Дело №2-487/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 марта 2011 года Индустриальный районный суд города Барнаула в составе судьи Новоселовой Е.Г., при секретаре Кухленко Н.Г., с участием: процессуального истца (прокурора) Дудко Т.А., представителя ответчика: Деришевой О.В., представителя третьего лица: Мартынова О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом Русский хлеб» о признании незаконными бездействий по реализации законодательства о социальной защите инвалидов, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Индустриального района города Барнаула обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Торговый дом Русский хлеб» о признании незаконными бездействий ответчика в выполнении квоты при приеме на работу инвалидов; возложении обязанности на ответчика устранить нарушения закона путем выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в месячный срок; возложении обязанности на ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения закона путем ежемесячного представления в КГУ «Центр занятости населения города Барнаула» информации о выполнении квоты для трудоустройства на работу инвалидов. В обоснование иска прокурором указано на нарушение ответчиком положений ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», выразившихся в отсутствии квотирования мест для инвалидов. (л.д.2-4) ДД.ММ.ГГГГ прокурором исковые требования уточнены и сформулированы в окончательном варианте следующим образом: признать незаконным бездействие ответчика в выполнении квоты при приеме на работу инвалидов; обязать ответчика устранить нарушение закона путем выделения или создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах квоты в месячный срок; обязать ответчика устранить нарушения закона путем трудоустройства на выделенные либо созданные рабочие места инвалидов в пределах установленной квоты. (л.д.22-24) В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, дополнив их указанием на создание (выделение) рабочих мест для трудоустройства инвалидов и трудоустройства инвалидов в количестве 8 рабочих мест (человек), согласно установленной ответчиком квоты. Представитель ответчика Деришева О.В. в судебном заседании, возражая относительно иска указала, что численность работников на предприятии составляет 219 человек, соответственно число квотируемых мест – 8. В связи с нахождением инспектора отдела кадров в ученическом отпуске с последующим увольнением информация о выполнении квоты приема на работу инвалидов не была своевременно направлена в ЦЗН. В настоящее время данная обязанность исполнена. Кроме того, в ЦЗН предприятием постоянно подаются заявки на направление работников по имеющимся вакансиям, на которых при отсутствии определенных противопоказаний могли бы работать инвалиды (водители, грузчики, торговые представители с личным транспортом и др.), однако Центром занятости такие лица не направлялись. Предприятию не понятно, каким образом они будут создавать рабочие места для инвалидов, нести расходы на создание рабочих мест, если таковые затем им не будут направлены для трудоустройства. Представитель третьего лица КГУ «Центр занятости населения г.Барнаула» (далее – ЦЗН) Мартынов О.Н. в судебном заседании пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ ответчик предоставляет в ЦЗН сведения о количестве квотируемых мест для трудоустройства инвалидов, но сведения о том, что ими созданы рабочие места для данной категории граждан и они нуждаются в них, не представлены, в связи с чем, инвалиды ЦЗН не направлялись на предприятие. Трудоустройство инвалидов работодателем может осуществляться самостоятельно, без участия ЦЗН. Кроме того, работодатель может принять участие в Программе занятости инвалидов и создать такие рабочие места для инвалидов с последующей компенсацией расходов на создание рабочих мест, либо заключить договор аренды рабочих мест для инвалидов с предприятием, на которых такие места созданы. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с «Конвенцией о правах инвалидов», принятой Генеральной Ассамблей ООН в г.Нью-Йорке 13.12.2006, признается право инвалидов на труд наравне с другими; оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, в том числе теми лицами, которые получают инвалидность во время трудовой деятельности, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных, в частности, на следующее: расширение на рынке труда возможностей для трудоустройства инвалидов и их продвижения по службе, а также оказание помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы (п.«е» ст.27). Согласно ст.37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд запрещен, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации) Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. (ст. 2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"- далее Закона) В целях обеспечения занятости инвалидов, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации установлением в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). (ст.20,21 Закона) Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации для каждого предприятия в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. (ст.22 Закона) В соответствии со ст.24 Закона работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Законом Алтайского края №59-ЗС от 06.07.2006 «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере 4 процентов к среднесписочной численности работников. Обязанности содействия работодателей в обеспечении занятости населения регламентированы Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Так, в силу ст.25 данного Закона работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов; обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Судом установлено, что ООО «Торговый дом Русский хлеб», имея численность работников 219 штатных единиц (л.д.33-34) в период с ДД.ММ.ГГГГ не исполняло обязанность по предоставлению в ЦЗН информации о соблюдению квоты приема на работу инвалидов, как и выполнения квоты приема на работу инвалидов. (л.д.5-6) Тогда как в КГУ «Центр занятости населения г.Барнаула» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано 396 безработных инвалидов. (л.д.11) ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес ЦЗН направлена информация о выполнении квоты приема на работу инвалидов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой предприятие, имея численность работников в количестве 219 рабочих мест, определило квоту приема на работу инвалидов 8 рабочих мест, на ДД.ММ.ГГГГ не имело трудоустроенных инвалидов. Впоследствии такая информация стала направляться ежемесячно. (л.д.18,28). Вместе с тем, судом установлено, что до настоящего времени ответчиком не трудоустроено ни одного инвалида на квотированные рабочие места. Довод ответчика о том, что КГУ ЦЗН города Барнаула не выполняет свои обязанности по рассмотрению поступающих вакансий и направлению желающих трудоустроится, пытаясь переложить свои обязанности на работодателя, является несостоятельным. Так, из системного толкования норм вышеприведенных законов следует, что работодатель не только должен уведомить службу занятости населения о выделенных для инвалидов рабочих мест, но и реально создать эти рабочие места с соблюдением условий труда инвалидов и трудоустроить данную категорию лиц на 8 квотируемых рабочих мест. Определив квоту в 8 рабочих мест, представитель ответчика не смог сказать на какие должности они могут принять инвалидов и каких профессий, указав на исполнение своих обязанностей по трудоустройству инвалидов путем направления в период с ДД.ММ.ГГГГ сведений об имеющихся вакансиях на предприятии. Кроме того, представитель ответчика не смогла представить доказательств того, что 8 квотированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на день рассмотрения спора на предприятии вакантны и на них могут быть приняты инвалиды с последующим созданием специальных рабочих мест. Не состоятелен довод ответчика о том, что предприятие должно создавать рабочие места для конкретного инвалида, которое было бы направлено ЦЗН, неся расходы на эти цели. Так, в соответствии с Правилами предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 №1011 и письма Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18.02.2010 №23-3/10/1-570 «О реализации региональных программ в части трудоустройства инвалидов в 2010 году» работодателю возмещаются затраты на оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере фактических расходов, подтвержденных платежными документами, но не более 30000 рублей на 1 постоянное рабочее место, по факту трудоустройства на него инвалида. Ответчиком в качестве доказательств выполнения возложенных на предприятие законом обязанности по информированию ЦЗН о наличии вакансий представлены сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) по форме №, предусмотренной «Административным регламентов Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателем подборе необходимых работников», утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. (л.д.53-61). Из данной информации следует, что ответчик сообщил ЦЗН за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведения о наличии вакансии одного мерчендайзера ДД.ММ.ГГГГ, двух торговых представителей ДД.ММ.ГГГГ и 10 водителей ДД.ММ.ГГГГ. Причем согласно данной информации водители требовались с личным автомобилем, что не предполагает усилий предприятия по созданию специального места для такого работника. Вместе с тем, суд полагает, что с учетом вышеприведенным норм закона, ежемесячно на предприятии должно быть не менее 8 вакантных единиц, (если инвалиды не работают на предприятии) о которых должен уведомляться ЦЗН, на которые потенциально могут быть приняты инвалиды. Уведомление работодателем о наличии вакантных рабочих мест, в количестве не достаточном для соблюдения квоты, не может быть расценено судом как исполнение возложенных на работодателя обязанностей по реализации закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Таким образом, исковые требования прокурора Индустриального района города Барнаула подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст.103 ГПК Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Индустриального района города Барнаула удовлетворить. Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом Русский хлеб» в выполнении квоты при приеме на работу инвалидов. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом Русский хлеб» выделить или создать 8 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в месячный срок со дня вступления решения в законную силу. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом Русский хлеб» трудоустроить на 8 выделенных либо созданных рабочих мест инвалидов. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом Русский хлеб» в доход муниципального образования городской округ – город Барнаул государственную пошлину в размере ... рублей ... коп. Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд города Барнаула в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.Г.Новоселова