Дело № 2-838/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 марта 2011 года город Барнаул Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Емельяновой Е.В., при секретаре Францевой Е.В., с участием прокурора Беликова Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Индустрия» о признании незаконным бездействия, обязании провести аттестацию рабочих мест, УСТАНОВИЛ: Прокурор Индустриального района обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Индустрия» (далее – ООО «Индустрия»), в котором просил признать незаконным бездействие ООО «Индустрия» по исполнению обязанностей работодателя в обеспечении безопасных условий и охраны труда, обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации. В обоснование указанных требований указал на то, что прокуратурой Индустриального района г.Барнаула проведена проверка исполнения законодательства об охране труда на предприятиях района, в ходе которой выявлено, что количество рабочих мест в ООО «Индустрия» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 33 единицы, аттестация рабочих мест в организации до настоящего времени не проведена. Процессуальный истец прокурор Беликов Е.Г. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представитель ответчика Раков Н.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее при рассмотрении дела (ДД.ММ.ГГГГ) с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что для проведения аттестации всех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда необходимо время, что подтверждается письмом ГУ «...», с которым заключен договор на проведение аттестации. Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Труд и здоровье людей в Российской Федерации в соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации охраняется государством. В соответствии с п.9 ч.2 ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Проведение аттестации дает возможность решить проблемы установления льгот и компенсаций для работника, определить приоритеты деятельности в области обеспечения безопасных и здоровых условий труда, а главное - создает условия для деятельности по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Согласно статье 147 Трудового кодекса Российской Федерации Российской Федерации доплаты работникам за тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются на основе результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Порядок проведения аттестации утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. С 01.09.2008 введен в действие Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569. Данный Порядок регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. В соответствии с п.5 Приказа. Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются, исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. В соответствии с сообщением директора ООО «Индустрия» от ДД.ММ.ГГГГ карты аттестации рабочих мест по условиям труда ООО «Индустрия» будут предоставлены ДД.ММ.ГГГГ после завершения аттестации рабочих мест, договор с аттестующей организацией находится в стадии заключения (л.д. 3), создана аттестационная комиссия для аттестации рабочих мест по условиям труда (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). Договор на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда заключен ДД.ММ.ГГГГ с ГУ «...» (л.д. 24-26), которому для исполнения переданы необходимые документы (л.д. 19). Согласно сообщению ГУ «...» во исполнение заключенного договора ДД.ММ.ГГГГ проведены исследовательские работы в целях аттестации рабочих мест по условиям труда, в настоящее время проводится аналитическая обработка данных, материалы будут переданы заказчику до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31). В соответствии с пунктами 1, 2, 4 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: 1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; 2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; 3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; 5) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; 7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); 8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; 10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о 11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или 12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением 13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и 14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; 15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и 16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 17) создания банка данных существующих условий труда на уровне 18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом 19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда. Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации. Ответчиком предприняты меры для устранения нарушения трудового законодательства, заключен договор с ГУ «...» на оказание услуг по аттестации рабочих мест. Однако доказательств проведения в ООО «Индустрия» в установленные сроки аттестации рабочих мест на день рассмотрения гражданского дела суду не представлены, в то же время аттестация рабочих мест должна проводиться не реже одного раза в 5 лет и ответчиком доказательств невозможности принятия мер к своевременной аттестации рабочих мест не представлено, в связи с чем имеет место нарушение трудовых прав работников ответчика. Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения требований трудового законодательства, выразившегося в непроведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации, в связи с чем требования прокурора Индустриального района г. Барнаула подлежат удовлетворению. В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. С ответчика подлежит взысканию в доход местного госпошлина в сумме ... рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Индустрия» о признании незаконным бездействия, обязании произвести аттестацию удовлетворить. Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Индустрия» по исполнению обязанностей работодателя в обеспечении безопасных условий и охраны труда. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Индустрия» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Индустрия» в доход местного бюджета государственную пошлину ... рублей. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула. Судья Е.В. Емельянова Верно: Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2011 года.
применении административного наказания в виде административного
приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств,
структурных подразделений, производственного оборудования, участков;
сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов
деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы
жизни или здоровью работников;
безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с
ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
профилактическому обеспечению работников организации;
компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных
условиях труда;
организации, муниципального образования, органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;
исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного
надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;