Об обязании выделить бюджетные средства на приобретение в собственность жилого помещения. Не вступило в законную силу.



Дело № 2-1548/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2011 года город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Масликовой И.Б.,

при секретаре Шевцовой О.В.,

с участием истца Ангорокова В.Н.,

представителя ответчика Хребкова И.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ангорокова В.Н. к администрации Алтайского края, администрации Индустриального района г.Барнаула о предоставлении субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Ангороков В.Н. обратился с исковым заявлением в суд к администрации Алтайского края, администрации Индустриального района города Барнаула о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований Ангороков В.Н. указал, что он относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, воспитывался МОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № *** для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии г.Барнаула». В настоящее время собственного жилья он не имеет. Истец неоднократно обращался в администрацию Индустриального района г. Барнаула о предоставлении жилого помещения по льготной очереди, однако данный вопрос до настоящего времени не решен. Истец просил обязать администрацию Алтайского края выделить бюджетные средства на приобретение им в собственность жилого помещения.

В ходе рассмотрения дела привлечены к участию в деле в качестве ответчиков Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству и по образованию и делам молодежи.

В судебном заседании Ангороков В.Н. настаивал на удовлетворении исковых требований. Пояснил, что обращался в администрацию Индустриального района г.Барнаула с заявлением о предоставлении субсидии, однако ему был отказано. В настоящее время он не обладает специальными познаниями, просил суд определить надлежащего ответчика и удовлетворить его требования в соответствии с законом, ввиду отсутствия возможности обращения за юридической помощью, поскольку не обладает достаточными денежными средствами.

Представитель ответчика – администрации Индустриального района г.Барнаула, исковые требование не признал, дал пояснения согласно представленному отзыву. Указал, что истец состоит на учете в администрации Индустриального района в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законом Алтайского края от 31.12.2004 №72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» органы местного самоуправления не наделены полномочиями по предоставлению жилья указанным категориям граждан и соответственно средств на эти полномочия, органам местного самоуправления от Администрации Алтайского края не передавалось. Законом Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» определен только лишь порядок ведения учета и списков граждан, который не может является основанием для обязания органов местного самоуправления предоставлять жилье. Жилищный кодекс РФ прямо указывает на полномочия органов местного самоуправления на предоставление муниципального жилья только малоимущим (п.5 ст.14, п.2 ст.49) и также прямо указывает на полномочия органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений таких, как определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (п.4 ст.13, п.3 ст.49). Таким образом, считает заявленные требования к администрации района не имеют правовых оснований и не могут быть удовлетворены в силу отсутствия таких полномочий у органов местного самоуправления.

Представители администрации Алтайского края, Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного заседания извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие, согласно представленным отзывам просят Ангорокову В.Н. в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указывая на необоснованность постановки Ангорокова на учёт ввиду того, что на момент постановки ему было *** года и имелось в собственности жилое помещение, кроме того, не соблюдён досудебный порядок (л.д.***).

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст.6 Федерального закона № 189 от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.1 Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В ст. 8 вышеуказанного закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии со ст. 5 вышеуказанного закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Из этого следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с частью 6 статьи 19 данного закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Следовательно, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно справке Ангороков В.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обучался и воспитывался в МОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № *** для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии г. Барнаула» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и находился на полном государственном обеспечении (л.д. ***).

ДД.ММ.ГГГГ Ангороков В.Н. обратился в администрацию Индустриального района г.Барнаула с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.***), ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Индустриального района г. Барнаула № *** поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.***).

Представители ответчиков в своем отзыве указывает на то, что на момент обращения Ангорокова В.Н. в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на очередь на улучшение жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, последнему исполнилось *** года, в связи с чем он не имел права на гарантии, предусмотренные ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как не относился к категориям, указанным в законе, полагают, что положения закона распространяются только на детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижении ими 23-летнего возраста. Поскольку на момент обращения Ангорокова В.Н. в органы местного самоуправления ему исполнилось *** года, он не имеет право на меры социальной поддержки, установленные федеральным законодательством.

Кроме того, указывают, что Ангороков В.Н. не может быть включен в заявку на получение субсидии на строительство или приобретение жилья, так как имеет в собственности *** доли жилого помещения по адресу <адрес>. Ссылаются на п. 3.1 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 15.01.2008 № 8, в качестве обязательного условия предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья закреплено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не должны иметь жилья по договору жилищного найма или на праве собственности.

Не соблюдён досудебный порядок обращения с заявлением.

Данные доводы не могут быть приняты во внимание, исходя из следующего.

В соответствии с абз.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996№159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту- Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного закона, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в силу Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ не исполнилось 23 года.

Аналогичные гарантии закреплены в Законе Алтайского края от 31 декабря 2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» (ч.2 ст.4).

В соответствии с п.3.1 Положения, право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления: в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не исполнилось 23 года.

Согласно ст.13 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Данный закон был опубликован в "Собрание законодательства РФ", 23.12.1996, N 52, ст.5880, и в "Российской газете", N 248, 27.12.1996.

На момент вступления в силу указанного закона Ангорокову исполнилось *** года, жилья по договору социального найма либо на праве собственности он не имел, следовательно имеет право на получение безвозмездной субсидии.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего предоставления им жилого помещения, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Понятия «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» раскрываются в ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ.

Согласно положениям вышеуказанного закона, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа 23-летнего возраста. В случае, если социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью лица, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была реализована до 23 лет, то данное право сохраняется за ним до реализации данной льготы.

Право указанной категории лиц на внеочередное получение жилья предполагает их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Поскольку действующей нормой Жилищного кодекса РФ предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений указанной категории граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления (п.2, 3 ч.2 ст.57), следовательно, сохраняется обязанность предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилого помещение.

Довод ответчиков о том, что за истцом на момент обращения в суд было уже закреплено право собственности на *** доли в квартире по <адрес>, что исключает применение ст.5 Закона №136-ЗС от 12.12.2006г. и не позволяет отнести Ангорокова В.Н. к категории граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений, несостоятелен.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (ч.7 ст.57 ЖК РФ).

Согласно ч.5 ст.50 ЖК РФ учетная норма площади жилого помещения, т.е. минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается органом местного самоуправления.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5 ст.57 ЖК РФ).

Согласно свидетельству о регистрации права собственности, Ангорокову В.Н. принадлежит *** доля в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью *** кв.м. (л.д.***). Право собственности зарегистрировано в *** году на основании договора о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.8 Закона Алтайского края №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края» норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма установлен стандарт нормативной площади жилого помещения в размере: - *** кв. м занимаемой общей площади жилого помещения на одиноко проживающих граждан; - *** кв. м - на семью из двух человек; - *** кв. м - на каждого члена семьи, состоящей из 3-х и более человек. На долю Ангорокова в принадлежащем ему жилом помещении приходится *** кв.м., что менее учётной нормы, следовательно, истец не утратил статус лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с чем для приобретения *** кв.м. ему должна быть предоставлена безвозмездная субсидия.

Размер предоставляемой субсидии определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина, установленной статьей 8 закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в муниципальном образовании, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, в котором получатель субсидии стоит в очереди на улучшение жилищных условий в качестве гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья в Алтайском крае.

Стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в муниципальном образовании подтверждается письмом органа местного самоуправления муниципального образования, прилагаемым к пакету документов, представляемых в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи (п.4.5 Положения).

Кроме того, получатель субсидии имеет право в установленном порядке приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, относящееся к категории благоустроенного в соответствии с действующим жилищным законодательством с учетом условий места его постоянного проживания (п.4.6 Положения).

В соответствии со ст.4 Закона Алтайского края №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края», органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими.

Лицо, имеющее право на получение безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья и изъявившее желание её получить, состоящее на учете на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя главы администрации района.

Жилищная комиссия администрации района рассматривает заявление и принимает заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии.

Заявка администрации района на предоставление субсидии, анкета, направляются в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для формирования сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в Алтайском крае (п.4.3 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края утв.Постановлением Администрации края от 15 января 2008 г. № 8).

Ангороков В.Н. состоит на учете в Администрации Индустриального района г.Барнаула, при этом Администрацией дело Ангорокова В.Н. для рассмотрения вопроса о включении его в сводный реестр нуждающихся не передано. Вина Ангорокова В.Н. в непредоставлении сведений о нем в сводный реестр отсутствует. Досудебный порядок обращения с заявлением истцом соблюдён, что подтверждается письмом администрации Индустриального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ***, которым истцу отказано в принятии положительного заключения по вопросу предоставления субсидии (л.д.***).

Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

Таким образом, государственное полномочие в виде предоставления жилого помещения указанной категории граждан субъектом Российской Федерации – Алтайским краем – не передано муниципальным органам.

Надлежащими ответчиками по делу являются администрация Индустриального района г.Барнаула, Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи.

Требования о непосредственном предоставлении субсидии удовлетворены быть не могут, поскольку не предполагают соблюдения установленного порядка её предоставления. Кроме того, в соответствии с п.4.4 Положения, субсидии направляются управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в бюджеты муниципальных образований, которые затем перечисляют их продавцу жилья на основании предварительного договора купли-продажи жилья или застройщику жилья на основании договора. Как пояснил истец при рассмотрении дела, такими документами он в настоящее время не располагает, однако желает реализовать своё право на предоставление субсидии. С учётом установленных по делу обстоятельств, нарушенного права истца, его социального статуса, нуждаемости в улучшении жилищных условий, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению в соответствии с п.4.3 Положения – в соответствии с которым необходимо возложить на администрацию Индустриального района г.Барнаула обязанность обязанность при участии комитета направить в управление заявку напредоставление безвозмездной субсидии Ангорокову В.Н., и его анкету в соответствии с п.4.3 Положения,утвержденного Постановлением Администрации АК от 15.01.2008 № 8. Возложить на Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи включить Ангорокова В.Н. в сводный список граждан, из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, стоящих вочереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ангорокова В.Н. к администрации Алтайского края, администрации Индустриального района г.Барнаула о предоставлении субсидии удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Индустриального района г.Барнаула обязанность при участии комитета направить в управление заявку напредоставление безвозмездной субсидии Ангорокову В.Н., и его анкету в соответствии с п.4.3 Положения,утвержденного Постановлением Администрации края от 15.01.2008 № 8.

Возложить на Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи включить Ангорокова В.Н. в сводный список граждан, из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, стоящих вочереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд <адрес>.

В окончательной форме решение принято 27 июня 2011 года.

Судья И.Б. Масликова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200