О защите прав потребителей. Вступило взаконную силу.



Дело № 2-1475/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 апреля 2011 года Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе председательствующего Емельяновой Е.В., при секретаре Францевой Е.В.,

с участием истца Зубовой М.В., представителя ответчика Буряк И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зубовой М.В. к закрытому акционерному обществу «Банк Русский Стандарт» о понуждению к исполнению обязательств,

УСТАНОВИЛ:

Зубова М.В. обратилась в суд с иском к ЗАО «Банк Русский стандарт», просила о понуждении произвести расчет задолженности и обязании принять досрочное исполнение обязательств по погашению кредита, взыскании с ответчика в свою пользу морального вреда, а также расходов в связи с рассмотрением дела, штрафа.

В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ заключен с ответчиком договор кредитования путем передачи карты. Для сверки расчетов задолженности по карте истец неоднократно обращалась к ответчику с просьбой о получении заверенного экземпляра договора кредитования, информации об условиях предоставления, погашения кредита, оплаты комиссии и штрафов, в том числе и письменно ДД.ММ.ГГГГ, однако требуемая информация, в том числе содержащая расшифровку произведенных по кредитному договору платежей, расшифровку задолженности, ей представлена не была, ответа она не получила, требуемые документы предоставлены ей не были. Также ответчик звонит ее родственникам с требованием о погашении платежей, в то время как сверку не производит, данные действия причиняют ей моральные страдания.

В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивала.

Представитель ответчика во исполнение требований суда о подготовке дела к судебному разбирательству представила суду и истцу расчет задолженности по договору между сторонами, содержащий расчет начисленных и оплаченных процентов по кредитной карте, расчет комиссии за обслуживание счета, содержащий сведения о начисленной плате за пропуск минимального платежа, копии анкеты на получение карты, расписки в получении карты, заявлений об активации карты и о возобновлении операций с использованием карты, выписки из приказов о размере тарифов по картам «Русский Стандарт», выписки из лицевого счета истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с расшифровкой о назначении платежа, копии ежемесячных счетов-выписок, просила в удовлетворении требований отказать, представив письменный отзыв.

Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.9 ФЗ от 26.01.1996 "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", п.1ст.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 "О защите прав потребителей", а также п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от 29 сентября 1994 года «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» отношения в сфере оказания финансовых услуг с участием граждан регулируются Гражданскимкодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Заявленные требования Зубовой М.В. основаны на том, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением к ответчику о получении карты, получила карту, активировала ее ДД.ММ.ГГГГ с установлением кредитного лимита ... руб. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Зубова М.В. производила операции по указанной карте, снимая денежные средства и пополняя счет карты для погашения ссудной задолженности.

Указанные обстоятельства судом установлены из пояснений сторон, а также представленных представителем ответчика анкеты Зубовой М.В. на получение карты, расписки в получении карты, заявлений об активации карты, возобновлении операций с использованием карты, выписки из лицевого счета.

В соответствии с п.1.5. Положения об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденного ЦБ Российской Федерации 24 декабря 2004 года № 266-П, кредитная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией - эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.

В соответствии со ст.850 ГК Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с договором банковского счета банк осуществляет платежи со счета несмотря на отсутствие денежных средств (кредитование счета), банк считается предоставившим клиенту кредит на соответствующую сумму со дня осуществления такого платежа. Права и обязанности сторон, связанные с кредитованием счета, определяются правилами о займе и кредите.

В силу ч.ч. 1,2 ст.30 ФЗ «О банках и банковской деятельности» отношения между кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Банк обязан информировать клиента о состоянии его счета и выполняемых по нему операциях. Формально данная обязанность выражена в ст. 853 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении обязанности банка информировать клиента о произведенном зачете. Такая информация должна передаваться клиенту в порядке и в сроки, предусмотренные договором, а при отсутствии соответствующих условий - в порядке и в сроки, которые являются обычными для банковской практики предоставления клиентам информации о состоянии денежных средств на соответствующем счете. На практике эта обязанность выражается в предоставлении банком клиенту выписок по счету, в которых фиксируются данные об остатке денежных средств на счете, произведенных по нему за отчетный период операциях, начисленных процентах за пользование банком средствами клиента, суммах, взимаемых банком в счет оплаты его услуг, а также о произведенном зачете взаимных требований.

Совокупность норм ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации о тайне банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте, и предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, только самим клиентам или их представителям, и ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" о гарантии тайны об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, предоставлении справок по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, им самим, позволяет сделать вывод о наличии у ответчика, как кредитной организации, обязанности предоставлять клиентам сведения об операциях по счетам своих клиентов.

Кроме того, п.6.4, 6.5. «Условий предоставления и обслуживания карт «Русский Стандарт» предусмотрено ежемесячное направление клиентам счетов-выписок, а также их предоставление по требованию клиента за любой расчетный период.

Истцом представлена счет-выписка за ДД.ММ.ГГГГ, из ее пояснений следует о предоставлении аналогичных счетов-выписок при ее обращении к сотрудникам банка.

Представителем ответчика суду представлены копии счетов-выписок, направленных, по утверждению представителя ответчика, истцу в период с момента активации карты.

Статья 8 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» устанавливает право потребителя на предоставление необходимой и достоверной информации, в том числе о реализуемых услугах.

В судебном заседании установлено, что право истца Зубовой М.В. на получение от ответчика необходимой информации о полученной услуге в сфере оказания финансовых услуг не нарушено, истцом указано на возможность получения информации о размере задолженности по кредиту, которой она воспользовалась, получив данную информацию от сотрудников ЗАО «Банк Русский Стандарт».

С учетом получения истцом Зубовой М.В. от представителя ответчика в судебном заседании выписки по лицевому счету, расчета задолженности по договору между сторонами, содержащего расчет начисленных и оплаченных процентов по кредитной карте, расчет комиссии за обслуживание счета, содержащий сведения о начисленной плате за пропуск минимального платежа, суд приходит к выводу о том, что право истца на получение от ответчика необходимой информации на момент рассмотрения дела не нарушено, соответственно, основания для удовлетворения заявленных требований Зубовой М.В. в этой части отсутствуют.

В то же время истцом Зубовой М.В. не представлено доказательств о наличии со стороны ответчика препятствий в принятии досрочного исполнения обязательства по погашению кредита, из пояснений истца в судебном заседании следует, что она намеревалась погасить существующую задолженность перед ответчиком, однако доказательств предпринятых ею для погашения задолженности действий суду истцом не представлено. В соответствии со ст. 3 ГПК Российской Федерации о том, что защите подлежит нарушенное право, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о понуждении принять исполнение по кредитному договору.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (ст. 15 указанного Закона) предусматривает компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, при наличии вины последнего.

В судебном заседании не установлено нарушение ЗАО «Банк Русский Стандарт» прав Зубовой М.В., как потребителя в сфере финансовых услуг, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о понуждении ответчика к совершению расчета и принятию исполнения, требования Зубовой М.В. о взыскании компенсации морального вреда суд также считает не подлежащим удовлетворению.

Доводы Зубовой М.В. о том, что ответчиком оказывается давление на ее родственников в виде телефонных звонков с требованиями оплатить задолженность по кредиту, что причиняет истцу моральные страдания, суд во внимание не принимает ввиду неотносимости к заявленным требованиям о понуждении ответчика к расчету задолженности и принятии исполнения по договору, а также ввиду отсутствия при указанных обстоятельствах нарушения права истца.

При принятии решения об отказе Зубовой М.В. в иске суд оставляет без удовлетворения требования о взыскании штрафа, расходов и издержек истца, связанных с рассмотрением данного дела, при этом принимает во внимание, что доказательств понесенных истцом расходов суду не представлено.

руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Зубовой М.В. отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Барнаула в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Е. В. Емельянова

Верно:

Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2011 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200