Дело №2-1193/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 марта 2011 года Индустриальный районный суд города Барнаула в составе председательствующего: Новоселовой Е.Г., при секретаре: Кухленко Н.Г., с участием: представителя истца: Москалевой И.М., представителей ответчиков: Сулипова Р.С., Тюменцевой Н.С., Коростелевой Т.В.,, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина В.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Новосибирск», Открытому акционерному обществу «Алтайэнергосбыт», Обществу с ограниченной ответственностью «Барнаульский водоканал» о признании незаконным отказа в предоставлении льгот по оплате за коммунальные услуги, возложении обязанности произвести перерасчет, признании права на пользование скидкой по оплате коммунальных услуг на период сохранения за семьей статуса многодетной, возложении обязанности по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг и указания сведений о предоставлении льгот в платежном документе, возложении обязанности уменьшать размер платы за коммунальные услуги на период сохранения за семьей статуса многодетной, У С Т А Н О В И Л: Истец Никитин В.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Новосибирская региональная компания по реализации газа» филиал в Алтайском крае «Алтайрегионгаз», Открытому акционерному обществу «Алтайэнергосбыт», Обществу с ограниченной ответственностью «Барнаульский водоканал». В связи с тем, что ООО «...» изменило свое наименование на ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск», что подтверждено свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ, представителем истца наименование данного ответчика уточнено. (л.д.34) В обоснование иска истцом указано, что его семья в связи с наличием четверых несовершеннолетних детей имеет статус многодетной. В силу Указа Президента Российской Федерации №431 от 05.05.1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетной семьи установлена скидка в размере не ниже 30% установленной платы оплаты коммунальных услуг. Данная скидка его семье ответчиками (энергоснабжающими организациями) не предоставляется. Ответчики являются поставщиками коммунальных услуг: природного газа, электроэнергии и водоотведения. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в адрес ответчиков с заявлениями о предоставлении скидки не ниже 30% установленной платы за пользование услугами, предоставляемыми конкретной организацией, на что получил отказы, которые считает незаконными. В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен в надлежащем порядке. Представитель истца Москалева И.М. подержала исковые требования в полном объеме, указав на нарушения прав истца, изложенные в тексте искового заявления, дополнив тем, что отсутствие на законодательном уровне порядка возмещения предприятиям-поставщикам услуг расходов связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, которые основаны на законе. Представители ответчиков, возражая против иска, указали на отсутствие в Алтайском крае закона, предусматривающего для многодетных семей льготы по оплате коммунальных услуг, признав факт предоставления истцу коммунальных услуг. (л.д.36-37,40-41) Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что семья Никитина В.Н. в связи с наличием четверых несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус многодетной семьи (л.д.6-10). Вышеуказанные лица зарегистрированы, и проживают в доме <адрес>, куда ответчиками подаются коммунальные услуги по отоплению, водо (газо, электро)снабжению. (л.д.33-34) На основании ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно ч.1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке и установить для многодетных семей в том числе скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 года, установлено, что координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ст.76 Конституции Российской Федерации). Более детально принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.99 (далее Закона). Так, вышеназванным Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (п.п. «е», «ж» ст.1 Закона). Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменение и (или) дополнений в указанные действующие акты (ст.1 Закона). В силу положений п.24 ч. 2 ст.26.3 Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов социальной поддержки многодетных семей. Из положений ст.85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов или иных нормативных правовых актов субъекта, а также заключения субъектом Российской Федерации договоров при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведений субъектов Российской Федерации. Таким образом, из системного анализа положений вышеприведенных законодательных актов, следует, что социальная защита многодетных семей находится в совместном ведении Российской Федерации и Алтайского края, которая осуществляется на основании принятых законодательным органом Алтайского края законов. Ссылка истца в обоснование иска на Указ Президента Российской Федерации от 05.05.92 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» не может быть признана состоятельной, поскольку вышеназванный федеральный закон принят позже Указа и по своей юридической силе имеет приоритет над ним. В силу положений ст.90 Конституции Российской Федерации и п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Данная позиция неоднократно высказывалась Верховным Судом Российской Федерации при проверке законности нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих объем социальных гарантий многодетным семьям (Определения судебной коллегии по гражданским делам от 20.09.06 №5-ГО6-85, от 26.03.08 №14-Г08-2, от 13.01.10 №19-ГО9-12). Законами Алтайского края от 29.12.06 №148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержи многодетных семей в Алтайском крае», от 27.12.07 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан Алтайского края», от 10.10.08 №94-ЗС «Об утверждении краевой целевой программы «Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы» предоставление многодетным семьям льгот по оплате коммунальных услуг не предусмотрено. Кроме того, в соответствии с Законом Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, назначаемой и выплачиваемой органами социальной защиты населения по месту жительства заявителя, а не в виде скидок по оплате данного вида услуг, предоставляемых организациями-поставщиками услуг. (ст.ст.2,4 Закона). Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствий законных оснований для удовлетворения исковых требований истца в полном объеме, которые истцом в целом обоснованы на наличии у него права на льготы по оплате коммунальных услуг. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Никитина В.Н. отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Барнаула в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.Г.Новоселова