О признании незаконным отказа в регистрации гражданина по месту жительства. Вступило в законную силу.



Дело № 2-1358/2011Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 мая 2011 года Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Масликовой И.Б., при секретаре Шевцовой О.В., с участием представителя истца – Илюхина И.Г., представителей ответчиков – Шевченко Е.В., Флаат К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полковниковой Л.И. о признании незаконным отказа в регистрации гражданина по месту жительства,

установил:

Истец Полковникова Л.И. обратилась в суд с иском к ООО УЖК «Весенний» о признании незаконным отказа должностных лиц в регистрации по <адрес>, и обязании ответчика подготовить соответствующие документы для направления в Территориальный пункт Управления Федеральной миграционной службы России по Алтайскому краю в <адрес> для постоянной регистрации по данному адресу, а Территориальный пункт УФМС России по АК в <адрес> совершить действия по постоянной регистрации Полковниковой Л.И. по указанному адресу.

В ходе судебного заседания истец уточнила исковые требования, привлекла в качестве ответчика Управление Федеральной миграционной службы России по Алтайскому краю в лице Территориального пункта УФМС РФ по Алтайскому краю в <адрес>, а также просила признать за ней право на получение постоянной регистрации в жилом помещении по <адрес>.

Истец в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. Ранее на иске настаивала по изложенным в заявлении основаниям.

В судебном заседании представитель истца – Илюхин И.Г. настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.

Представитель ответчика ООО УЖК «Весенний» Шевченко Е.В. в судебном заседании пояснила, что от регистрации истцы по месту ее жительства они не отказываются, регистрация была приостановлена до выяснения принадлежности квартиры. Подача заявления в милицию для выяснения ситуации была вызвана тем, что в квартире по <адрес> длительное время никто не проживал, прежние жильцы были выписаны или умерли, никто прав на квартиру не заявлял.

Представитель ответчика УФМС России по Алтайскому краю Флаат К.А. в судебном заседании пояснила, что Территориальный пункт УФМС России по Алтайскому краю <адрес> это их структурное подразделение, которое осуществляет регистрацию по месту жительства, занимаются выдачей паспортов. ООО ЖКХ «Весенний» принимает документы от жителей многоквартирных домов и предают им. Если нет никаких ограничений в регистрации, то оснований для отказа в регистрации нет, при подаче заявления истицей ее зарегистрирует по месту жительства.

Свидетель ФИО1 –сестра истца, в судебном заседании пояснила, что Полковникова Л.И. приобрела квартиру по указанному адресу в ДД.ММ.ГГГГ. После этого ее долго не прописывали в квартире. Сначала сестра сама ходила, потом позвонила ей и она вместе ходили в паспортный стол по <адрес>, где Полковникова Л.И. написала заявление, но его не взяли, отправили в ЖЭУ к начальнику, юристу. Им пояснили, что документы на проверке, на какой никто не объяснял. Они писали заявление в прокуратуру, там пояснили, что регистрация приостановлена. Сестра не может пенсию получать по месту жительства, в поликлинику не может обращаться, полис получить.

Суд с согласия участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав пояснения представителей сторон, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Полковникова Л.И. на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ приобрела в собственность квартиру , расположенную по <адрес> (л.д.5-6).

Право собственности зарегистрировано на данную квартиру за Полковниковой Л.И. в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.___) и свидетельством о праве собственности (л.д.___).

ДД.ММ.ГГГГ Полковникова Л.И. обратилась в ООО УЖК «Весенний» с просьбой о регистрации, предоставив договор и регистрационное свидетельство. Паспортистами была подана докладная, поскольку законность действий по поводу регистрации квартиры у них вызвала сомнение (л.д. 33).

На обращение Полковниковой Л.И. в ООО УЖК «Весенний» с просьбой разобраться в причине отказе в регистрации по месту жительства, генеральным директором организации был дан ответ, что принять на регистрацию документы паспортный стол не может, поскольку документы по квартире истца изъяты следственными органами, в связи с проверкой законности приватизации и продажи указанной квартиры (л.д.9, 12).

Аналогичный ответ был получен из прокуратуры Индустриального района г.Барнаула на обращение Полковниковой Л.И. (л.д.11).

Факт изъятия документов из ООО УЖК «Весенний» по спорной квартире подтверждается протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).

Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, при оформлении документов истца у паспортиста возникли подозрения относительно законности приватизации приобретённой Полковниковой квартиры. Она обратилась в правоохранительные органы и на время проведения проверки решено приостановить регистрацию истца по месту жительства. Данное основание не указано в законе в качестве препятствия к регистрации, однако управляющая компания полагает, что в настоящее время оснований к регистрации истца не имеется. Вместе с тем, они готовы принять у истца документы на основании судебного решения.

Конституция РФ закрепляет за каждым гражданином Российской Федерации право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст.27).

В соответствии со ст.3, 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства. Гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан зарегистрироваться по новому месту жительства не позднее семи дней со дня прибытия на него.

Регистрация по месту жительства является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства».

Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Эти цели подтверждены и Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 4 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы.

Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации не предусмотрена возможность разрешительной регистрации по месту жительства в Российской Федерации и ограничении в регистрации по месту жительства по такому основанию, как отсутствие заключённого договора найма.

Согласно ст. 6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Пункт 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 02 февраля 1998 года N 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713» указывает, что для регистрации достаточно представления любого из документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан.

Согласно статье 8 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно - территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.

Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона.

Постановление Конституционного Суда РФ от 02 февраля 1998 г. N 4-П, устанавливает, что отказ в регистрации гражданина по месту жительства возможен лишь по мотиву непредставления заявителем должностному лицу, ответственному за регистрацию, документов, указанных в ст.6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.

Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.

В силу п.16 «Правил» Гражданин, изменившийместо жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

На основании п.17 Правил, Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учёта в органы регистрационного учёта.

В соответствии с российским законодательством регистрационный учёт граждан по месту пребывания и по месту жительства - это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учёта.

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учёта граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:
-- Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Закон о свободе передвижения);
-- Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
-- Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утверждённый Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент регистрации).
Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 - только территориальные органыФМС).

Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учёт граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления). Остаётся вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учёту граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учёт.
Принципиальное отличие органов регистрационного учёта от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы.

Исходя из представленного штатного расписания, в штате ответчика УКЖХ «Весенний» состоит паспортист. Как следует из пояснений представителей ответчиков при рассмотрении дела – именно он занимается сбором первичных документов, которые граждане представляют на регистрацию.

Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:
-- первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
-- подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
-- ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.
При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

В соответствии с п. 56 Регламента, регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).
Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).
По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

Как установлено в судебном заседании Полковникова Л.И. обратилась в ООО УЖК «Весенний» для регистрации по месту жительства, для оформления регистрации были предоставлены договор купли-продажи квартиры, свидетельство о государственной регистрации, заявление по форме .

Таким образом, суд приходит к выводу, что Полковниковой Л.И. представлены все необходимые документы, необходимые для регистрации ее по месту жительства, в связи с чем, отказ в регистрации является неправомерным.

При таких обстоятельствах, заявленные требования в части признания незаконным отказа в регистрации ООО УЖК «Весенний» Полковниковой Л.И. по месту жительства подлежат удовлетворению. Требования к УФМС удовлетворению не подлежат, поскольку повторно направлены на восстановление нарушенного права истца, которая избрала способ защиты нарушенного права – путём предоставления документов для регистрации в управляющую компанию.

В соответствии со ст.98 ГПК Российской Федерации судебные расходы подлежат возмещению той стороне, в пользу которой состоялось решение, в связи с чем с ответчика в пользу истца взыскивается уплаченная при подаче иска госпошлина в сумме ... рублей. Истцом заявлено требование о возмещении расходов на оплату за получение выписки из Единого государственного реестра в размере ... рублей, в обоснование представлен чек от ДД.ММ.ГГГГ, указанная сумма также подлежит возмещению ответчиком в пользу истца.

Расходы по отправке корреспонденции в УФМС России по Алтайскому краю и в УФМС России по Алтайскому краю в Индустриальном района г.Барнаула удовлетворению не подлежат, поскольку необходимым не являются и направлены к ненадлежащему ответчику по делу.

Руководствуясь ст.ст.98, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Полковниковой Л.И. о признании незаконным отказа в регистрации гражданина по месту жительства удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ в регистрации ООО Управляющая жилищная компания «Весениий» Полковниковой Л.И. по месту жительства по <адрес>.

Возложить на ООО Управляющая жилищная компания «Весениий» обязанность принять от Полковниковой Л.И. документы, необходимые для постоянной регистрации по месту жительства по <адрес> и направить в территориальный пункт Управления Федеральной миграционной службы для постоянной регистрации Полковниковой Л.И. по месту жительства по <адрес>.

Взыскать с ООО Управляющая жилищная компания «Весениий» в пользу Полковниковой Л.И. в счёт возмещения судебных расходов ... рублей.

Отказать в удовлетворении остальной части исковых требований и требования о возмещении судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд г.Барнаула.

В окончательной форме решение принято 30 мая 2011 года.

Судья И.Б.Масликова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200