Именем Российской Федерации 21 апреля 2011 года Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Масликовой И.Б., при секретаре Куличенко А.А., с участием представителя заявителя Дьякова А.К. – Бурулева А.Ю., представителей заинтересованных лиц – Сильнягиной А.А., Халковского В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Дьякова А.К., Митяевой Т.А., Кручинкина А.В., Володкина А.Н., Дьяковой Т.А., Савлука П.В. о признании незаконным отказа органа местного самоуправления места размещения гаражей, установил: Распоряжением администрации г.Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № ориентировочной площадью 0,1481 га (состоящего из двух контуров: площадью 0,1048 га, площадью 0,0433 га) для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации погребов по адресу: <адрес>. Заявители обратились в Администрацию Индустриального района г.Барнаула по вопросу установки временных железобетонных гаражей на территории расположенной между жилыми домами <адрес> и <адрес>, над подземными строениями ПСК № 223 (<адрес>). Администрация Индустриального района г.Барнаула, рассмотрев указанное обращение, дала письменный ответ-отказ, в котором указывает, что размещение железобетонных гаражей над подземными погребами ПСК № 223 по адресу: <адрес>, является нецелесообразным, в связи с многочисленными жалобами жителей близлежащих домов и владельцев кооперативных погребов. Заявители обратились в суд с данным заявлением, в котором просят признать отказ администрации Индустриального района г.Барнаула, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, поскольку оно является немотивированным и не основанным на законе. Установка гаражей не нарушает и не затрагивает интересов других лиц. Возможность установки некапитальных железобетонных гаражей над подземным строением ПСК № 223 без ухудшения прочностных характеристик строения и снижения уровня теплоизоляционной способности покрытия погребов обоснована выполненными обследованиями и проектно-конструкторскими работами. В судебном заседании представитель заявителя Дьякова А.К. – Бурулев А.Ю. настаивал на удовлетворении заявления по тем же основаниям, просит обязать администрацию Индустриального района г.Барнаула согласовать место расположения временных гаражей, пояснив, что размещение гаражей не нарушает прав и законных интересов жителей других домов, на стадии подготовки технической документации вопрос о размещении гаражей согласовался, причем размещение носит временный характер. Имеется техническое заключение, согласно которому, установка наземных некапитальных гаражей над погребными блоками ПСК № 223 технически возможна, не снижает несущей способности конструкций строения погребов. Отказ администрации в согласовании места размещения гаражей необоснован, немотивирован. Представитель администрации Индустриального района г. Барнаула Сильнягина А.А. заявление не признала, пояснив, что заявители просят установить гаражи на крыше ПСК № 223, а не на свободный земельный участок, поэтому им был дан ответ в виде отказа, который считает законным и обоснованным. Данная ситуация не попадает под полномочия администрации, поскольку администрация района вправе заключать договоры аренды земельных участков, по которым земли не разграничены. Представитель ПСК № 223 Халковский В.М. возражал против удовлетворения заявления, пояснив в судебном заседании, что земельный участок, на котором просят заявители установить гаражи, находится во владении кооператива, который зарегистрирован в установленном законом порядке. Имеются справка о присвоении адреса на земельный участок, квитанции об оплате налога на землю. Большинство членов кооператива возражают против установки гаражей. В настоящее время ПСК земельный участок приватизируется. Заявители Дьяков А.К., Митяева Т.А., Кручинкин А.В., Володкин А.Н., Дьякова Т.А., Савлук П.В. в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о его времени и месте. Суд с согласия участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям. В соответствии со статьей 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Суд полагает, что трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением в порядке гл.25 ГПК Российской Федерации заявителями не пропущен, поскольку ответ администрации Индустриального района г.Барнаула, который оспаривают заявители, составлен ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением в суд обратились ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст.36 ЗК Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. В случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. В судебном заседании установлено, что постановлением администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ предварительно согласовано с администрацией Индустриального района г.Барнаула место размещения кооперативного погреба и примерных размеров намечаемой к отводу площади участка по <адрес> (л.д.50), срок действия данного постановления продлен постановлением администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ на один год (л.д.72). В судебном заседании установлено, что погребной строительный кооператив № 223, расположенный по адресу <адрес>, создан согласно постановления администрации Индустриального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39) и действует на основании устава (л.д. 40-47). В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула выдано распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории (л.д.78). Утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № ориентировочной площадью 0,1481 га (состоящего из двух контуров: площадью 0,1048 га, площадью 0,0433 га) для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации погребов по адресу: <адрес>. Данное распоряжение не устанавливает границ земельного участка, и его площадь указана ориентировочно, поскольку кадастровые работы в отношении него еще не закончены, однако в настоящий момент согласно заявки от ДД.ММ.ГГГГ председателя ПСК № 223 идут работы по формированию межевого плана для постановки земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровый учёт (л.д.79). В силу ст.31 ЗК РФ Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. В соответствии с положениями ч.4 ст.258 ГПК Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Пункт 2 Раздела 1 решения Барнаульской городской Думы от 26.08.2008г. № 808 «О порядке предоставления земельных участков в границах городского округа – города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые разграничена» устанавливает, что данный Порядок регулирует отношения по предоставлению земельных участков, расположенных в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, для размещения на них индивидуальных металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, индивидуальных погребов, палаток, лотков, киосков, иных объектов розничной торговли… Порядок предоставления земельных участков для размещения индивидуальных металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, индивидуальных погребов, палаток, лотков, киосков, иных объектов розничной торговли, не относящихся к недвижимости, регулируется соответствующим разделом указанного Порядка. В соответствии с п.п. 2-8 Порядка земельные участки для размещения объектов некапитального строительства предоставляются в аренду. Земельные участки для размещения объектов некапитального строительства предоставляются администрациями районов города. Предоставление земельных участков для размещения объектов некапитального строительства осуществляется на основании заявлений граждан и юридических лиц. Место размещения объекта некапитального строительства определяется администрацией района города, оформляется актом о выборе земельного участка для размещения объекта некапитального строительства, который согласовывается с соответствующими службами и утверждается уполномоченным должностным лицом администрации района города. Для приобретения земельного участка в аренду для размещения объекта некапитального строительства граждане и юридические лица обращаются в администрацию района города по месту нахождения объекта некапитального строительства с заявлением. Администрация района города принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду и заключает договор аренды земельного участка в срок, установленный действующим законодательством. В соответствии с п.п.11.1, 11.2, 11.5 Временных правил застройки г.Барнаула, утверждённых решением Барнаульской городской Думы от 27.10.2006г. № 440 разрешение на установку некапитальных объектов выдаёт администрация соответствующего района города. Лицо, заинтересованное в размещении некапитальных объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности, подаёт в администрацию района города заявление. Администрация района города в порядке, предусмотренном решением городской Думы от 23.04.2002г. № 221 «О порядке предоставления земельных участков и прекращения прав на землю в границах городской черты», обеспечивает выбор места размещения некапитального объекта и выдаёт заявителю акт о выборе площадки для размещения некапитального объекта. Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен требованиями п.5 ст.30 ЗК РФ и включает в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьёй 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учёт земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьёй 70 ЗК РФ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьёй 32 ЗК РФ. Правила выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта установлены ст.31 ЗК РФ, согласно которой, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утверждённые органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможным вариантом их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Таким образом, ЗК РФ предусматривает процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласование места размещения объекта, а не предварительного согласования места размещения земельного участка. В силу ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Объектом гражданских правоотношений могут быть только сформированные земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учёт. В соответствии с п.4 ст.69 ЗК РФ при проведении землеустройства обеспечивается учёт законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путём извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее, чем за семь календарных дней до начала работ. Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом. Законом не предусмотрен заявленный способ защиты, поскольку согласование границ земельного участка предполагает совершение его в добровольном порядке и является правом, а не обязанностью лица. В ином случае возникает спор о праве на земельный участок соседствующих землепользователей. Суд полагает, что фактически требование заявителей заключается в понуждении заинтересованного лица судебным актом согласовать границы земельного участка, однако представителем погребного кооператива заявлено о том, что земельный участок фактически находится во владении кооператива, готовятся документы к его приватизации, кооператив уплачивает налог за владение данным участком. При таких обстоятельствах суд усматривает спор о праве, подлежащий рассмотрению в порядке искового производства. Кроме того, из представленного технического заключения следует, что устройство гаражей не нарушает прав и законных интересов других граждан. Однако разрешение данного вопроса выходит за рамки компетенции специалиста, в связи с чем подлежит рассмотрению судом в исковом порядке с учётом совокупности представленных доказательств. В материалы дела представлено заявление членов погребного кооператива в котором выражается категорическое несогласие с действиями заявителей, в связи с чем Администрация обоснованно рекомендовала разрешить вопрос с собственниками погребного кооператива и жителями близлежащих домов. При таких обстоятельствах суд не усматривает нарушений в действиях Администрации Индустриального района, поэтому отказывает в удовлетворении заявления. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, РЕШИЛ: Отказать в удовлетворении заявления Дьякова А.К., Митяевой Т.А., Кручинкина А.В., Володкина А.Н., Дьяковой Т.А., Савлука П.В. о признании незаконным отказа органа местного самоуправления места размещения гаражей. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула. В окончательной форме решение принято 26 апреля 2011 года. Судья И.Б.Масликова