Дело № 2-915/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 марта 2011 года город Барнаул Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе председательствующего судьи Гончаровой Ю.В., при секретаре Глушаковой Д.С., с участием процессуального истца - помощника прокурора Беликова Е.Г., представителя ответчика Мелентьевой С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №165» г. Барнаула об обязании устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, у с т а н о в и л: Прокурор Индустриального района г.Барнаула обратился в Индустриальный районный суд г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №165» г.Барнаула об обязании устранить выявленные нарушения санитарного законодательства, в случае отсутствия денежных средств возложить субсидиарную ответственность на учредителя МДОУ «Детский сад № 165» - Комитет по образованию г.Барнаула и на орган местного самоуправления – Комитет по финансам, бюджетной, налоговой и кредитной политике г.Барнаула. В своем иске указывает, что Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ «Детский сад №165» г.Барнаула выявлены следующие нарушения санитарного законодательства СанПин 1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»: не оборудованы в туалетных групп №№1,6,8 по 4 детских раковины; отопительные приборы в группах №№1,5 не ограждены съемными деревянными решетками; не проводится сухая химическая чистка ковров один раз в год; не проводится замена посуды со сколами, отбитыми краями, поврежденной эмалью на новую; отделка стен в медицинском кабинете не допускает проводить уборку влажным способом и дезинфекцию. Кроме того, выявлены нарушения СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и обороноспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», а именно: колода для рубки мяса не установлена на крестовине или специальной подставке, не скреплена металлическим обручем; в холодном цехе не оборудована раковина для мытья рук. Также ответчиком не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на образовательную деятельность, чем нарушен п.6 (приложение № 2) Приказа «О санитарно-эпидемиологической экспертизе, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» №224 от 19.07.2007 года. По выявленным нарушениям санитарных правил возбуждены административные дела о правонарушениях в отношении юридического лица - МДОУ «Детский сад №165» г. Барнаула и в отношении должностного лица – заведующей МДОУ «Детский сад № 165 Мелентьевой С.И. Судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле были привлечены Комитет по образованию г.Барнаула, Комитет по финансам, бюджетной, налоговой и кредитной политике г. Барнаула. Процессуальный истец в судебном заседании на иске настаивал в части неисполненных ответчиком требований. Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что часть выявленных нарушений устранена, а именно: отопительные приборы в группах №,№ ограждены съемными деревянными решетками; проведена замена посуды со сколами, отбитыми краями, поврежденной эмалью на новую; медицинский кабинет оклеен обоями под покраску и стены покрашены водоэмульсионной краской; колода для рубки мяса установлена на специальной подставке, скреплена металлическим обручем. Остальные нарушения будут устранены в установленный Роспоребнадзором срок – до ДД.ММ.ГГГГ Представители третьих лиц - Комитета по образованию г.Барнаула, Комитета по финансам, бюджетной, налоговой и кредитной политике г. Барнаула, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие третьих лиц. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В судебном заседании установлено, что Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №165» общеразвивающего типа имеет право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, что подтверждается лицензией серии № (л.д.5). Согласно Уставу МДОУ предметом деятельности учреждения является осуществление образовательного процесса. Учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В своей деятельности МДОУ руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжения Правительства Российской федерации, решениями органов местного самоуправления и органов управления в сфере образования (Устав – л.д.6-12). Согласно ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О некоммерческих организациях" Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №165» является бюджетным учреждением. В соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст.24 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов. Согласно п. 1 ст.51 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. В силу п.7 ст.51 данного Закона ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии со ст.28 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Согласно ст.11 данного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Устройство и содержание общеобразовательных учреждений должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН, в частности СанПиН 1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», действовавший на момент проверки, СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», введенный в действие с 1 октября 2010 г., СанПиН 2.3.6 1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и обороноспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». В соответствии со ст.50 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ и 27.09.2010 г. сотрудником отдела надзора за гигиеной детей и подростков Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю при обследовании объекта МДОУ «Детский сад № 165» выявлены нарушения санитарного законодательства, а также выявлены условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, о чем составлен акт проверки. С целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, сотрудником Роспотребнадзора выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении выявленных нарушений, а именно необходимо: оборудовать в туалетных групп №№1,6,8 умывальные раковины для персонала (п.2.2.17.СанПиН 1249-03, п.6.18.1 СанПиН 2.4.1.2660-10), оборудовать в туалетных групп №№1,6,8 по 4 детских раковины (п.2.2.17.СанПиН 1249-03, п.6.18.2 СанПиН 2.4.1.2660-10), оградить съемными деревянными решетками отопительные приборы в группах №№1,5 (п.2.6.4.СанПиН 1249-03, п.8.4 СанПиН 2.4.1.2660-10), проводить сухую химическую чистку ковров один раз в год (п.2.8.2.СанПин 1249-03, п.18.4 СанПиН 2.4.1.2660-10), заменить посуду со сколами, отбитыми краями, поврежденной эмалью на новую (п.2.10.8 СанПиН 1249-03, п.14.3 СанПиН 2.4.1.2660-10), провести отделку стен в медицинском кабинете, допускающую проводить уборку влажным способом и дезинфекцию (п.2.3.1 СанПиН 1249-03, п.5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10), установить на крестовине или специальной подставке, скрепить металлическим обручем колоду для разруба мяса (п.6.6 СП 2.3.6.1079-01), оборудовать в холодном цехе раковину для мытья рук (п 3.3 СанПиН 2.3.6 1079-01), а также получить санитарно-эпидемиологическое заключение на образовательную деятельность, что предусмотрено п.6 (приложение № 2) Приказа «О санитарно-эпидемиологической экспертизе, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» № 224 от 19.07.2007 года (л.д.13-14). Согласно предписанию Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № установлен срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14). При рассмотрении дела представителем ответчика Мелентьевой С.И. представлены доказательства частичного устранения нарушений санитарного законодательства, а именно: отопительные приборы в группах №,№ ограждены съемными деревянными решетками; проведена замена посуды со сколами, отбитыми краями, поврежденной эмалью на новую; медицинский кабинет оклеен обоями под покраску и стены покрашены водоэмульсионной краской, ранее обои на стенах были бумажными, что не позволяло проводить уборку влажным способом и дезинфекцию; колода для рубки мяса установлена на специальной подставке, скреплена металлическим обручем (л.д.26-30,34). Доказательств устранения остальных нарушений суду не представлено. Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что возможно устранение нарушений – установка дополнительных раковин в туалетных и в холодном цехе и проведение сухой чистки ковров, а также получение санитарно-эпидемиологическое заключения на образовательную деятельность, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, установленный предписанием Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №. Мелентьева С.И. представила смету на устранение предписаний СЭС, заключенный с ИП ФИО1. договор на оказание услуг по чистке ковров. (л.д.31,32). В соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Процессуальный истец не возражал против установления указанного срока для устранения недостатков в решении суда. В части удовлетворения искового требования о возложении субсидиарной ответственности в случае отсутствия денежных средств на учредителя МДОУ «Детский сад №165» - Комитет по образованию г.Барнаула и на орган местного самоуправления – Комитет по финансам, бюджетной, налоговой и кредитной политике г.Барнаула суд не находит оснований в связи со следующим. В соответствии с абз.5 п.2 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации (ред. от 07.02.2011) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Согласно ст.33 Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года. Ранее пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливал, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Однако в силу п.3 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. В соответствии с п.2 ст.32 ФЗ «Об образовании» (специального закона, регулирующего деятельность образовательных учреждений) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса относится к компетенции образовательного учреждения. Согласно п.4 ч.1 ст.31 этого Закона обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования. Таким образом, суд не находит оснований для возложения субсидиарной ответственности на учредителя МДОУ «Детский сад №165» - Комитет по образованию г.Барнаула и на орган местного самоуправления – Комитет по финансам, бюджетной, налоговой и кредитной политике г.Барнаула. При таких обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: Исковые требования удовлетворить частично. Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 165» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать в туалетных групп №,№ по четыре детских раковины, проводить сухую чистку ковров по одному разу в год, оборудовать в холодном цехе раковину для мытья рук, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на образовательную деятельность. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Индустриальный районный суд г.Барнаула в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Судья Ю.В.Гончарова Мотивированное решение изготовлено 21.03.2011 г. Копия верна: Ю.В.Гончарова По состоянию на 22.03.2011 г. решение в законную силу не вступило Секретарь с/з _____________Д.С.Глушакова