицы чистятся силами жителей микрорайона. В ходе судебного разбирательства истец неоднократно уточняла заявленные требования, просила обязать администрацию г.Барнаула, администрацию Индустриального района г.Барнаула организовать уборку от снега и мусора улиц микрорайона <адрес> ограниченного улицами <адрес>, как улиц местного значения города Барнаула, относящимся к III категории, с определением общей протяженности дорог, путем заключения соответствующего договора на оказание услуг со специализированными предприятиями за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете соответствующего уровня, обязать администрацию города Барнаула включить территории в границах перечисленных улиц, в перечень магистральных улиц, улиц местного значения, закрепленных за администрацией Индустриального района г.Барнаула, как улиц местного значения, относящихся к улицам III категории города Барнаула согласно Постановлению Главы администрации города Барнаула от 23.10.2007 № 3281, и далее с включением в ежегодные постановления о закреплении территории города по санитарному содержанию п.3.4, обеспечить своевременную уборку от снега и мусора улиц районного значения и улиц индивидуальной застройки; закрепить в перечень согласно приложению 1 к постановлению Главы города Барнаула, улицы в указанных границах с указанием общей протяженности дорог для организации уборки от снега и мусора; также Сартакова Т.И. просила об обязании заключения соответствующего договора на оказание муниципальных услуг между администрацией Индустриального района и АУ «Дорожник» Индустриального района г.Барнаула или иного специализированного предприятия, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и включая последующие годы, за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Барнаула. На заявленных и уточненных требованиях Сартакова Т.И. настаивала в судебном заседании представители ответчиков администрации г.Барнаула, администрации Индустриального района г.Барнаула, Комитета по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению администрации г.Барнаула возражали против заявленных, уточненных требований, указывая на отсутствие оснований для их удовлетворения. Представители ответчиков АУ «Дорожник» Индустриального района г.Барнаула, комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула, третьих лиц Комитета по налогам, финансовой и кредитной политике администрации г.Барнаула, НП «Солнечная поляна», ТОСМ «Солнечная поляна» в судебное заседание не явились, о дне и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, суд полагает в соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и третьих лиц. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Истец Сартакова Т.И. является собственником ... долей в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес> (л.д. 8), с ДД.ММ.ГГГГ проживает в указанном доме с семьей (л.д. 7). Из пояснений истца, представителя третьего лица – председателя совета ТОСМ «Солнечная поляна», руководителя НП «Солнечная поляна» Лисовицкого А.П. установлено, что санитарное содержание и очистка улиц <адрес>, в том числе и <адрес>, где проживает истец, осуществляются за счет средств жителей микрорайона путем найма специальной техники, на данное обстоятельство ссылались также и представители ответчиков – администрации города Барнаула, администрации Индустриального района города Барнаула, указывая, что данный способ санитарного содержания улиц соответствует положениям ст. 210 ГК Российской Федерации о несении бремени содержания имущества его собственником. Истцом Сартаковой Т.И. суду представлены акты от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26) о том, что чистка <адрес> производилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за счет денежных средств самих жителей улицы, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 183) о наличии препятствующего движению снежного вала на въезде с <адрес>. Согласно ст. 5 Федерального Закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления. Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения в соответствии с п.5 ст. 13 Федерального Закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Также на органы местного самоуправления Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 767 от 28.09.2009, возложено отнесение автомобильной дороги местного значения к определенной категории (автомагистраль, скоростная автомобильная автодорога, обычная автомобильная дорога) Ответчиками суду не представлено доказательств ограничения движения транспортных средств по улицам <адрес>, отсутствие такового сторонами не оспаривается, перечень автомобильных дорог необщего пользования в городе Барнауле органами местного самоуправления не утверждался, также суду ответчиками не представлено сведений об отнесении указанных автодорог к какой-либо категории, поэтому суд делает вывод о том, что улицы <адрес>, в том числе и <адрес>, на которой проживает истец, относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения. Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа. Согласно п.6, п.11 ст. 13 Федерального Закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Дорожной деятельностью, в соответствии с определениями в Федерального Закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог - объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для движения транспортных средств и включающих в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. В свою очередь, содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно ч.2 ст. 17 Федерального Закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. В соответствии с п. 11.1 Правил благоустройства города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 27.03.2009г. № 77 уборку, посыпку песком, текущий и капитальный ремонт асфальтового покрытия тротуаров, проезжей части улиц, проспектов, площадей производят специализированные организации на основании соглашений с лицами, указанными в абз.1 п. 1.3 Правил. В силу п. 1.3 вышеуказанных Правил на территории города Барнаула физические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку, озеленение и благоустройство отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий, а также закрепленных на основании соглашений с администрациями районов в городе территорий, в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и Порядком сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов, утвержденным решением Барнаульской городской Думы. Организацию благоустройства иных территорий осуществляют комитет по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению, администрации районов города, иные органы местного самоуправления по соглашениям с физическими, юридическими лицами в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города. Уборка, содержание и благоустройство предоставленных под строительство земельных участков осуществляется лицами, которым данные земельные участки предоставлены. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе их уборка относится к компетенции органов местного самоуправления. Постановлением администрации города Барнаула № 3281 от 23.10.2007 в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением Барнаульской городской Думы от 23.12.2005 N 256 "Об утверждении Правил благоустройства города Барнаула", в целях улучшения текущего содержания городских территорий, повышения ответственности руководителей и граждан за санитарным состоянием, обеспечения бесперебойной работы городского автомобильного и электрического транспорта, своевременной очистки проезжей части улиц, тротуаров и площадей города за администрациями районов города, в том числе и за администрацией Индустриального района города Барнаула закреплены магистральные улицы, улицы местного значения и площади, в том числе улицы местного значения (III категории) 704,1 кв.м., на администрации районов, в том числе и на администрацию Индустриального района города Барнаула возложена обязанность обеспечить организацию и контроль за санитарным содержанием, вывозом снега и мусора с территории района; своевременную уборку от снега и мусора улиц районного значения и улиц индивидуальной застройки. В примечании к указанному постановлению указано, что в состав улиц местного значения (III категория), кроме городских улиц, проездов и переулков, входят сельские и поселковые улицы, дороги к кладбищам и др. Из пояснений представителя ответчика администрации Индустриального района г.Барнаула следует, что с АУ «Дорожник» Индустриального района г.Барнаула заключен аналогичный договор на уборку улиц на ДД.ММ.ГГГГ, однако доказательств данного на указанный период – ДД.ММ.ГГГГ АУ «Дорожник» Индустриального района г.Барнаула задания на уборку <адрес> ответчиками суду не представлено. С учетом сделанного ранее вывода о наличии у органов местного самоуправления обязанности производить очистку автомобильных дорог общего пользования местного значения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Сартаковой Т.И. требований в части возложения на ответчиков администрацию города Барнаула, администрацию Индустриального района г.Барнаула обязанности организовывать и производить очистку <адрес>, где проживает истец. В то же время суд не находит оснований для удовлетворения тех же требований Сартаковой Т.И. в отношении иных, кроме <адрес>, улиц микрорайона <адрес>, поскольку не усматривает нарушения прав истца в этом случае, истцом не доказано нарушения ее прав в результате непринятых ответчиками мер по очитке иных улиц микрорайона <адрес>. Доводы ответчиков администрации города Барнаула, администрации Индустриального района г.Барнаула о наличии у истца, как и у иных жителей микрорайона <адрес> обязанности самостоятельно производить очистку улиц микрорайона, суд отвергает, как не основанную на законе. Согласно п.12 ст. 6 Федерального Закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» к собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Суду не представлено сведений о предоставлении жителям микрорайона <адрес>, в том числе и Сартаковой Т.И. земельных участков, на которых построены автодороги, перечисленные истцом, также не представлено сведений о передаче указанных автодорог в частную собственность. В то же время в соответствии с п.8, 9, 10 ст. 6 Федерального Закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» к собственности поселения, а также к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Доводы ответчиков администрации города Барнаула и администрации Индустриального района города Барнаула об отсутствии средств для организации очистки <адрес> правового значения для разрешаемого спора не имеют. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд решил: Исковые требования Сартаковой Т.И. удовлетворить частично. Обязать Администрацию города Барнаула включить в перечень магистральных улиц, улиц местного значения и площадей, закрепленных за администрациями районов города, содержащийся в приложении к Постановлению Администрации города Барнаула № 3281 от 23.10.2007 «О закреплении территории города по санитарному содержанию» <адрес> с определением протяженности указанной улицы. Обязать Администрацию Индустриального района города Барнаула организовать уборку <адрес> путем заключения соответствующего договора с автономным учреждением «Дорожник» Индустриального района города Барнаула, либо иной специализированной в области содержания автодорог организацией. В остальной части исковые требования Сартаковой Т.И. оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Алтайский краевой суд с момента вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Индустриальный районный суд г. Барнаула. Судья Емельянова Е.В. Верно: Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2011 года.
городского округа - города Барнаула Алтайского края» <адрес> находится в Индустриальном районе города Барнаула.