О признании незаконной выплаты заработной платы, в размере менее установленного федеральным законодательством. Вступило в законную силу.



Дело №2-887/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 марта 2011 года город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула в составе председательствующего судьи Михайловой Т.Б.

при секретаре Худойкиной И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутнановой С.П. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №237» комбинированного вида о признании незаконной выплаты заработной платы, в размере менее установленного федеральным законодательством, возложении обязанности установить оклад не ниже минимального размера оплаты труда и взыскании недоначисленной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л :

Истица обратилась в суд с иском к МДОУ «Детский сад №237» комбинированного вида, в котором просила признать незаконным выплату работодателем оклада в размере ... рублей, что на ... рублей менее установленного законом минимального размера оплаты труда; обязать ответчика установить оклад не ниже установленного законом минимального размере оплаты труда ... рублей без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; взыскать в ее пользу недоначисленную за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заработную плату в размере ... рублей, а также судебных расходов в сумме ... рублей.

В обоснование требований истица указала, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности воспитателя с должностным окладом (тарифной ставкой) в размере ... рублей с выплатой районного коэффициента в размере ...% и процентной надбавки к заработной плате в размере ...%.

Считает, что установленный размер тарифной ставки не соответствует положениям Конституции Российской Федерации и трудового законодательства, поскольку ниже установленного Федеральным законом от 19.06.2000 минимального размера оплаты труда, а работодатель в нарушение требований Конституции Российской Федерации и трудового законодательства включает все причитающиеся за работу выплаты в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы).

В судебное заседание участники процесса не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица Комитета по образованию администрации Индустриального района города Барнаула в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен.

Исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истицы в полном объеме.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

До внесения изменений Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, понятия заработной платы и минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда) регламентировались статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации следующим образом:

заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера;

минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения в понятие минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда), его определение дополнено положением о том, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

В развитие указанного положения статья 139 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ дополнена частью 4, согласно которой размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Однако в последующем Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ из Трудового кодекса Российской Федерации исключены положения ч. 2 ст. 129 и ч. 4 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации о том, что поощрительные, компенсационные и социальные выплаты не подлежат включению в минимальный размер оплаты труда, а также, что базовые оклады и ставки заработной платы не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Одновременно указанным федеральным законом с 1 сентября 2007 года более чем в два раза увеличен минимальный размер оплаты труда (с 1100 рублей до 2 300 рублей в месяц).

В ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера. Данная правовая позиция нашла свое отражение в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.09 № 1160-О-О.

Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Судом установлено, что базовая часть фонда оплаты труда педагогического персонала рассчитывается по формуле:

БО=МРОТ х Кобщ х Кспец х РК, где:

БО – размер базового оклада педагогического работника;

МРОТ – минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом, без учета районного коэффициента;

Кобщ = А х О х С х Г, где:

Кобщ – размер коэффициентов общей части базового оклада;

А – коэффициент квалификации;

О – коэффициент образования;

С – коэффициент стажа;

Г- коэффициент квалификационно-профессиональной группы должностей. (п.4.1.,4.2. постановления администрации города Барнаула «О введении новой системы оплаты труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений, муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений г.Барнаула» от 15.01.09 №182 в редакции постановлений от 04.05.09, от 12.01.10, 11.06.10).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истице был установлен должностной оклад в размере ... рублей ... коп. без районного коэффициента (... (МРОТ без районного К) + 1,0 (К категории ) + 1,05 (К образования) + 1,0 (К стажа) + 1,1 (К должности).

Таким образом, установленный истице размер базового оклада соответствует всем вышеперечисленным положениям трудового законодательства и превышает установленный законом минимальный размер оплаты труда. В связи с чем, исковые требования истицы о признании незаконными действий ответчика, связанных с установлением оклада и расчетом заработной платы не подлежат удовлетворению, как не основанные на законе.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Тутнановой С.П. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №237» комбинированного вида о признании незаконной выплаты заработной платы, в размере менее установленного федеральным законодательством, возложении обязанности установить оклад не ниже минимального размера оплаты труда и взыскании недоначисленной заработной платы, отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд города Барнаула в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Верно, судья Т.Б.Михайлова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200