О признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал . Вступило в законную силу.



Дело №2-797/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 февраля 2011 года Индустриальный районный суд г.Барнаула в составе судьи Новоселовой Е.Г., при секретаре Кухленко Н.Г., с участием:

истца: Ветчинкиной Т.Б.,

представителя ответчика: Колмаковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ветчинкиной Т.Б. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственной учреждение) в г.Барнауле Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал,

У С Т А Н О В И Л :

Истица Ветчинкина Т.Б. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и возложении обязанности выдать таковой, указав в обоснование на следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ она родила мертворожденного ребенка, что подтверждается справкой о рождении формы за , выданной ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ она родила второго ребенка ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, выданным отделом ЗАГС <адрес>.

Ответчик решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал ей в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Данное решение она считает незаконным, поскольку все необходимые документы, свидетельствующие о факте рождения после ДД.ММ.ГГГГ двоих детей, были представлены.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Колмакова Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав на то, что ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на меры государственной поддержки предоставлено женщине, родившей второго ребенка начиная с 01.01.07. В преамбуле Закона указано, что настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Заявление о выдаче сертификата подается с предъявлением документов, в том числе подтверждающих рождение детей, которым из анализа действующего законодательства является свидетельство о рождении. У истицы первый ребенок родился мертвым, в связи с чем, право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отсутствует. (отзыв на л.д.17-18)

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица родила дочь ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.7). Раннее ДД.ММ.ГГГГ она родила мертвым ребенка. (л.д.6)

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. (л.д.22)

Разрешая вопрос о законности требования истицы, суд исходил из следующих положений действующего законодательства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. (ч.1 ст.38, ч.1,2 ст.39 Конституции).

К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, призванная обеспечивать гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и включает в себя пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел для таких семей возможность получения государственной поддержки в форме предоставления материнского (семейного) капитала, средства которого могут направляться на улучшение жилищных условий семьи, получение образования детьми, а также повышение уровня пенсионного обеспечения матерей.

Согласно Федеральному закону "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее Закона) право на эти дополнительные меры возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. (ч.1 ст.3)

Для реализации права на дополнительные меры государственной поддержки указанные в ст.3 Закона лица вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения данного права путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (ч.1 ст.5); при этом в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации ими этого права предусматривается ведение соответствующего федерального регистра, который должен содержать информацию о каждом таком лице, в том числе сведения о его детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство) (ст.4).

Вместе с тем, в силу ст.20 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка. В связи с этим, истица лишена возможности представить указанные в ст.4 Закона документы ответчику.

Законодатель четко не указывает в Законе, является ли основанием возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки лишь сам факт рождения двоих или более детей вне зависимости от того, родились они живыми или мертвыми. Вместе с тем, это следует из анализа положений ч.1 ст.3 Закона в системной связи с иными его предписаниями, в частности, преамбулой, из которой следует, что Закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Из содержания п.3 ч.1.3 и ч 4. ст.10, ч.3 ст.11 Закона следует, что при направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий и на получение ребенком (детьми) образования необходимо совершение этих действий в интересах непосредственно ребенка.

Признание факта рождения ребенка живым необходимым условием возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки согласуется с установленными законодателем условиями предоставления основных мер социальной защиты гражданам, имеющим детей, - право на получение соответствующих денежных выплат (государственных пособий), предоставляемых в связи с рождением детей и обеспечивающих гарантируемую государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, граждане приобретают лишь при рождении ребенка живым. Так, согласно Федеральному закону "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" единовременное пособие, полагающееся при рождении ребенка, не выплачивается в случае рождения мертвого ребенка (ч.3 ст.11).

Отношения по государственной поддержке и социальной защите материнства, отцовства и детства, осуществление которой является конституционной обязанностью органов публичной власти, - применительно к предоставлению соответствующих мер материальной поддержки в связи с рождением и воспитанием детей - возникают только тогда, когда существует (появляется) ребенок, которому в первую очередь и адресованы защита и забота со стороны государства. (Данная правовая позиция нашла свое отражение в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.10 №1439-О-О).

Поскольку ДД.ММ.ГГГГ у истицы родился мертвый ребенок, то в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ дочери ФИО1, она не приобрела права на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». В связи с чем, ее исковые требования не основаны на нормах действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Ветчинкиной Т.Б. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд города Барнаула в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Г.Новоселова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200